семинар «Формирование открытого информационно – образовательного пространства профессиональной образовательной организации в условиях модернизации профессионального образования»
Научно-практическая конференция «Развитие профессиональной компетентности педагога начальной школы в условиях реализации ФГОС»
Круглый стол по теме «Роль эффективного контракта в обеспечении качества образования»
Вход для пользователей
Подразделения

Монтессори-педагогика в России

Выставка книг начала XX века из фонда редких и ценных изданий библиотеки ГБОУ ДПО НИРО

Заметным явлением в зарубежном образовании ХХ в. стала образовательная система итальянского педагога, врача и общественного деятеля Марии Монтессори.  Выдающийся итальянский ученый, врач-антрополог, философ, психиатр и психолог, педагог-гуманист Мария Монтессори (1870 -1952) завоевала мировую известность своей уникальной и действенной системой воспитания и обучения маленьких детей. Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на развивающегося человека. В России в 1910-1930-е гг. ее идеи также нашли ряд сторонников, среди них  - А.П. Выгодская, А.А. Перроте, Т.Л. Сухотина, Таубман В., Ю. И. Фаусек; на русский язык были переведены книги Монтессори, в частности, «Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка».   Но в 1928 г. система Монтессори была  запрещена, поскольку она расходилась с основными постулатами Единой трудовой школы РСФСР и идеологическими догматами страны Советов.  Лишь в начале 1990-х гг. педагоги России в поисках гуманизации воспитания и образования подрастающих поколений обратились к наследию М. Монтессори. В последние годы появился ряд современных публикаций, посвященных отдельным теоретическим и практическим вопросам системы Монтессори.     Познакомить читателя с целостной образовательной системой М. Монтессори и перспективами ее применения и развития в современном мире решила кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, профессор кафедры Математики и естественнонаучных дисциплин Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) Сорокова Мария Геннадьевна. В 2004 году она защитила докторскую диссертацию «Система М. Монтессори в парадигме реформаторской педагогики». В своем учебном пособии для студентов педагогических вузов автор, изучивший и проанализировавший все труды итальянского ученого и педагога, а не только ее отдельные сочинения, выявляет системообразующие элементы и взаимосвязи между идеями и эмпирическими методами М. Монтессори. В книге представлены также практические рекомендации и методика работы с дидактическими материалами;  отрывки из ее произведений и результаты научных исследований последних лет.

 

«Развитие решимости, воображения и творческого дара в малом возрасте не так важно, как умение изучать среду при помощи чувств»
(М. Монтессори)

Монтессори, М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка /Мария Монтессори; перевод со 2-го итальянского, исправленного и дополненного издания со многими рисунками и таблицами; с предисловием И.М. Соловьёва.- изд.4-е. – М.: Типография коопер. т-ва печати и издат. дела «ЗАДРУГА»,1920.- [209 с.].

В книге излагаются основы учения М. Монтессори, итальянского психиатра и педагога, основанного на теории свободного воспитания. Деятельность Домов ребенка направлена на сенсорное воспитание детей дошкольного возраста путем развития отдельных чувств и органов восприятия в сензитивные периоды (т. е. периоды в развитии ребенка, когда он стано­вится особенно чувствительным к соответствующим данному пе­риоду внешним воздействиям). М. Монтессори сформулировала принцип организации особой воспитывающей и активно форми­рующей среды, в которой развиваются дошкольники на основе самовоспитания и самообу­чения.

«Мой метод заключается в том, что я произвожу эксперименты с дидактическим предметом или материалом и дожидаюсь непосредственной, самопроизвольной реакции ребенка: метод, во всех отношениях сходный с приёмами экспериментальной психологии»
(М. Монтессори).

 

Фаусек, Ю.И. Детский сад Монтессори. Опыты и наблюдения в течение семилетней работы в детских садах по системе Монтессори / Ю. И. Фаусек. – Берлин: Государственное издательство (по договору с Издательством  З.И. Гржебина),1923.- [215 с.].

    Этот труд написан преподавательницей педагогического института дошкольного образования в Петербурге Юлия Ивановна Фаусек после пятилетней работы в детском саду по системе Монтессори на Шпалерной улице при Коммерческом училище М.А. Шидловской (1913-1918гг.) и годовой в детском саду на Офицерской (1918-1919 гг.).

   «Одним из главных принципов системы Монтессори является воспитание чувств, которое имеет у нее глубокое научное обоснование. Оно покоится на началах анатомии, физиологии, антропологии и психологии», - пишет  в предисловии автор.


Фаусек, Ю.И. Значение рисования в школе Монтессори: опыты и наблюдения / Ю. Фаусек. – Петербург: Изд-во «Время»,1923.- [62с.].

     Работа является результатом  почти девятилетней практики автора с детьми в возрасте от 4 до 8,5 лет. Описываемые опыты и наблюдения касаются рисования, которому отведено в системе Марии Монтессори очень значительное место: рисование при помощи геометрических фигур, раскрашивание контурных рисунков, рисование детей школьного возраста, свободное рисование.

«Человек не может быть творцом человека»
(М. Монтессори)

Таубман, В. и Фаусек, Ю. Теория и практика детского сада Монтессори / В. Таубман, Ю. Фаусек. – Петроград-Москва: Изд-во «Мысль»,1923.-[133с.].

Авторы считают, что обзор системы воспитания М. Монтессори может дать некоторое представление о серьезности ее значения, особенно в условиях, когда в педагогике «восторжествовали принципы трудового воспитания и охраны психофизического здоровья детей». Поэтому система Монтессори освещена здесь также с врачебно-педагогической точки зрения, поскольку вопросу о важном значении этой системы для психической гигиены дошкольника до этого времени не уделялось должного внимания.

    Основные принципы медицины – экономия психофизических сил, охрана здоровья и предупреждение болезней, строгая индивидуализация и максимальный простор здоровым творческим силам организма – должны, по мнению Монтессори, стать лозунгом педагогики. Столь сложный и ответственный синтез возможен только при условии самовоспитания ребенка в организованной обстановке.

   В. Таубман, один  из авторов книги, утверждает, что «детский сад Монтессори является истинным преддверием трудовой школы, по какому бы типу она ни строилась: развиваются все психофизические функции, необходимые для трудовых процессов; упражняются все внешние чувства, развиваются фиксирующее внимание, интеллект, воля. Ребенок становится точным, методичным и настойчивым в выполнении труда. Он превращается в самостоятельного, творчески активного работника».


 Бойд, У. Система Монтессори: историко-критический анализ системы / У. Бойд; перевод с англ. под ред. и предисл. проф. Н.В. Виноградова. – М.: Кооперативное изд-во «Мир»,1925.-[178с.].

   Книга профессора  университета Глазгоу Уильяма Бойда содержит в себе попытку ис­торико-критического анализа педагогической системы Марии Монтессори. Английский ав­тор стремится прежде всего уяснить генезис основных   воззрений Монтессори, ставя их в тесную идейную связь не только с теми крупными деятелями в области воспитания дефективных детей, на которых ссылается и сама Монтессори (Итар, Сеген), но и с вы­дающимися представителями педагогической  или даже психологической и философской мысли, без знакомства с которыми трудно понять и существо педагогического прин­ципа Монтессори (Локк, Кондильяк, Руссо, Песталоцци).

   «Работа У. Бойда является настолько со­держательной и научно-объективной как в своей «излагающей» части, так и в своей критической части, что мы можем считать ее самым ценным из известных нам исследо­ваний о системе Монтессори», - рекомендует книгу русским читателям  профессор Н. Виноградов в предисловии.


Ивантер, Г.С. Система дошкольного воспитания Монтессори и советская педагогика / Г.С. Ивантер. – Ленинград,1926.- [44с.].

  Отмечая в теоретической части системы воспитания Монтессори «огромное количество ценных мыслей и положений, воспользоваться которыми необходимо всякому педагогу-дошкольнику», автор методично подвергает критике все основные  положения педагогики Монтессори. В заключение Г.С. Ивантер делает вывод: эта система воспитания «толкает ребенка назад с прямой дороги жизни».

     В резолюции заседания научно-педагогической секции Государственного ученого совета в 1926 г.было предписано ограничиться лишь экспериментальной работой в одном-двух садах.


Монтессори-материал. Школа для малышей / перевод с нем. М. Буториной; под ред. Е. Хилтунен; Российский Монтессори-Центр, Verlag Nienhuis Montessori B/V/ Zelhem- Niedelande. – М.: Изд-во «Мастер»,1992. – [80с.].

   Эта книга появилась на свет в год возрождения Монтессори-пе­дагогики в России. Несколько учителей  психологов с помощью своих голландских друзей создали в Москве Российский Монтессори-Центр и модельную школу. Дидактические мате­риалы прислала в подарок фирма «Nienhuis» Кропотливая работа по изучению и сопровождению педагогики Монтессори очень скоро привела к пониманию, что это ведет к сознательному саморазвитию педагога, особому состоянии души и особому космическому взгляду на ребёнка.


Мария Монтессори. Помоги мне сделать это самому: статьи и рекомендации / сост., вступит. статья  М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов; научн. ред. С.В. Лыков. – М.: Издат. дом «Карапуз»,2000. - 272с.,  ил. – (Педагогика детства).

  Замечательный итальянский педа­гог-гуманист Мария Монтессори снискала мировую известность своим уникальным и действенным методом обучения и воспитания де­тей-дошкольников. Главное в этом методе – предоставление ребенку полной свободы самовыражения  и действий.  В книге представлены статьи М. Монтессори, а также ра­боты современных педагогов – ее учеников и последователей, где да­ются конкретные советы и рекомен­дации для занятий с малышами. Издание предназначено для педагогов дошкольных учреждений и родителей.


Сорокина. М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.Г. Сорокина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2005.-384с.

   В учебном пособии с современных пози­ций рассматривается целостная образова­тельная система М. Монтессори и перспек­тивы ее применения и развития. Раскрыты теоретические основы и методика воспита­ния и обучения по Монтессори.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph