Проекта Еврокомиссии TEMPUS «Разработка и введение устойчивых структур по воспитанию предпринимательского духа в России»
научно-практическая конференция «Регуляция физкультурно-спортивной деятельности образовательных организаций»
Региональный этап Всероссийского конкурса юных чтецов Живая классика-2017
Вход для пользователей
Подразделения

Компетентностный подход в образовании

 

 В России переход на компетентностно ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной Про­грамме модернизации российского образования до 2010 года и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ "О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации" в 2005 г. В рамках Болонского процесса наша страна взяла на себя обязательства присоединения, в том числе по компетентностному формату представления результатов профессионального образова­ния.

    Министерство образования и науки дает следующее определение понятию компетенция: «Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности». Цель компетентностного подхода в образовании: преодолеть разрыв между зна­ниями учащегося и его практической деятельностью, научить учащегося с помощью полученных и усвоенных знаний эффективно решать задачи практики.

Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения про­блем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы — формирование ключевых компетентностей. Под ключевыми компетентно­стями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

   Предлагаемый вниманию педагогов библиографический материал представляет публикации в периодических изданиях по вопросам компе­тентностного подхода в образовании за 2010-2012 гг.

  • Агапов, И.Г.  Проектирование инициативной педагогической среды в условиях компетентностного подхода в образо­вании / И.Г. Агапов // Педагогическое образование и наука.-2011.-№10.-С.9-14.
  • Антипина, Л.Б. Компетентностный подход в реализации образовательного процесса / Л.Б. Антипина // Методист.-2010.-№2.-С.39-47.
  • Ахметзянова, Г. М.  Создание и реализация комплексной модели "Интеграторы успеха образовательного учрежде­ния"/ Г.М. Ажметзянова // Инновационные проекты и программы в образовани.-2010.-№1.-С.49-52.
  • Баранов, П.А.   Компетентностный подход к анализу результатов освоения курса обществознания / П.А. Баранов // Преподавание истории и обществознания в школе.-2009.-№4.-С.23-27.
  • Батанова, М.А.  В центре внимания - компетентностный подход, но.../ М.А. Батанова // Аккредитация в образовании.-2011.-№51.-С.36-39.
  • Башкова, С.А.  Основные подходы к формированию профильно-специализированных компетенций педагогов про­фессионального обучения / С.А. Башкова // Среднее профессиональное образование.-2011.-№9.-С.26-30.
  • Беляева, В.  Проектирование внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс / В. Беляева // Школьное планиро­вание.-2010.-№3.-С.3-18.
  • Бубнова, Г.И.  Компетентностный подход: методические основы составления контрольно-измерительных материа­лов / Г.И. Бубнова // Иностранные языки в школе.-2010.-№10.-С.64-68; 2011.-№1.-С.62-66.
  • Васильев, Ю.С.  Формирование содержания высшего образования на базисных компетентностных моделях зна­ний, умений и навыков / Ю.С. Васильев // Alma mater.-2011.-№2.-С.41-45.
  • Вербицкий, А.А.  Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования / А.А. Вербицкий // Инновационные проекты и программы в образовании.-2011.-№4.-С.3-6.
  • Вербицкий, А.А.  Основания для внедрения компетентностного подхода в образование / А.А. Вербицкий // Муниципальное образова­ние: инновации и экспермент.-2009.-№3.-С.29-34.
  • Вершловский, С.Г.   Теоретические и организационные проблемы постдипломного педагогического образова­ния / С.Г. Вершловский // Педагогика.-2010.-№5.-С.108-115.
  • Волкова, Е.Е. Соотнесение традиционного и компетентностного подходов к обучению математике как основа проек­тирования и мониторинга приобретения ключевых компетенций / Е.Е. Волкова // Стандарты и мониторинг в образовании.-2010.-№4.-С.39-44.
  • Воровщиков, С.Г.  Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компе­тенции / С.Г. Воровщиков // Инновационные проекты и программы в образовании.-2010.-№1.-С.32-36.
  • Галагузов, А.Н.  Культурологический подход как методологическое основание образовательной деятельности / А.Н. Галагузов // Педагогическое образование и наука.-2011.-№4.-С.45-50.
  • Головко, Т.Г.  Рефлексивно-деятельностная модель информационной компетентности педагога в процессе повыше­ния его квалификации / Т.Г. Головко // Педагогическое образование и наука.-2010.-№5.-С.68-72.
  • Голубовская, Е.В.  Формирование ключевых компетенций учащихся на основе современных образовательных техно­логий / Е.В. Голубовская // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2010.-№5.-С.23-29.
  • Гуцу, Е.Г.  Проектировочные действия преподавателя педвуза при реализации комптентностного подхода / Е.Г. Гуцу // Педагогика.-2012-№2.-С.58-63.
  • Давыдова, О.  Детский сад - семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентност­ного подхода / О.Давыдова // Дошкольное воспитание.-2011.-№5.-С.17-22.
  • Деркач, А.М.  Компетентностный подход в среднем профессиональном образовании: риски подготовки некомпетент­ного специалиста / А.М. Деркач // Вопросы образования.-2011.-№4.-С.214-230.
  • Дорохова, Т.А. Исследовательская деятельность как фактор реализации компетентностного подхода в образова­нии / Т.А. Дорохова // Экология в школе.-2010.-№4.-С.4-6.
  • Дубова, М.В.  Дидактические принципы компетентностно ориентированного обучения в начальном общем образова­нии / М.В. Дубова // Начальное образование.-2012.-№1.-С.50-51.
  • Дубова, М.В.  Компетентностные задачи как средство реализации практико-ориентированной направленности совре­менного образования / М.В. Дубова // Стандарты и мониторинг в образовании.-2012.-№2.-С.7-13.
  • Егоров, О.Г.  Два кита модернизации: компетентность и конкурентная личность / О.Г. Егоров // Народное образование (электрон­ная версия).-2010.-№9.-С.16-23.
  • Епифанова, М.В.  Качество школьного образования в контексте компетентностного подхода / М.В. Епифанова // Среднее профессио­нальное образование.-2011.-№1.-С.27-29.
  • Ермаков, Д.С.  Компетентностный подход в образовании / Д.С. Ермаков // Педагогика.-2011.-№4.-С.8-15.
  • Журавлева, А.В.  Повышение качества образования в школе полного дня через реализацию модели компетентност­ного образования / А.В. Журавлева // Эксперимент и инновации в школе.-2010.-№4.-С.8-14.
  • Закирова, Е.С.  Отраслевая терминология - средство формирования иноязычной профессиональной коммуникатив­ной компетенции / Е.С. Закирова // Alma mater.-2011.-№10.-С.69-73.
  • Иванов, Д.А. Компетентностному подходу альтернативы нет / Д.А. Иванов // Директор школы.-2011.-№4.-С.58-60.
  • Иванов, Д.А.   Компетенции и компетентностный подход в современном образовании /Д.А. Иванов // Управление качеством обра­зования.-2012.-№3.-С.3-40.
  • Иванов, Д.А.  Компетенции и компетентностная модель современного учителя / Д.А. Иванов // Управление качеством образова­ния.-2011.-№3.-С.4-35.
  • Игнатов, С.Б.  Экологическая компетентность в контексте образования для устойчивого развития / С.Б. Игнатов // Инновацион­ные проекты и программы в образовании.-2011.-№4.-С.11-16.
  • Каунов, А.М. Некоторые аспекты конструирования и отбора методов обучения при профессионально-технологиче­ской подготовке обучающихся на основе компетентностного подхода / А.М. Каунов // Методист.-2010.-33.-С.2-6.
  • Кирдянкина, С.В.  Педагогическая поддержка в контексте компетентностного подхода / С.В. Кирдянкина // Управление современной школой. Завуч.-2010.- №6.-С.74-95.
  • Кирдянкина, С.В.  Стандартизация образования как условие эффективности управления образовательным учрежде­нием в контексте компетентноcтного подхода / С.В. Кирдянкина // Управление школой. Завуч.-2010.-№6.-С.23-28.
  • Клюева, Г.А.   Компетентностно ориентированные задания : вопросы проектирования / Г.А. Клюева // Среднее профессиональ­ное образование.-2012.-№2.-С.29-32.
  • Ковылева, Ю.Э.  Система оценки качества образования на основе компетентностного подхода / Ю.Э. Ковылева // Муниципальное об­разование: инновации и эксперимент.-2012.-№1.-С.57-62.
  • Колесников, А.А. Реализация компетентностной парадигмы при обучении иностранным языкам в профильной школе / А.А. Колесников // Иностранные языки в школе.-2011.-№10.-С.11-18.
  • Колесников, А.К.  Современные образовательные технологии для будущего учителя / А.К. Колесников // Alma mater.-2012.-№1.-С.34-38.
  • Колуцкая, Е.К.  Реализация компетентностного подхода в преподавании права / Е.К. Колуцкая // Преподавание истории в школе.-2010.-№8.-С.18-21.
  • Кольцова, О.С.  Управление качеством образовательного процесса в педагогическом колледже в условиях реализа­ции компетентностного подхода / О.С. Кольцова // Инновационные проекты и программы в образовании.-2010.-№1.-С.10-17.
  • Концепция образовательного проекта "От ключевых компетенций - к успеху в жизни"// Практика административ­ной работы в школе.-2011.-№2.-С.4-15.
  • Коньков, Е.В.  Компетентностный подход к обучению в общеобразовательной школе / Е.В. Коньков // Стандарты и мониторинг в образовании.-2011.-№4.-С.57-60.
  • Кузибецкий, А.Н.  Культурно-комптентностная подготовка руководителей школ в учреждениях дополнительного профессионального образования / А.Н. Кузибецкий // Педагогическое образование и наука.-2011.-№2.-С.21-27.
  • Кузнецова, Л.  Волшебная дудочка учителя / Л. Кузнецова // Директор школы.-2011.-№1.-С.71-75.
  • Кузовлева, Н.В.  Компентностный подход в формировании культуры умственного труда при подготовке магистра начального образования / Н.В. Кузовлева // Начальная школа.-2011.-№4.-С.69-74.
  • Куприянова, Л.М.  О компетентностном подходе в системе экономического образования высшей школы / Л.М. Куприянова // Эконо­мика образования.-2010.-№6.-С.32-41.
  • Лазарева, Л.И.  Содержание формирования информационной культуры выпускника вуза в контексте новых ФГОС ВПО / Л.И. Лазарева // Стандарты и мониторинг в образовании.-2012.-№2.-С.14-21.
  • Лалетин, В.А. Актуализация информационно-коммуникационной компетентности преподавателей в среде интер­нет-конференции / В.А. Лалетин // Alma mater.-2011.-№1.-С.54-59.
  • Лебедев, О.Е. Цели урока: компетентностный подход / О.Е. Лебедев // Народное образование.-2011.-№9.-С.203-211.
  • Матвеева, Т.Е.  Компетентностный подход к конструированию учебных заданий для работы с информацией / Т.Е. Матвеева // Чело­век и образование.-2011.-№1.-С.96-101.
  • Менькина, С.М.  Коммуникативная компетентность: от теории к практике формирования / С.М. Менькина // Среднее профессиональ­ное образование.-2011.-№12.-С.3-5.
  • Мурзина, Н.П.  Компетентностный подход к проектированию образовательной технологии преподавателя педагоги­ческого вуза (на примере изучения дисциплины "Педагогическая технология") / Н.П. Мурзина // Начальная школа плюс до и после.-2010.-№5.-С.10-15.
  • Мусихина, С.Ю.  Формирование естественнонаучной компетентности учащихся при помощи заданий нового типа / С.Ю. Мусихина // Инновационные проекты и программы.-2010.-№5.-С.26-30.
  • Нетребенко, Л.В.  О проблемах перехода на стандарты нового поколения, основанные на модульно-компетентност­ном подходе / Л.В. Нетребенко // Инновационные проекты и программы в образовании.-2010.-№1.-С.18-22.
  • Неустроева, А.Н.  О реализации компетентностного подхода в условиях непрерывного педагогического образова­ния в системе школа-вуз / А.Н. Неустроева // Профильная школа.-2009.-№5.-С.10-15.
  • Никитенко, Н.А.  Компетентностный подход в профессиональной подготовке педагога / Н.А. Никитенко // Управление современной школой. Завуч.-2009.-№6.-С.112-116.
  • Николина, В.В.  Педагогическое проектирование компетентностной модели высшего профессионально-экологиче­ского образования / В.В. Николина // Стандарты и мониторинг вобразовании.-2011.-№1.-С.20-24.
  • Новиков, А. М.  Что такое обучение? / А.М. Новиков // Инновационные проекты и программы в образовании.-2010.-№2.-С.4-9.
  • Новикова, С.В. Реализация компетентностного подхода в профильном обучении: стратегия и практика //Профильная школа.-2012.-№2.-С.46-52.
  • Ноговицына, И.Г.  Содержание профессионально-педагогической подготовки учителя в системе высшего педагоги­ческого образования: знаниевый или компетентностный подход? / И.Г. Ноговицына // Alma mater.-2010.-№11.-С.30-34.
  • Нуриахметова, Е.В.  Создание бизнес-среды на базе классов социально-экономического профиля как одно из усло­вий формирования управленческих и предпринимательских компетенций учащихся / Е.В. Нуриахметова // Одаренный ребенок.-2010.-№3.-С.66-68.
  • Пашкевич, А. В.   Создание системы менеджмента качества образования на основе реализации компетентностного подхода в массовой школе / А.В. Пашкевич // Инновационные проекты и программы в образовании.-2011.-№1.-С.31-39.
  • Пашкевич, А.В.  Создание мониторинга профессиональной компетентности учителя в ходе реализации компетентно­стного подхода в образовательном процессе школы / А.В. Пашкевич // Инновационные проекты и программы в обра­зовании.-2011.-№4.-С.50-55.
  • Пашкевич, А.В.  Создание мониторинга уровня сформированности ключевых компетенций учащихся школы / А.В. Пашкевич // Экспе­римент и инновации в школе.-2011.-№2.-С.47-52.
  • Пиявский, С.А.  Информатизация и компетентностный подход / С.А. Пиявский // Alma mater.-2010.-№2.-С.24-29.
  • Погонышева, Д.А.  Моделирование как метод реализации компетентностного подхода в профессиональном образова­НИИ / Д.А. Погонышева // Педагогика.-2009.-№10.-С.22-28.
  • Половина, Г.Б.  Модульно-компетентностная модель обучения / Г.Б. Половина // Профессиональное образование.-2011.-№5.-С.31-32.
  • Примбетова, Г.  Оценка компетенций как результатов обучения / Г. Примбетова // Педагогические измерения.-2011.-№3.-С.78-83.
  • Примбетова, Г.  Разработка педагогических заданий с интеллектуальным компонентом для оценки результатов компе­тентностно-ориентированного обучения / Г. Примбетова // Педагогические измерения.-2011.-№2.-С.77-83.
  • Прутченков, А.С.  Компетентностный подход в школьном экономическом образовании / А.С. Прутченков // Экономика в школе.-2012.-№2.-С.20-34.
  • Прямикова, Е.В.  Компетентностный подход при изучении обществознания / Е.В. Прямикова // Преподавание истории в школе.-2010.-№8.-С.9-15.
  • Резник, Г.А.  Компетентностный подход как фактор успеха будущего специалиста на рынке труда / Г.А. Резник // Alma mater.-2011.-№8.-С.52-55.
  • Рягин, С.Н.  Перспективы обновления качества результатов профильного обучения в старшей школе / С.Н. Рягин // Профиль­ная школа.-2009.-№5.-С.58-63.
  • Сапожникова, И.В.  Компетентностный подход к управлению профессиональным развитием методиста-предмет­ника / И.В. Сапожкова // Среднее профессиональное образование.-2011.-№4.-С.3-9.
  • Свиридова, Е.М.  Профильное обучение: о результатах экспериментальной деятельности; индивидуальный учеб­ный план; психологическое сопровождение / Е.М. Свиридова // Инновационные проекты и программы в образовании.-2010.-№2.-С.43-48.
  • Серафимова, Л.Г.  Мониторинг ключевых компетенций обучающихся на занятиях элективного курса /Л.Г. Серафимова // Образова­ние в современной школе.-2010.-№3.-С.62-64.
  • Сердюкова, Е.В. "Кометентностно-ориентированные задания для младших школьников" / Е.В. Сердюкова // Образование в современ­ной школе.-2010.-№2.-С.14-21.
  • Симонова, А.А.  Компетентностный подход: аспект внедрения в практику учреждения социальной сферы / А.А. Симонова // Педагоги­ческое образование и наука.-2011.-№1.-С.42-36.
  • Синева, Л.С.  Нужен ли российскому образованию компетентностный подход? / Л.С. Синева // Преподавание истории в школе.-2010.-№8.-С.3-8.
  • Смазнова, А.Н.  Уровневый подход к формированию когнитивной составляющей компетентностей / А.Н. Смазнова // Стандарты и мониторинг в образовании.-2011.-№4.-С.23-28.
  • Смышляева, Л.Г.  Профессиональная подготовка муниципальных служащих / Л.Г. Смышляева // Alma mater.-2012.-№2.-С.57-61.
  • Соловей, О.В.  Проблема несоответствия подготовки кадров требованиям современного рынка труда и пути ее реше­ния / О.В. Соловей // Экономика образования.-2011.-№1.-С.56-72.
  • Степанов, С.В.  Актуальные проблемы содержания, технологий формирования и оценки компетенций / С.В. Степанов // Стандарты и мониторинг в образовании.-2012.-№1.-С.56-59.
  • Строкова, Т.А.  Готова ли школа к реализации компетентностного подхода? / Т.А. Строкова // Народное образование (электрон­ная версия).-2010.-№7.-С.187-191.
  • Сулейманов, Р.Р.  Формирование ключевых компетенций при определении понятий "задача", "модель", "про­ект" / Р.Р. Сулейманов // Методист.-2010.-№2.-С.7-10.
  • Тарасова, Л.А.  Использование компетентностного подхода при переходе на профильное обучение / Л.А. Тарасова // Управле­ние качеством образования.-2012.-№2.-С.63-71.
  • Тенилов, Е.А.   Внутрифирменная организация повышения квалификации специалистов на основе компетентно­стного подхода / Е.А. Тенилова // Человек и образование.-2010.-№2.-С.98-102.
  • Тимченко, Т.М.  Проектный метод обучения как способ реализации компетентностного подхода на уроках рус­ского языка и литературы// Одаренный ребенок.-2011.-№4.-С.121-128.
  • Тулупова, О.В.  Компетентностная уровневая модель профессионального стандарта педагогической деятельно­сти "Специалист - профессионал - эксперт" / О.В. Тулупова // Методист.-2011.-№10.-С.6-11.
  • Ушаков, А.А.  Реализация компетентностного подхода в организации учебно-исследовательской деятельно­сти учащихся профильных классов / А.А. Ушаков // Профильная школа.-2011.-№2.-С.8-12.
  • Фишман, Б.Е.  Профессионально-личностное самосовершенствование преподавателя вуза: компетентностное представление / Б.Е. Фишман // Педагогическое образование и наука.-2011.-№9.-С.4-11.
  • Шалашова, М.М.  Компетентностный подход : проблемы и перспективы / М.М. Шалашова // Химия в школе.-2012.-№3.-С.4-9.
  • Шибаева, С.Н.  Реализация учебного сотрудничества в рамках компетентностного подхода / С.Н. Шибаева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2011.-№2.-С.32-34.
  • Штанов, С.Н. Развитие образовательного учреждения СПО: компетентностный подход / С.Н. Штанов // Среднее профессио­нальное образование.-2011.-№3.-С.7-9.
  • Эргард, О.Р.  Реализация компетентностного подхода в преподавании русского языка через использование ме­тодов проблемно-исследовательской деятельности / О.Р. Эргард // Муниципальное образование: инновации и эксперимент в образовании.-2011.-№4.-С.50-52.
  • Эргардт, О.Р.  Компетентностный подход к изучению литературы в рамках предпрофильного обучения / О.Р. Эргард// Инно­вационные проекты и программы в образовании.-2011.-№2.-С.63-64.
  • Эрдынеева, И.И. Развитие ключевых компетенций учащихся в преподавании истории / И.И. Эрдынеева // Преподавание исто­рии в школе.-2010.-№8.-С.16-17.
  • Ясвин, В.  Радуга педагогической компетентности, или Модель педагогического портфолио / В. Ясвин // Директор школы.-2010.-№2.-С.25-32.
603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph