Методическое сопровождение тестов по аттестации педагогов «Музыки» региональной
системы образования в 2009 – 2010
учебном году.
Форма компьютерного тестирования в адаптивной среде АСТ-тест.
Цель и задачи тестирования:
Выявление профессиональной
компетенции учителей музыки.
Контрольно-аналитические:
Выявить степень владения знаниями
- Элементарной теории музыки;
- Музыкальной литературы;
- Музыкальных форм и жанров;
- Хороведения;
- Методики
музыкального образования в общеобразовательной школе;
Диагностические:
Оценить профессиональную компетенцию
преподавателей музыки
общеобразовательных учреждений.
Проверка
направлена на:
1. Выявление знаний учителей музыки по теоретическим основам
методики музыкального образования в общеобразовательных учреждениях,
необходимых для профессионального и общекультурного уровня педагога.
Сдачу экзамена на высшую квалификационную категорию.
Число заданий, вошедших в тест
–150.
Тест предназначен для учителей музыки
общеобразовательных учебных учреждений в
качестве экзамена в форме компьютерного тестирования по предметам
специальности. Содержание тестовых заданий в разделах «Элементарная
теория музыки», «Музыкальная литература», «Музыкальные формы и жанры» не
выходит за рамки программы по
музыке общеобразовательных школ. Задания по «Хороведению»,
«Методике музыкального образования в школе» содержит минимум знаний, которыми должен владеть
преподаватель музыки в школе. Тест состоит из 5-ти разделов.
1-й раздел «Элементарная теория
музыки»
Цель тестовых заданий:
- выявить знания учителей музыки по элементарной теории музыки;
- обратить внимание испытуемых на знания по элементарной теории
музыки, необходимые в педагогической практике учителя музыки. В тестовые
задания этого раздела вошли следующие
темы: Звук и его высота. Ритм. Метр. Темп. Аккорды. Общие понятия о ладе.
Интервалы. Тональность. Диатонизм. Пентатоника. Лады
народной музыки. Общие понятия о модуляции,
родственных тональностях.
В качестве пособий для подготовки к экзамену
по этому разделу следует использовать учебнки по «Элементарной теории музыки» И.В.Способина, или В.А.Вахромеева.
2-й раздел «История музыки»
Цель тестовых заданий:
- проверить уровень
знаний преподавателей фактов из жизни и творчества композиторов отечественной и
зарубежной классики, вошедших в программу по дисциплине «Музыка» общеобразовательных школ;
- знания произведений композиторов отечественной и зарубежной
классики, изучаемых на уроках музыки в школе. Вопросы второго раздела выявляют
знания стилей музыкального искусства: Барокко, Рококо, Классицизм, Романтизм,
Реализм, Модернизм, Авангардизм.
Тестовые задания содержат вопросы, касающиеся творчества композиторов:
Й.Гайдна, Л.Бетховена, В.Моцарта, Ф.Шуберта,
Р.Шумана, Ф.Шопена, Д.Верди, Р Вагнера, И.Штрауса, А.Паганини, А.Даргомыжского,
А.Алябьева, М.И.Глинки, М.П.Мусоргского,
А.Даргомыжского, Н.А.Римского-Корсакова, Ц.Кюи, М.А.Балакирева, И.Стравинского, С.В.Рахманинова,
С.И.Танеева, А.Н.Скрябина, А.Шенберга, И.О.Дунаевского, Э.Грига, К.Дебюсси,
М.Равеля, П.Хиндемита, С.С.Прокофьева, А.И.Хачатуряна, Д.Д.Щостаковича,
Г Свиридова, Д.Гершвина, А Берга, К. Сен-Санса, А.Веберна,
Р.Щедрина, А.Г.Шнитке. Более подробные сведения по данному разделу можно найти в
литературе: Галацкая В.С.
Музыкальная литератур зарубежных стран. 1,2 Вып.М.1963г.; История зарубежной
музыки. Выпуск пятый. Конец ХIX - начало ХХ века. Редактор И.Нестеров. М. Музыка.1988; Левик Б.В. . Музыкальная литература зарубежных стран III
Вып.М.1955; Русская музыкальная литература. Выпуск 1.
Издание 4-е. Общая редакция Э.Л.Фрид. «Музыка»,
Ленинград. 1970; Э.Смирнова Русская музыкальная литература для VI-VII классов ДМШ под ред. Т. В. Поповой.
Переиздание. «Музыка».1996
3-й раздел «Музыкальные жанры и формы»
Цель тестовых заданий данного раздела:
- проверить знания
преподавателей музыкальных жанров и форм,
вошедших в школьную программу.
Для успешного выполнения заданий этого раздела следует знать
определения основных музыкальных жанров – инструментальных и вокально-хоровых и
основные музыкальные формы. Тестовые
задания содержат следующие определения: монодия, полифония, интермедия, канон,
имитация, реприза, разработка, противосложение,
прелюдия, фуга, соната, симфония, каденция, пассакалия, сюита, менуэт, увертюра,
концерт, квартет, квинтет, оратория, кантата, канцона, месса, алеманда, тарантелла, буре, жига, опера, оперетта,
сарабанда, куранта, романс, ария, ноктюрн, баркарола, ариетта, серенада,
вариации, хоровод, рондо, баллада, хабанера, фантазия, этюд, дивертисмент,
мюзикл, балет, рок-опера, полонез, вальс, куплетная форма, период, гимн, марш,
рефрен, эпизод, кода, танго, водевиль.
Более подробно информация этого раздела изложена
в следующей литературе: Арановский М. Что такое программная музыка? М., 1962.; Головинский Г. Рондо .- М.,1961; Кюреган Т.С. Форма музыки VII-ХХ века.М.,
Композитор.2000 ;Протопопов В. Из
истории форм инструментальной музыки VI-VII
века. Хрестоматия. М.,1988; Мазель Л.А. Строение
музыкальных произведений. М., 1960; Мазель Л.А.
Анализ музыкальных произведений. Учебное пособие по курсу анализа музыкальных
произведений. М.,1959.; Ройтерштейн М. Музыкальные формы. Одночастная, двухчастная и трехчастная формы. – М., 1961; Розеншильд К. Полифонические формы. Фуга. – М., 1960;
Музыкальная энциклопедия. В 6-ти тт. Гл.ред. Ю.В.Келдыш. М., «Советская
энциклопедия». 1973.
4-й раздел «Хороведение»
Цель тестовых заданий данного раздела:
- провести контроль знаний
преподавателей музыки по вопросам, касающихся работы с детским хором разных
возрастных групп, а также проблем
звукообразования, певческой установки, состава хоров, типов хоров,
диапазонов детских голосов.
Для более глубокого изучения
вопросов этого раздела следует обратиться к следующим пособиям: «Хороведение и управление хором» Г.А.Дмитриевского и «Хороведение» Самарина В.А.
5-й раздел «Методика преподавания музыки в общеобразовательных
учреждениях»
Цель тестовых заданий данного раздела:
- выявить компетентность преподавателей музыки по вопросам методика
преподавания музыки в общеобразовательных школах.
Накоплен богатый опыт по
вопросам методики музыкального образования,
в связи с этим следует при подготовке к экзамену обратиться к следующим авторам: Д.Б.Кабалевскому,
Ю.Б.Алиеву, А.Б.Школяр, Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.И.Науменко,
В.В.Алееву, Л.Г.Дмитриевой, Н.М.Черноиваненко,
Э.Б.Абдуллину, Г.С.Ригиной, Т.А.Затяминой.
Компьютерное
тестирование содержит следующие вопросы по методике музыкального образования:
каковы дидактические принципы
музыкального образования, в чем отличие общих дидактических принципов от
музыкальных; каковы типы, виды уроков музыки; что собой представляет композиция
и сценарий уроков музыки.
Следует вспомнить
сведения о проектном методе, о методе художественного моделирования, в чем
отличие интегрированного урока музыки от традиционного. Следует ознакомиться с
требованиями Государственного стандарта второго поколения по дисциплине музыка, разделы: Примерные программы начального общего
образования, Планируемые результаты
начального общего образования. Данные
сведения можно найти в пособии,
подготовленном в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных
государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской
академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской
Федерации и Федерального агенства по образованию. М,Просвещение. 2009год).
Следует ознакомиться с проблемой учета и оценки полученных знаний на
уроке музыки, методикой составления
тестов, а так же с методическими
аспектами формулирования цели и задач
уроков музыки в концепции Т.А.Затяминой. По данному вопросу рекомендуем использовать
материалы учебно – методического пособия Затяминой Т.А.«Современный урок музыки: методика
конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль». М.Глобус 2007год.
Дополнительная литература по
вопросам методики музыкального образования: Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального
обучения в общеобразовательной школе. Пособие для учителя. М, «Просвещение».
1983.; Арчажникова Л.Г. Профессия- учитель музыки.
Книга для учителя. М., «Просвещение» 1984;
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в
общеобразовательных учреждениях. М., AKADEMA., 2002; . Дмитриева Л.Г., Черноиваненко
Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. 3-е издание. .М., AKADEMA.,2000; Затямина Т.А.
Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения,
тестовый контроль. , «Глобус»,2007; Музыкальное
образование в школе. под ред. Школяр Л.В.М., AKADEMA.,2001; Лакоценина Т.П. Современный урок Часть6.Интегрированные уроки. «Учитель».2008 Программы общеобразовательных учреждений
Музыка 1-8 классы. Под руководством Д.Б.Кабалевского.М.,
«Просвещение». 2006; Программы общеобразовательных учреждений Музыка. Начальные
классы. 1-4 классы. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина
Т.С., М., 2-е издание 2006; Программы
общеобразовательных учреждений Музыка. 5-9 классы. Критская Е.Д., Сергеева
Г.П., Шмагина Т.С., М., 2005; Ригина Г.С. Музыка
Обучение. Творческое развитие. Воспитание. Программа для четырехлетней
начальной школы. Система Л.В.Занкова. Самара. 2002;
Сборник нормативных документов. Искусство. Теория и методика музыкального
воспитания в начальной школе. Ростов на Дону
«Феникс» 2008. Федеральный Государственный образовательный стандарт
общего образования. Начальное общее образование. М.,2009.; Примерные программы
начального общего образования. В2ч. Ч.2.-М.: Просвещение, 2008.(Стандарты
второго поколения). Планируемые результаты начального общего образования. /[Л.Л.Алексеева,
С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова
и др.]; под ред.Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.:
Просвещение, 2009, Яфальян А.Ф. Теория и методика
музыкального воспитания в начальной школе. Ростов на Дону «Феникс», 2008.