4
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
10
Подразделения

Ассоциация Нижегородских гимназий

Анищенко Наталья Анатольевна,

председатель Ассоциации нижегородских гимназий,

директор МБОУ гимназии № 13;

Борщевская Марианна Юрьевна,

к.п.н., доцент ГБОУ ДПО НИРО,

координатор проекта;

Шамрей Людмила Васильевна,

д.п.н., профессор ГБОУ ДПО НИРО,

научный консультант АНГ

Ассоциация Нижегородских гимназий: время подвести итоги

Прошло шесть лет со времени основания Ассоциации нижегородских гимназий (АНГ), когда группа педагогов-экспериментаторов гимназии № 13 вышла с инициативой и нашла поддержку гимназий города, нижегородского департамента образования (в первую очередь, заместителя главы департамента Сидоркиной С.Л.) и Нижегородского института развития образования.  Это была что называется инициатива снизу, выросшая из почвы, из насущных потребностей гимназий – тех, кто в них работает и учится. Прошедшие годы доказали ее жизнеспособность и востребованность. Пришла пора оглянуться назад, осмыслить сделанное.

Что такое наша Ассоциация? Это добровольное объединение государственных образовательных учреждений среднего (полного) общего образования (гимназий), осуществляющих свою деятельность на территории города Нижнего Новгорода и Нижегородской области (из Положения об АНГ). Целью своей ассоциация ставит следующее:

- консолидацию и координацию усилий своих членов для развития гимназического образования как среднего полного образования повышенного статуса,

- защиту и представление прав и интересов всех членов Ассоциации,

- повышение уровня профессиональной подготовки работников гимназий и ОУ с углубленным изучением гуманитарных предметов.

АНГ – объединение, осуществляющее взаимную научную, методическую, организационную поддержку гимназий, а также профессиональную поддержку других образовательных учреждений Нижнего Новгорода, по их запросу.

Среди задач Ассоциации выделим главные:

- участие в разработке единой политики в области среднего образования, главных направлений его развития, в подготовке нормативно-правовых актов в области среднего (в том числе гимназического) образования;

- решение на единой методологической основе принципиальных вопросов гимназического образования;

- содействие в разработке и внедрении в практику новых эффективных методов обучения и воспитания, а также содержательных аспектов среднего образования;

- формирование общественного мнения для поднятия престижа профессии учителя;

- осуществление сотрудничества с гимназиями и иными образовательными учреждениями (в том числе вузами) других областей, регионов, стран; изучение их опыта.

За несколько лет существования АНГ объединила не только гимназии Нижнего Новгорода, но и Нижегородской области: городов Кстово, Сарова, Арзамаса, Дзержинска, Лукоянова и др. В научно-практических конференциях активно участвуют педагоги нижегородских вузов (ННГУ, НГЛУ, НГПУ), школ, лицеев. Ассоциация нижегородских гимназий активно сотрудничает с Ассоциацией гимназий Санкт-Петербурга. Надо сказать, что на территории РФ существуют только две гимназических ассоциации – питерская и нижегородская. Наши задачи во многом совпадают, а усилия направлены в одну сторону – укрепления гимназического образования. Поэтому на конференциях АНГ можно видеть ученых, педагогов и журналистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Кирова, Саранска. Среди них д.п.н., профессор, научный руководитель Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга Свирина Н.М.; к.п.н., доцент СПбАППО Федоров С.В.; д.п.н., профессор Вятской гуманитарной академии Галицких Е.О.; главный редактор журнала «Литература» Издательского дома «1 сентября» Волков С.В. и другие. Представители АНГ были приглашены для участия в ежегодной научно-практической конференции гимназий стран Европы «3 К: культура, коммуникация, компьютер», проходящей в Сербии, городе Нови Сад. И там мы нашли не только коллег, но и единомышленников. Сеть наших контактов постоянно расширяется, и каждая гимназия, входящая в Ассоциацию, за счет своих личных контактов и наработок привносит свою лепту в общее дело.

Разнообразны формы профессионального сетевого общения членов АНГ: это дни открытых дверей гимназий, проблемные методические семинары, открытые уроки и мастер-классы, тематические круглые столы. Наиболее активные их инициаторы и участники - гимназии № 2, 13, 53, 67, 184, педгимназия, кстовская гимназия № 4. Трудно переоценить тот опыт, ту информацию, которой щедро обмениваются педагоги на этих встречах, воплощая в жизнь идею гимназии как открытого образовательного пространства.

Но особо следует сказать о научно-практических конференциях, проводимых Ассоциацией осенью каждого года. Это единственная областная научно-практическая конференция, объединяющая общей методической, образовательной проблемой учителей всех специальностей, руководителей ОУ,  преподавателей и ученых НИРО, вузов города и привлекающая с каждым годом все большее количество участников! О глубине, масштабах,  значимости этих конференций говорят их темы:

  • Субъект образования как поликультурная личность (2007 г.)
  • Проблемы содержания и организации гимназического образования (2008 г.)
  • ЕГЭ и гимназическое образование (2009 г.)
  • Профессиональное развитие учителя: проблемы, пути, перспективы (2010 г.)
  • Гимназия как открытое образовательное пространство (2011 г.)
  • Когнитивные педагогические технологии: логическое и образное (планируется в 2012 г.)

Научно-практическая конференция АНГ как высшая форма профессионального сетевого общения включает в себя:

- работу секций по всем предметным областям, в том числе для руководителей ОУ,

- круглые столы по актуальным вопросам образования,

- встречи с учеными нижегородских вузов, НИРО, Москвы, С.-Петербурга, других городов РФ,

- выставки-продажи научной и методической литературы,

- культурную программу,

- конкурс методических материалов для учителей,

- издание сборника материалов конференции.

О последнем следует сказать несколько слов, для чего приведем небольшую статистику, а именно количество публикаций в каждом из ежегодных сборников:

2007 г. – 29 публикаций,

2008 г. – 31,

2009 г. – 59,

2010 г. – 68,

2011 г. – 55

Всего  в пяти сборниках материалов конференции – 242 публикации, а это научные и методические статьи (в том числе острые, полемические), разработки уроков и внеклассных мероприятий, программы факультативных и элективных курсов, обзоры литературы, методические рекомендации, оригинальные идеи, апробация новых технологий и УМК, результаты поисков и экспериментов,  – т.е. бесценный опыт ученых, практиков, руководителей и методистов. Выражаясь современным языком, собран огромный банк данных инновационного опыта в области образования. 2 года редколлегией сборника проводится конкурс учительских публикаций. Победителями его стали следующие учителя:

  • Лукашева Тамара Яковлевна, учитель начальных классов гимназии № 50 (Потенциал музейной педагогики как средство формирования духовных ценностей)
  • Лангуева Елена Викторовна, учитель русского языка СОШ № 178 (Лингвопоэтический анализ художественного текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку)
  • Ильина Альбина Николаевна, учитель английского языка гимназии № 67 (Телекоммуникационные проекты)
  • Попова Наталья Юрьевна, заместитель директора по НМР, учитель истории гимназии № 2 (Развитие креативного мышления гимназистов на предметах обществоведческого цикла)
  • Куликова Светлана Юрьевна, учитель математики гимназии № 13 (Ассоциативно-образное мышление и преподавание математики)
  • Калачева Наталья Макаровна, учитель МХК гимназии № 2 (Формирование исследовательских компетенций учащихся в профильном лагере «Эрудит»)
  • Миронова Е.Г., заместитель директора по ВР гимназии № 80 (Воспитательное пространство гимназии: роль педагога в реализации индивидуального образовательного маршрута гимназиста)
  • Рыжова Светлана Васильевна, педагог ДО гимназии № 184 (Содержание и формы повышения квалификации педагогов).

Многое сделано, но многое еще предстоит сделать. Так, в планах Ассоциации – расширение и углубление контактов, создание сайта АНГ, более активное сотрудничество с родителями учащихся как с одним из субъектов образования, с выпускниками гимназий, организация новых форм гимназических чтений, конкурсов, олимпиад и, конечно, поиск и освоение   педагогических систем и технологий, повышающих качество образования. 

Идеи сетевого взаимодействия, открытой школы нового типа нашли воплощение в деятельности Ассоциации нижегородских гимназий. Приведем в заключение несколько отзывов о ее работе.

Куликова  Т.А., директор гимназии № 184: «Качественное образование требует высоко профессиональных педагогов и создания для них информационной среды; в 2008, 2009 г.г. мы активно использовали Дни открытых дверей гимназий города, выезжали на семинары, организованные АНГ, целым коллективом гимназий».

Платонова Е.А., заместитель директора по УВР гимназии № 53: «На обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку может быть направлена организация сетевого взаимодействия педагогов. Подобная практика уже существует. Например, Ассоциация гимназий Нижнего Новгорода проводит ежегодные Дни открытых дверей в гимназиях города с проведением мастер-классов, конференций, семинаров».

Шерстнева Е.Г., учитель английского языка гимназии № 50, отмечает, что участие в семинарах и конференциях АНГ помогло выработать единую стратегию подготовки учителей и учащихся к ЕГЭ.

Многие учителя, в том числе учитель химии гимназии № 67 Борисевич Н.В., учитель русского языка школы № 154 Куклина Г.Ф., заместитель директора по УВР лицея № 82 Жохова Г.В., отмечают плодотворность различных форм и видов профессионального общения в рамках деятельности АНГ. А гости наших конференций: Волков С.В. (Москва), Беляева Н.В. (Москва), Федоров С.В. (Санкт-Петербург), Галицких Е.О. (Киров) – говорят о творческом импульсе, неизменно получаемом в общении с учителями нижегородских гимназий.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph