Анищенко Наталья Анатольевна,
председатель Ассоциации нижегородских гимназий,
директор МБОУ гимназии № 13;
Борщевская Марианна Юрьевна,
к.п.н., доцент ГБОУ ДПО НИРО,
координатор проекта;
Шамрей Людмила Васильевна,
д.п.н., профессор ГБОУ ДПО НИРО,
научный консультант АНГ
Ассоциация Нижегородских гимназий: время
подвести итоги
Прошло шесть лет со времени основания Ассоциации
нижегородских гимназий (АНГ), когда группа педагогов-экспериментаторов гимназии
№ 13 вышла с инициативой и нашла поддержку гимназий города, нижегородского
департамента образования (в первую очередь, заместителя главы департамента
Сидоркиной С.Л.) и Нижегородского института развития образования. Это была что
называется инициатива снизу, выросшая
из почвы, из насущных потребностей гимназий – тех, кто в них работает и учится.
Прошедшие годы доказали ее жизнеспособность и востребованность.
Пришла пора оглянуться назад, осмыслить сделанное.
Что такое наша Ассоциация? Это добровольное
объединение государственных образовательных учреждений среднего (полного)
общего образования (гимназий), осуществляющих свою деятельность на территории
города Нижнего Новгорода и Нижегородской области (из Положения об АНГ). Целью
своей ассоциация ставит следующее:
- консолидацию и координацию усилий своих членов для
развития гимназического образования как среднего полного образования
повышенного статуса,
- защиту и представление прав и интересов всех членов
Ассоциации,
- повышение уровня профессиональной подготовки
работников гимназий и ОУ с углубленным изучением гуманитарных предметов.
АНГ – объединение, осуществляющее взаимную научную,
методическую, организационную поддержку гимназий, а также профессиональную
поддержку других образовательных учреждений Нижнего Новгорода, по их запросу.
Среди задач Ассоциации выделим главные:
- участие в разработке единой политики в области
среднего образования, главных направлений его развития, в подготовке
нормативно-правовых актов в области среднего (в том числе гимназического)
образования;
- решение на единой методологической основе
принципиальных вопросов гимназического образования;
- содействие в разработке и внедрении в практику новых
эффективных методов обучения и воспитания, а также содержательных аспектов
среднего образования;
- формирование общественного мнения для поднятия
престижа профессии учителя;
- осуществление сотрудничества с гимназиями и иными
образовательными учреждениями (в том числе вузами) других областей, регионов,
стран; изучение их опыта.
За несколько лет существования АНГ объединила не
только гимназии Нижнего Новгорода, но и Нижегородской области: городов Кстово, Сарова, Арзамаса, Дзержинска, Лукоянова
и др. В научно-практических конференциях активно участвуют педагоги
нижегородских вузов (ННГУ, НГЛУ, НГПУ), школ, лицеев. Ассоциация нижегородских
гимназий активно сотрудничает с Ассоциацией гимназий Санкт-Петербурга. Надо
сказать, что на территории РФ существуют только две гимназических ассоциации –
питерская и нижегородская. Наши задачи во многом совпадают, а усилия направлены
в одну сторону – укрепления гимназического образования. Поэтому на конференциях
АНГ можно видеть ученых, педагогов и журналистов из Москвы, Санкт-Петербурга,
Самары, Кирова, Саранска. Среди них д.п.н., профессор,
научный руководитель Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга Свирина
Н.М.; к.п.н., доцент СПбАППО Федоров С.В.; д.п.н.,
профессор Вятской гуманитарной академии Галицких Е.О.; главный редактор журнала
«Литература» Издательского дома «1 сентября» Волков С.В. и другие.
Представители АНГ были приглашены для участия в ежегодной научно-практической
конференции гимназий стран Европы «3 К: культура,
коммуникация, компьютер», проходящей в Сербии, городе Нови Сад. И там мы нашли
не только коллег, но и единомышленников. Сеть наших контактов постоянно
расширяется, и каждая гимназия, входящая в Ассоциацию, за счет своих личных
контактов и наработок привносит свою лепту в общее дело.
Разнообразны формы профессионального
сетевого общения членов АНГ: это дни открытых дверей гимназий, проблемные
методические семинары, открытые уроки и мастер-классы, тематические круглые
столы. Наиболее активные их инициаторы и участники - гимназии № 2, 13, 53, 67,
184, педгимназия, кстовская
гимназия № 4. Трудно переоценить тот опыт, ту информацию, которой щедро
обмениваются педагоги на этих встречах, воплощая в жизнь идею гимназии как открытого образовательного
пространства.
Но особо следует сказать о научно-практических
конференциях, проводимых Ассоциацией осенью каждого года. Это единственная
областная научно-практическая конференция, объединяющая общей методической, образовательной
проблемой учителей всех специальностей, руководителей ОУ, преподавателей и ученых НИРО, вузов города и
привлекающая с каждым годом все большее количество участников! О глубине,
масштабах, значимости этих конференций
говорят их темы:
- Субъект
образования как поликультурная личность (2007 г.)
- Проблемы
содержания и организации гимназического образования (2008 г.)
- ЕГЭ и
гимназическое образование (2009 г.)
- Профессиональное
развитие учителя: проблемы, пути, перспективы (2010 г.)
- Гимназия как
открытое образовательное пространство (2011 г.)
- Когнитивные
педагогические технологии: логическое и образное
(планируется в 2012 г.)
Научно-практическая конференция АНГ как высшая форма
профессионального сетевого общения включает в себя:
- работу секций по всем предметным областям, в том
числе для руководителей ОУ,
- круглые столы по актуальным вопросам образования,
- встречи с учеными нижегородских вузов, НИРО, Москвы,
С.-Петербурга, других городов РФ,
- выставки-продажи научной и методической литературы,
- культурную программу,
- конкурс методических материалов для учителей,
- издание сборника материалов конференции.
О последнем следует сказать несколько слов, для чего
приведем небольшую статистику, а именно количество публикаций в каждом из
ежегодных сборников:
2007 г. – 29 публикаций,
2008 г. – 31,
2009 г. – 59,
2010 г. – 68,
2011 г. – 55
Всего в пяти сборниках материалов конференции – 242
публикации, а это научные и методические статьи (в том числе острые,
полемические), разработки уроков и внеклассных мероприятий, программы
факультативных и элективных курсов, обзоры литературы, методические
рекомендации, оригинальные идеи, апробация новых технологий и УМК, результаты
поисков и экспериментов, – т.е.
бесценный опыт ученых, практиков, руководителей и методистов. Выражаясь современным языком, собран огромный банк
данных инновационного опыта в области образования. 2 года редколлегией сборника
проводится конкурс учительских публикаций. Победителями его стали следующие
учителя:
- Лукашева Тамара
Яковлевна, учитель начальных классов гимназии № 50 (Потенциал музейной
педагогики как средство формирования духовных ценностей)
- Лангуева Елена Викторовна, учитель русского языка СОШ № 178 (Лингвопоэтический анализ художественного текста при
подготовке к ЕГЭ по русскому языку)
- Ильина Альбина
Николаевна, учитель английского языка гимназии № 67 (Телекоммуникационные
проекты)
- Попова Наталья
Юрьевна, заместитель директора по НМР, учитель истории гимназии № 2 (Развитие креативного мышления гимназистов на предметах обществоведческого
цикла)
- Куликова Светлана
Юрьевна, учитель математики гимназии № 13 (Ассоциативно-образное мышление и
преподавание математики)
- Калачева Наталья Макаровна, учитель МХК гимназии № 2 (Формирование
исследовательских компетенций учащихся в профильном лагере «Эрудит»)
- Миронова Е.Г.,
заместитель директора по ВР гимназии № 80 (Воспитательное пространство
гимназии: роль педагога в реализации индивидуального образовательного маршрута
гимназиста)
- Рыжова Светлана
Васильевна, педагог ДО гимназии № 184 (Содержание и формы повышения
квалификации педагогов).
Многое сделано, но многое еще предстоит сделать. Так,
в планах Ассоциации – расширение и углубление контактов, создание сайта АНГ, более
активное сотрудничество с родителями учащихся как с одним из субъектов образования,
с выпускниками гимназий, организация новых форм гимназических чтений, конкурсов,
олимпиад и, конечно, поиск и освоение педагогических систем и технологий,
повышающих качество образования.
Идеи сетевого взаимодействия, открытой школы нового
типа нашли воплощение в деятельности Ассоциации нижегородских гимназий. Приведем
в заключение несколько отзывов о ее работе.
Куликова Т.А.,
директор гимназии № 184: «Качественное образование требует высоко
профессиональных педагогов и создания для них информационной среды; в
2008, 2009 г.г. мы активно использовали Дни открытых дверей гимназий города,
выезжали на семинары, организованные АНГ, целым коллективом гимназий».
Платонова Е.А., заместитель директора по УВР гимназии
№ 53: «На обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку
может быть направлена организация сетевого взаимодействия педагогов. Подобная
практика уже существует. Например, Ассоциация гимназий Нижнего Новгорода
проводит ежегодные Дни открытых дверей в гимназиях города с проведением
мастер-классов, конференций, семинаров».
Шерстнева Е.Г., учитель английского языка гимназии № 50,
отмечает, что участие в семинарах и конференциях АНГ помогло выработать единую
стратегию подготовки учителей и учащихся к ЕГЭ.
Многие учителя, в том числе учитель химии гимназии №
67 Борисевич Н.В., учитель русского языка школы № 154 Куклина Г.Ф., заместитель
директора по УВР лицея № 82 Жохова Г.В., отмечают плодотворность различных форм
и видов профессионального общения в рамках деятельности АНГ. А гости наших
конференций: Волков С.В. (Москва), Беляева Н.В. (Москва), Федоров С.В.
(Санкт-Петербург), Галицких Е.О. (Киров) – говорят о творческом импульсе,
неизменно получаемом в общении с учителями нижегородских гимназий.