Сотрудники лаборатории
оценки качества образовательных услуг НИРО провели социологическое исследование
социального заказа на общее среднее образование. Социальный заказ на
образование состоит из нескольких частей: требования государства, потребности
экономических организаций, ожидания граждан. Требования государства к школе
зафиксированы в Законе «Об образовании в РФ», в федеральных государственных
образовательных стандартах. Потребности экономических организаций изучаются
другими методами (не методом анкетного опроса). Потребности в образовании
отдельных граждан очень различны, в зависимости от разного образа жизни,
профессий, культурного уровня, жизненных планов и ценностей, но есть также
общие черты, аккумулирующие наиболее типичные представления о качестве и
содержании образовательных услуг средней школы.
Цель нашего исследования — определить наиболее типичные ожидания от общего
среднего образования представителей
основных социальных групп, причастных к школе (учителей, учеников и родителей).
Объектом исследования стали учащиеся старших классов и студенты вузов, родители
учеников, педагоги, руководители, социальные работники, психологи средних школ
Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
Предметом исследования явились их требования к деятельности средних
общеобразовательных учреждений, представления об актуальных задачах управления
и ресурсного обеспечения современной школы.
Гипотеза исследования: происходящая сегодня дифференциация образовательного
пространства связана с необходимостью удовлетворять различные потребности в
образовательных услугах представителей различных социальных групп.
Метод исследования: Целевой анкетный опрос
был проведён среди следующих групп респондентов:
а) учащиеся 11-х классов школ Нижнего Новгорода и двух районов
Нижегородской области (Сосновского и Бутурлинского);
в) родители учащихся городских и сельских школ;
г) педагоги, психологи, социальные работники,
руководители школ Нижегородской области;
д) студенты вузов и ссузов Нижнего Новгорода;
е) работающая молодёжь Нижнего Новгорода и
Нижегородской области (молодые люди до 25 лет, не имеющие детей, работающие на
промышленных предприятиях).
Выборка составила 1310
респондентов.
Основные результаты исследования
Максимально общая оценка
положения дел в современной средней общеобразовательной школе большинства
респондентов связана с пониманием
необходимости реформирования системы среднего образования. Политика
модернизации современной школы осуществляется государством на протяжении последних десяти лет,
направления реформирования широко обсуждаются в прессе, в каждом педагогическом
коллективе, на родительских собраниях, формируя в умах педагогов, родителей и
учеников мнения о необходимости и неизбежности системных изменений в школьной
жизни. (См. рисунок 1) Эта установка на
необходимость изменять школьную систему укоренилась в общественном сознании и
стала отправной точкой в формировании общественного мнения по отношению к средней
школе. Простому обывателю стало проще сказать, каким он не хочет видеть
школьное образование, от каких услуг ему проще отказаться, чем сформулировать
конструктивные предложения по улучшению качества образования. Социальный заказ
потребителей образовательных услуг сегодня окрашен негативным отношением к
образовательным учреждениям. Этому во многом способствуют и «разоблачительные»
трансляции центральных телеканалов, не утруждающих себя глубоким анализом
школьной жизни, а хватающих «горячие»
факты, пугающие общественность. Образ современного учителя, который
фабрикует телевидение, скорее напоминает злую карикатуру.
Рисунок 1
Отношение
респондентов к реформированию средней школы
Престиж
педагогического труда в целом очень низкий в современном российском обществе. Низкий престиж профессии учителя
отражается в низкой самооценке педагогов
своего социального положения в обществе. Наше исследование показало, что
учителя школ чаще, чем представители других социальных групп относят себя к
низким слоям общества. (См. таблицу 1 и рисунок 2)
Таблица 2.
Социальная самоидентификация представителей
различных
социальных групп (%)
К какому социальному слою вы себя относите?
|
ученики
|
родители
|
учителя
|
К
высшему слою
|
5
|
2
|
0
|
К
слою выше среднего
|
17
|
12
|
5
|
К
среднему слою
|
73
|
73
|
62
|
К
слою ниже среднего
|
4
|
10
|
28
|
К
людям, живущим за порогом бедности
|
1
|
3
|
5
|
Всего
|
100
|
100
|
100
|
Рисунок 2
Социальная самоидентификация представителей
различных
социальных групп (%)
В подобной социальной
самоидентификации отражается существующая статусная несовместимость,
характерная сегодня для представителей педагогической профессии. С одной
стороны, в обществе существует
объективная потребность в качественном педагогическом труде, провозглашается
его высокая гражданская значимость, с другой стороны, эти общественные
потребности не подкреплены экономически и социально.
Жизнь современной школы
находится в центре общественного внимания, особенно сильно она притягивает
интерес людей, непосредственно вовлечённых в неё: учителей, учеников и
родителей. Но степень внимания учеников к проблемам школьной жизни меньше, 91%
родителей и 99% учителей проявили высокую степень заинтересованности в вопросах
школьного образования, среди учеников —
только 64%. (См. таблицу 2)
Таблица 2
Интерес к школьной жизни представителей
различных социальных групп (%)
Интересует
ли вас жизнь современной российской школы?
|
ученики
|
Родители
|
Учителя
|
Очень
интересует
|
64
|
91
|
99
|
Немного
интересует
|
32
|
9
|
1
|
Совсем
не интересует
|
4
|
0
|
0
|
Всего
|
100
|
100
|
100
|
Интерес к школе у молодых
людей возрастает по мере их социального взросления, отношение к среднему
образованием можно назвать индикатором социализации молодёжи. Если среди
старшеклассников и студентов вузов высокую степень заинтересованности в жизни
школы проявляют 64% и 63%, то среди представителей работающей молодёжи такую
заинтересованность высказали 95%. (См. таблицу 3).
Таблица 3
Интерес к школьной жизни представителей
молодёжи различных социальных групп (%)
Интересует
ли вас жизнь современной российской школы?
|
старшеклассники
|
студенты
|
работающая молодёжь
|
Очень
интересует
|
64
|
63
|
95
|
Немного
интересует
|
32
|
31
|
5
|
Совсем
не интересует
|
4
|
4
|
0
|
Всего
|
100
|
100
|
100
|
Необходимо признать, что
значение среднего образования выпускник школы оценивает лишь спустя какое-то
время, важным критерием качества образования являются его отсроченные
результаты. Непосредственно в момент обучения ученик не может осознанно оценить
качество работы образовательного учреждения, ребёнком в большей степени движут
мотивы повседневности, он явно
недооценивает определяющее значение лет, проведённых в средней школе для
дальнейшего образования, карьеры, социального статуса.
Еще одной проблемой при
интерпретации ученического заказа на среднее образование является отсутствие у
ребёнка возможности сравнить свой опыт школьной жизни с чем-то
аналогичным. Рёбенок обучается в классе
«здесь и сейчас», первый и последний раз в жизни. У студентов и молодых людей,
работающих на предприятиях, уже есть небольшой жизненный опыт, позволяющий им
сравнивать своё школьное обучение с профессиональным образованием или трудом в
профессиональном коллективе, и это сравнение заставляет их переоценивать
школьные годы. И эта переоценка, связанная с социальным взрослением, направлена
в сторону необходимости реформирования школьной системы. Реформирование школы считают важной задачей
менее половины старшеклассников (47%), тогда как среди студентов и работающей
молодёжи называют реформирование важной
задачей 66% и 67% (соответственно). (См. таблицу 4)
Таблица 4
Отношение к реформированию школы молодёжи
различных социальных групп (%)
Школу
надо коренным образом реформировать
|
старшеклассники
|
студенты
|
работающая молодёжь
|
Важно
|
47
|
66
|
67
|
С
этим можно повременить, не к спеху
|
41
|
22
|
25
|
Это
не стоит делать.
|
12
|
12
|
8
|
Всего
|
100
|
100
|
100
|
Наиболее
заинтересованными в реформировании школы являются взрослые люди с высокой
социальной ответственностью — руководители организаций (77% руководителей
назвали реформирование важной задачей). Учителя и родители в этом вопросе
проявляют более консервативное отношение
(62% и 58% соответственно). (См. таблицу 5)
Таблица 5
Отношение к реформированию школы
различных социальных групп (%)
Школу
надо коренным образом реформировать
|
родители
|
учителя
|
руководители организаций
|
Важно
|
58
|
62
|
77
|
С
этим можно повременить, не к спеху
|
29
|
28
|
16
|
Это
не стоит делать.
|
13
|
10
|
7
|
Всего
|
100
|
100
|
100
|
Нововведения в школьные
жизнь, предпринятые государством, существенно повлияли на представления
общественности о задачах школьного образования. На первый план сегодня
выдвигается задача «подготовить выпускников к успешной сдаче ЕГЭ». (См. таблицу
6).
Таблица 6
Какие задачи школы вы считаете наиболее важными?
№
|
Варианты ответов
|
«важно» и «очень
важно» %
|
1
|
…подготовить выпускников к успешной сдаче ЕГЭ
|
94
|
2
|
…развивать культуру речи и поведения
|
88
|
3
|
…вести антиалкогольную и антинаркотическую пропаганду
|
84
|
4
|
Школа должна осуществлять целенаправленную подготовку к определенной
области знаний и осуществлять на старшей ступени профильное обучение
(углубленное преподавание отдельных предметов на старшей ступени обучения)
|
84
|
5
|
…научить бережно относиться к окружающей среде
|
79
|
6
|
…воспитать чувство патриотизма и гражданского самосознания
|
75
|
7
|
…поощрять общественную активность школьников
|
75
|
8
|
…научить управлять своими эмоциями и чувствами
|
70
|
9
|
…привлечь всех детей и подростков к активным занятиям физкультурой и
спортом
|
70
|
10
|
…усилить правовое воспитание
|
65
|
11
|
…развивать навыки самообслуживания
|
61
|
12
|
…привлечь к творческой деятельности
|
61
|
Сегодня ЕГЭ «перегружен
ответственностью», факт его успешной сдачи является судьбоносным для всех
участников образовательного процесса: для ученика он является пропуском к
дальнейшему образованию, для родителей — знаком социальной успешности и
перспективы ребёнка, для педагогов — критерием оценки их профессиональной
состоятельности. ЕГЭ, являясь частью образовательной системы (единственной
формой государственной аттестации выпускников) «перетягивает» на себя внимание
и усилия всех субъектов, включённых в систему образования. Высокое социокультурное значение школы,
значение образования как общественного блага и средства личностного развития
меркнут, на фоне задачи преодолеть итоговое тестирование. Такая высокая цена
одного, пусть даже очень значимого, элемента деформирует всю систему, она
начинает работать «сама на себя». В обществе нарушается баланс между целями
образования и средствами его достижения. ЕГЭ как средство контроля учебных
достижения становиться более значимым для всех субъектов, чем ценность среднего образования вообще. (См.
таблицу 7)
Надо сказать, что такая
универсальная ценность образования, как «развитие культуры речи и поведения»
находится в числе первоочередных задач школы в представлениях всех субъектов,
но на вторых и третьих местах.
Особенности образа жизни значительной части современной
молодёжи побуждает родителей и педагогов ставить перед школой в числе
первоочередных задачу антиалкогольной и антинаркотической пропаганды.
Сами ученики не называют
её в числе первых задач школы. Для учащихся более актуальной является
реализация профильного обучения, поскольку позволяет оптимизировать учебные
действия и концентрировать усилия на обучении по выбранным предметам.
Таблица 7
Важнейшие задачи школы в представлениях
различных социальных групп
Ученики
|
Родители
|
Учителя
|
1.
Подготовить выпускников к успешной сдаче ЕГЭ
|
1.
Подготовить выпускников к успешной сдаче ЕГЭ
|
1.
Подготовить выпускников к успешной сдаче ЕГЭ
|
2.
Осуществлять целенаправленную подготовку и профильное обучение
|
2.
Вести антиалкогольную и антинаркотическую пропаганду
|
2.
Развивать культуру речи и поведения
|
3.
Развивать культуру речи и поведения
|
3.
Развивать культуру речи и поведения
|
3.
Вести антиалкогольную и антинаркотическую пропаганду
|
Проблема здорового образа
жизни совершенно по-другому оценивается работающей молодёжью. Для них
антиалкогольная пропаганда — первая задача школы. (См. таблицу 8). Задача
подготовки к ЕГЭ для молодых работников отходит на второй план, им кажется
гораздо более значимым развитие культуры
речи и поведения, как универсальной ценности образования. Этот выбор
свидетельствует об осознании «упущенных возможностей» школьного образования, со
временем, набираясь жизненного опыта, молодой труженик возвращается к
восприятию средней школы как первой ступени вхождения в культуру.
Универсальная ценность
образования «развитие культуры речи и поведения» становится первоочередной задачей школы в
представлениях студентов. Очевидно, что успешно преодолев ЕГЭ, и включаясь в
процесс профессионального образования, молодые люди начинают ощущать в себе
недостаток общей культуры. Им становится интересен образовательный процесс с
точки зрения собственного развития.
Таблица 8.
Важнейшие задачи школы в представлениях
молодёжи различных социальных групп
Старшеклассники
|
Студенты
|
Работающая молодёжь
|
1.
Подготовить выпускников к успешной сдаче ЕГЭ
|
1.
Развивать культуру речи и поведения
|
1.
Вести антиалкогольную и антинаркотическую пропаганду
|
2.
Осуществлять целенаправленную подготовку и профильное обучение
|
2.
Подготовить выпускников к успешной сдаче ЕГЭ
|
2.
Научить бережно относиться к окружающей среде
|
3.
Развивать культуру речи и поведения
|
3.
Осуществлять целенаправленную подготовку и профильное обучение
|
3.
Развивать культуру речи и поведения
|
Первоочередной задачей
управления школой большинство респондентов считает необходимость обеспечить
высокий уровень профессиональной подготовки учителей. (См. таблицу 9) Учитель,
в глазах общественности, — центральная фигура в школе, именно от его
профессионализма зависит качество школьного образования. Но не менее важным приоритетом для всех
участников образовательного процесса является сохранение здоровья. Умелая
организация учебной деятельности — третья по значимости задача школьного
управления.
Таблица 9
Какие задачи управления школой Вы считаете наиболее
важными?
№
|
Варианты ответов
|
«важно» и «очень важно» %
|
1
|
…обеспечить высокий уровень
профессиональной подготовки учителей
|
94
|
2
|
…сохранить здоровье
учащихся и учителей
|
92
|
3
|
…умело организовать учебную
деятельность
|
92
|
4
|
…существенно повысить
зарплату учителям
|
90
|
5
|
…создать хорошую
материально-техническую базу
|
89
|
6
|
… создать условия для
качественной учебно-воспитательной работы
|
89
|
7
|
…привести помещения школ в
соответствие с санитарно-гигиеническими нормами
|
87
|
8
|
…информатизировать учебный
процесс
|
77
|
9
|
…повысить взаимодействие
семьи и школы
|
68
|
10
|
…уменьшить бумаготворчество
и отчетность учителей
|
67
|
11
|
…привлечь в школу
учителей-мужчин
|
61
|
Эта триада «учитель —
здоровье — организация учебного процесса» должна определять, по мнению
родителей и учеников, управление образовательным учреждением. Учителя же
большее значение придают условиям организации образовании, их выбор: «здоровье
— материально-техническая база — зарплата». (См. таблицу 10)
Таблица 10
Важнейшие задачи управления школой в представлениях
различных социальных групп
Ученики
|
Родители
|
Учителя
|
1.
Обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки учителей
|
1.
Сохранить здоровье учащихся и учителей
|
1.
Сохранить здоровье учащихся и учителей
|
2.
Сохранить здоровье учащихся и учителей
|
2.
Обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки учителей
|
2.
Создать хорошую материально-техническую базу
|
3.
Умело организовать учебную деятельность
|
3.
Умело организовать учебную деятельность
|
3.
Существенно повысить зарплату учителям
|
Необходимость
обязательной сдачи ЕГЭ по русскому языку и математике сделали эти предметы
самыми востребованными. На вопрос
«преподавание каких предметов необходимо усилить?» большинство респондентов
ответили: русского языка и литературы, математики, иностранного языка,
информатики и физической культуры. (См. таблицу 11)
Таблица 11
В школе необходимо усилить (ввести) преподавание
следующих предметов
№
|
предмет
|
«важно» и «очень важно» %
|
1
|
Русский язык и литература
|
72
|
2
|
Математика
|
68
|
3
|
информатика
|
64
|
4
|
Иностранный язык
|
68
|
5
|
Физическая культура
|
52
|
6
|
Естествознание (физика,
химия, биология)
|
50
|
7
|
Этика и психология семейной
жизни
|
51
|
8
|
Психология
|
47
|
9
|
Основы безопасности
жизнедеятельности
|
44
|
10
|
Обществознание
|
45
|
11
|
География, экология
|
32
|
12
|
Трудовое обучение
|
29
|
13
|
История культуры и религий
|
25
|
14
|
Мировая художественная
культура
|
27
|
15
|
История искусства
|
26
|
16
|
Закон Божий
|
21
|
Физическая культура вошла
в пятерку самых востребованных предметов школьной программы благодаря выбору
студентов, работающей молодёжи и руководителей организаций. (См. таблицу 12) Родители, ученики и учителя
не называют физическую культуру в числе первых пяти предметов, преподавание
которых необходимо усилить (см. таблицу 13), возможно, их не устраивает сам
подход к организации занятий физической культурой в школе. Два часа физических
упражнений в неделю не могут удовлетворить потребность в физических нагрузках
растущего организма, физическая культура
должна занимать значительное место во внеурочной деятельности каждый день, для
этого доступ в спортивный зал школы для обучающихся должен быть открыт и
организован постоянно.
Студенты и работающая
молодёжь хотели бы в первую очередь усилить преподавание иностранного языка,
этот выбор вполне разделяют и ученики с родителями и учителями, но придают ему
чуть меньшее значение.
Таблица 12
Выбор предметов, преподавание которых необходимо
усилить в школьной программе, различных
социальных групп
Руководители организаций
|
студенты
|
работающая молодёжь
|
1.
Русский язык и литература
|
1.
Иностранный язык
|
1.
Иностранный язык
|
2.
Информатика
|
2.
Русский язык и литература
|
2.
Русский язык и литература
|
3.
Физическая культура
|
3.
Информатика
|
3.
Математика и информатика
|
4.
Иностранный язык
|
4.
Математика
|
4.
Основы безопасной жизнедеятельности
|
5.
Математика
|
5.
Физическая культура
|
5.
Физическая культура
|
Учителя считают, что в
первую очередь необходимо усилить преподавание информатики. (См. таблицу 13) Ученики
не называют информатику в числе первых пяти наиболее предпочитаемых школьных
предметов. Современные старшеклассники более органично ощущают себя в
информационной среде, чем люди более старшего поколения. Преподавание информатики в школе ученикам
кажется вполне достаточным, так как уроки
для них — это не единственный источник формирования информационной
компетентности, можно даже предположить, что эта компетентность развита у
учеников больше, чем у учителей, и содержание уроков информатики в школе детям
кажется несущественным. Отношение студентов к информационной культуре
совершенно другое, они считают, что преподавание информатики в школе необходимо
усилить (см. таблицу 12), очевидно, что требования к информационной
компетентности в вузе более серьёзные, чем уровень школьной подготовки.
Значимое пятое место в
выборе учеников и родителей играет естествознание (физика, химия, биология).
Объем часов в базисном учебном плане общеобразовательной школы по этой
предметной области значительно сократился, что существенно сказывается на общем
уровне подготовки детей и на сокращении выбора естественнонаучных дисциплин в
процессе сдачи ЕГЭ и при продолжении образования. Между тем общественная
потребность в специалистах технических специальностей сегодня возрастает.
Только технические лицеи и профильные классы обеспечивают достаточный уровень
естественнонаучного образования как основы подготовки будущих инженеров и
техников.
Таблица 13
Выбор предметов, преподавание которых необходимо
усилить в школьной программе, молодёжи
различных социальных групп
Ученики
|
Родители
|
Учителя
|
1.
Математика
|
1.
Русский язык и литература
|
1.
Информатика
|
2.
Русский язык и литература
|
2.
Математика
|
2.
Русский язык и литература
|
3.
Иностранный язык
|
3.
Иностранный язык
|
3.
Математика
|
4.
Обществознание
|
4.
Информатика
|
4.
Иностранный язык
|
5.
Естествознание и психология
|
5.
Естествознание
|
5.
Этика и психология семейной жизни
|
В пятерку самых
необходимых школьных предметов ученики включили психологию, сегодня
формирование психологической компетентности ребёнка происходит спонтанно или
через организацию внеурочной деятельности, предметное обучение психологии в
школьном курсе не ведётся. Между тем ФГОСы выделяют как отдельные требования к
среднему образованию достижение личностных результатов обучения,
непосредственно связанных с психологической, коммуникативной компетентностью
обучающихся их ценностно-целевыми ориентирами. Возможно, расширение школьного
курса и преподавание предмета, непосредственно связанного с отраслью
психологического знания, сделает процесс достижения личностных результатов
учебной деятельности более целенаправленным.
Выбор учеников поддержали
и учителя, на пятом месте по значимости они отметили необходимость усиления
преподавания этики и психологии семейной жизни, предмета, так же направленного
на формирование психологической компетентности детей. Но есть респонденты
(2,8%), считающие, что этот предмет необходимо убрать из школьной
программы. (См. таблицу 14) Подход к
преподаванию этики и психологии семейной жизни должен быть крайне деликатным,
возможно, реальная практика его преподавания не всегда соответствует этому
требованию.
Таблица 14
Предметы, которые необходимо убрать из учебной
программы
(ответы на открытый вопрос)
№
|
предметы
|
%
|
1
|
История
культуры и религии
|
10,1
|
2
|
Мировая
художественная культура
|
9,3
|
3
|
Трудовое
обучение
|
7,7
|
4
|
Закон
Божий
|
7,5
|
5
|
Основы
безопасности жизнедеятельности
|
5,1
|
6
|
Химия
|
3,5
|
7
|
Физическая
культура
|
3,2
|
8
|
Этика
и психология семейной жизни
|
2,8
|
9
|
Музыка
|
2,7
|
10
|
ИЗО
|
2,6
|
11
|
Экология
|
2,3
|
12
|
Психология
|
2,1
|
В целом выбор респондентами
предметов, которые необходимо убрать из учебной программы, говорит о стремлении
большинства сохранить светский характер среднего образования. Наибольшее
отвержение вызвали предметы, связанные с изучением основ религий (история
культуры и религии, Закон Божий). Учителя чаще остальных высказывались о
недопустимости преподавания основ религии в средней школе. (См. таблицу 14)
Существенная часть
респондентов (9,3%) убрали бы из школьной программы предмет «Мировая
художественная культура», возможно, их вполне удовлетворяет тот объём знаний,
который преподается в рамках истории, обществознания и литературы и они считают
МХК предметом-дублером. Чаще других за
исключение МХК из учебной программы высказываются родители и учителя.
Ученики в первую очередь
убрали бы из учебной программы трудовое обучение, учителя и родители называют
этот предмет пятым в рейтинге на исключение. (См. таблицу 15) Его многие
считают второстепенным предметом, так как он относится к тем дисциплинам, по
которым не надо сдавать ЕГЭ. Среди предметов, которые родители и учителя
предлагают убрать из школьной программы, в основном те, по которым нет ЕГЭ.
Таблица 15
Выбор предметов, которые необходимо убрать из школьной
программы, различных социальных групп
Ученики
|
Родители
|
Учителя
|
1.
Трудовое обучение
|
1.
История культуры и религии
|
1.
История культуры и религии
|
2.
Физическая культура
|
2.
Мировая художественная культура
|
2.
Закон Божий
|
3.
Химия
|
3.
Экология
|
3.
Изобразительное искусство
|
4.
Физика
|
4.
Основы безопасной жизнедеятельности
|
4.
Мировая художественная культура
|
5.
Закон Божий
|
5.
Трудовое обучение
|
5.
Трудовое обучение
|
Ученики бы исключили ещё
физику, химию и физическую культуру. Этот выбор говорит о недостаточной
зрелости старшеклассников, об их
стремлении идти по пути «наименьшего сопротивления», им не хочется заниматься
наиболее сложными для восприятия дисциплинами и
испытывать физические нагрузки.
Подводя итоги нашему исследованию социального заказа на общее
среднее образование можно сказать, что этот заказ дифференцирован, представители
различных социальных групп высказывают различные ожидания от общего среднего
образования и выдвинутая нами гипотеза подтверждается.
Заказ учеников на
деятельность школы строится не
достаточно осознанно, ими в большей степени движут мотивы сиюминутной выгоды,
они не достаточно осознают значение школьных лет жизни для формирования судьбы
уже взрослого человека. Тем более значимым является исследование отсроченного
результата школьного образования.
Интерес работающей
молодёжи к проблемам школы выше, чем у старшеклассников. Студенты и молодые
люди, вовлечённые в профессиональную деятельность, выдвигают универсальные
ценности образования на первый план, они в большей степени, чем ученики,
осознают значение среднего образования для своего культурного развития и
формирования здорового образа жизни.
Родители — наиболее
заинтересованная в качественном среднем образовании социальная группа. Самое
активное отношение к проблемам школы проявляют руководители организаций. Они, с
одной стороны являются родителями учеников, а с другой стороны — работодатели.
Их социальный заказ на среднее образование
наиболее полно и объективно отражает потребности общества в целом.
Ожидания учителей от
школы также являются частью социального заказа, но они больше отражают профессиональные
потребности. Их выбор целей и задач образования
строится на основе профессиональных знаний.
Обобщая социальный заказ
представителей различных социальных групп, можно сказать, что миссия
современной школы — сочетание триады
«обучение — развитие — здоровье». Реалии современной модернизации образования
наложили отпечаток на восприятие школьных проблем в обществе, несколько «перегружая ответственностью» ЕГЭ,
как единственной формы государственной аттестации выпускников. Но этот факт
лишь усиливает значение школьного образования в глазах общественности для
будущего социального успеха ребёнка.