Проект
РЕЗОЛЮЦИЯ
межрегиональной научно-практической конференции
«Современное содержание дошкольного образования: вариативность – инициатива – устойчивое развитие»
23 сентября 2009 года в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» при поддержке министерства образования Нижегородской области состоялась межрегиональная научно-практическая конференция на тему: «Современное содержание дошкольного образования: вариативность – инициатива – устойчивое развитие».
Конференция актуализировала решение вопросов, касающихся модернизации содержания дошкольного образования, инновационного содержания и педагогических технологий воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, реализуемых в практике образовательных учреждений Нижегородской области, а также опыта общественного и семейного воспитания в регионе.
В конференции приняли участие практические работники и ученые из Москвы, Перми, Йошкар-Олы, Чебоксар, ведущие специалисты Психологического института им. Л.С. Выготского, Института инноваций в образовании, лаборатории дошкольного образования института стратегических исследований в образовании РАО.
Проблематика конференции нашла широкий отклик среди ведущих научных школ, занимающихся проблемами дошкольного детства, аспирантов, практических работников. В обсуждении проблем, обозначенных в программе конференции приняло участие более 300 педагогов, психологов и руководящих работников системы общественного дошкольного образования, студентов факультетов дошкольного образования средних и высших учебных заведений Нижегородской области, гувернеров и других заинтересованных лиц.
В повестку дня конференции были поставлены наиболее важные вопросы по проблемам:
- охраны здоровья воспитанников дошкольных образовательных учреждений;
- инклюзивного образования;
- воспитания детей раннего и дошкольного возраста;
- развития творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности;
- вопросы повышения методической компетентности педагогов ДОУ;
- инновационный опыт педагогов и ДОУ - победителей национального проекта «Образование».
На конференции успешно прошли презентации авторских программ научно-педагогических сообществ г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области в форме мастер-классов.
На пленарном заседании конференции был дан анализ состояния региональной системы дошкольного образования и ее вариативного содержания. Кроме того, был обсужден целевой аспект современной системы дошкольного образования; инновационная парадигма дошкольного образования и основные концепты проекта федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования; проанализирован региональный опыт реализации приоритетного национального проекта «Образование»; обсуждены возможности инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В семи диалог-клубах, организованных в рамках конференции был представлен творческий опыт педагогических коллективов образовательных учреждений Нижегородской области и других регионов Российской Федерации.
Участники конференции отметили актуальность и информативную наполненность ряда документов концептуального уровня, которые дают четкие ориентиры в направлениях модернизации дошкольного образования. Участники конференции отметили, что многие вопросы, связанные с содержанием дошкольного образования, до сих пор относятся к разряду дискуссионных, отметили как позитивный процесс переориентацию оценки результатов дошкольного образования с ЗУНов на системные «качества», характеризующие физическое, личностное, интеллектуальное развитие ребенка, что представляет реальную возможность установления преемственности между дошкольным и начальным общим образованием на уровне программ и государственных образовательных стандартов.
Предметом активного обсуждения участников стал статус дошкольного образования, возможные модели включения его в систему общего образования (как «ступени») или в систему непрерывного образования (как «уровень») с последующим нормативным обеспечением и финансированием.
Участники конференции поддерживают позицию Министерства образования Российской Федерации, определяющего систему раннего развития детей в возрасте от рождения до 3 лет как особого направления в дошкольном образовании Российской Федерации
Кроме того, участники конференции отметили, что содержание дошкольного образования в регионе развивается в инновационном режиме. Об этом свидетельствует наличие авторских комплексных образовательных программ и серий научно-методического сопровождения к ним. Ряд из них отмечены грифом Министерства образования Российской Федерации и широко распространены не только в Нижегородской области, но и в других регионах России («Кроха», «Камертон», «Синяя птица» и др.). Программа воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста «Двенадцать месяцев» апробируется во многих регионах РФ.
Разработанные Программы создают основу для творческой инновационной деятельности педагогических коллективов и содействует их профессиональному росту.
Ценно, что предложенные нижегородцами программно-методические материалы базируются на полипарадигмальной методологии, отражающей культурно-историческую концепцию развития человека (Л.С. Выготский), личностно-ориентированный, деятельностный и аксиологический подходы.
В ходе работы конференции, участники отметили интересные, информативные доклады, выступления, дискуссии, на которых было представлено:
- многоаспектное содержание дошкольного образования, включающее различные компоненты педагогически преобразованного социального опыта;
- активное использование регионального культурного компонента, традиций Нижегородского края;
- технологии, методики реализации содержания образования в разных видах деятельности и образовательных областях;
- внедрение в практику развивающих инновационных технологий в органичном сочетании с эффективными традиционными методиками
- интегративный подход к содержанию, организации, взаимодействию участников образовательного процесса и ориентация его на развитие целостной личности;
- устойчивая тенденция функционирования методических кабинетов ДОУ как центров непрерывного образования педагогов, центров организации инновационной деятельности, центров формирования педагогов новой формации (педагогов-исследователей, педагогов-экспертов и др.), центров развития творческих коллективов.
Но, наряду с позитивными тенденциями в сфере дошкольного образования, участниками были отмечены и проблемные зоны:
- сложно идет процесс преодоления стереотипов в деятельности педагогов, связанных с доминированием знаниевой парадигмы в образовании;
- требуется более глубокое осмысление, осознание и практическая реализация в педагогической практике личностно-ориентированной парадигмы;
- существуют проблемы в организации предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения;
- недостаточно реализуется преемственность и возможная взаимосвязь целей, содержания дошкольного и общего начального образования;
- реализация позиции родителей как равноправных субъектов образовательного процесса.
Выражая общее мнение педагогической общественности, представленное на конференции, участники конференции «Современное содержание дошкольного образования: вариативность – инициатива – устойчивое развитие» приняли следующие решения:
1. Поддержать концептуальные позиции проекта Министерства образования Российской Федерации по модернизации дошкольного образования с сохранением его фундаментальности.
2. Считать целесообразным организацию процесса внедрения примерной основной общеобразовательную программы дошкольного образования с учетом региональных особенностей.
3. Рекомендовать научно-исследовательским коллективам региона разработать стратегию развития региональной системы дошкольного образования.
4. Рекомендовать муниципальным методическим службам органов управления в сфере образования продолжить работу по обобщению и распространению передовой педагогической практики в сфере современного дошкольного образования.
5. Дошкольным образовательным учреждениям:
5.1. Повышать качество дошкольного образования путем обеспечения вариативности дошкольных образовательных программ и расширения спектра дополнительных образовательных услуг.
5.2. Осуществить внедрение новых форм и содержания дошкольного образования, включая инклюзивное образование.
5.3. Активнее внедрять в практику работы дошкольных образовательных учреждений инновационные технологии.
5.4. Обеспечить взаимодействие двух социальных институтов: дошкольных образовательных учреждений и семьи на основе перспективных форм сотрудничества.
Участники конференции считают необходимым направить настоящую резолюцию в адрес органов государственной и муниципальной власти, осуществляющих руководство в сфере образовательной деятельности, в образовательные учреждения для учета в работе общественного мнения, высказанного в ходе данного мероприятия.
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть