Нижегородский институт развития образования

Научно-методическая деятельность

МОУ Гимназия №14,Нижегородская область, г.Выкса, ул. Кр.Зори, 51а

docСкачать документ «МОУ Гимназия №14,Нижегородская область, г.Выкса, ул. Кр.Зори, 51а »01618.doc99 Kb

Приложение 1

  ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

 Муниципальное образовательное учреждение Гимназия №14 г.Выксы Нижегородской области

607060, Нижегородская область, город Выкса, ул. Кр.Зори, 51 «а»

 

 

 

II.Сущностные характеристики опыта*

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

  Проектирование самообучающейся организации.

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Анализ деятельности гимназии позволил выделить ряд факторов, неблагоприятно влияющих на развитие учащихся:

•   доминирование в учебных программах репродуктивных заданий: на заучивание, повторение, действия по образцу, т.е. делается акцент на накапливание информации и тренировку памяти;

•   несформированность рациональных способов учебной работы, приемов, навыков информационной деятельности учащихся (слабо сформированы умения конкретизировать теоретические положения, делать научно-обоснованные сообщения, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, доказательно отвечать на поставленный вопрос, самостоятельно разбираться в незнакомом материале), что ведет к скуке, недовольству, отвращению к учебе со стороны учащихся, т.к. связано с неоправданно большими затратами времени и сил в условиях интенсивного обучения;

•   диспропорция интеллектуального и мотивационного развития - самый существенный фактор.

Следовательно, в дидактической подсистеме проблема связана с преимущественной ориентацией (как и всех школ повышенного статуса) на интеллектуальное развитие детей, в то время как мотивационное,  нравственное, эмоциональное выносится за рамки программы.

Изучение причин возникших трудностей, перечисленных нами выше, показало, что в деятельности гимназии на современном этапе развития возникло противоречие между формирующейся направленностью учебно-воспитательной системы на достижение успеха учащихся и несовершенной системой проектирования возможного пространства многообразия деятельности.

Значимость этого противоречия настолько велика, что оно способно стать источником развития гимназии на современном этапе. Для определения подходов к разрешению данного противоречия необходимо учесть роль дидактической и воспитательной подсистем в развитии гимназии как образовательного учреждения повышенного статуса. Важно учесть ситуацию развития ученика. С одной стороны, он находится в рамках учебных программ, учебного плана и стандартов, с другой, хочет удовлетворить свои потребности, стать  успешным. Отсюда возникает потребность достижения успеха, которая вызывает у человека желание действовать, утверждать себя, получать высокую оценку результатов своего труда. Проблема мотивации связана с результатами учебной деятельности через систему оценок, оценивание результатов деятельности.

В то же время в результате функционирования воспитательной подсистемы сохраняется тенденция неустойчивости показателей ценностных ориентаций учащихся в таких позициях, как патриотизм, гражданственность, приоритеты материальных и нематериальных ценностей и других. Интеграция дидактической и воспитательной подсистем, познавательной, исследовательской и проектной деятельности учащихся, в которой формируется личность, обеспечивает оптимальные условия для управления успешностью и достижением успеха каждым субъектом образовательного процесса. Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • Реализация эффективной образовательной стратегии гимназии.
  • Преобразование учебного процесса в проблемно-исследовательский путем внедрения в практику работы новых педагогических технологий, в том числе метода проектов, компьютерных технологий и др.
  • Инновационная работа по развивающему обучению, направленная на развитие творческого потенциала как учителя, так и ученика.
  • Создание благоприятных условий для успешной социализации учащихся и выпускников гимназии. Обеспечение формирования высокого уровня культуры личности учащихся, в том числе и культуры здоровья.
  • Обеспечение приоритетной роли воспитания в создании педагогических условий достижения успеха и успешности учащихся.
  • Организация проектно-исследовательской деятельности гимназии через разработку и реализацию системы целевых модульных проектов для решения поставленных задач.

 

В гимназии администрацией создана благоприятная рабочая обстановка для реализации учителями новых идей и инновационных проектов, которые осуществляются под руководством научного руководителя: заведующей кафедрой педагогики и образовательных технологий НИРО, кандидата педагогических наук Г.А.Игнатьевой.

Начато сотрудничество с лабораторией среды и средового подхода в воспитании (зав.лабораторией – доктор педагогических наук Ю.С.Мануйлов), целью которого является организация культурно-образовательной среды Гимназии, дающей положительный педагогический эффект в образовании и повышающей культурный уровень развития учащихся, степень развития их духовных потребностей и интересов.

На протяжении 2007 года в нашем коллективе были созданы неформальные группы позитивной деловой направленности: временные творческие коллективы (предметные, проблемные), объединяющие учителей и других специалистов: педагогом-психологом, социальным педагогом, логопедом, заведующей библиотекой, врачом, медицинской сестрой, родителями школьников. В ходе реализации Программы развития данными творческими группами были разработаны проекты:

  • «Преемственность дошкольного и начального образования» (авторский коллектив - педагог-психолог Т.Н.Цыбулина, учителя начальных классов, логопед А.В.Фролкина);
  • «Воспитание =семья +школа» (авторский коллектив – зам. директора по ВР Н.А.Чуркина, социальный педагог М.Н.Катерная) целью которого является повышение качества ценностно-целевой основы развития социального партнерства Гимназии и семьи в процессе формирования у гимназистов гражданской позиции, стремления к самореализации, позволяющих вносить личностный вклад в создание правового государства и развития гражданского общества;
  • Экологический проект «На земле нет рая, но есть его уголки» (авторский коллектив – учитель биологии В.И.Раменева,   учащиеся 9-х, 11-х классов, родители), целью которого является изменение человеком природной территории для улучшения экологической ситуации около гимназии;
  • «От родного порога – в мир общечеловеческих ценностей» (национальная культура в воспитательном процессе класса) (автор – учитель русского языка и литературы Н.Е.Соколова), целью которого является изучение фольклора и быта, знакомство с историческими традициями России;
  • «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» (авторский коллектив - зам. директора по ВР Н.А.Чуркина, старшая вожатая О.П.Бызова, учащиеся 5-8 классов и их родители), направленный на объединение детей и взрослых, их содружество и сотворчество, повышение престижа семьи. Данный проект нашел поддержку среди жителей микрорайона Гимназии №14,  одобрен администрацией района, о чем свидетельствуют письма жителей прилегающих улиц и заместителя главы администрации Выксунского муниципального района.

Направления экспериментальной работы, выбранные педагогическим коллективом гимназии, актуальны уже потому, что имеют общую педагогическую цель – личностно-ориентированное обучение и воспитание учащихся. Администрация гимназии считает, что инновационная экспериментальная работа внесла свои позитивные изменения в потенциальное развитие личности учителя и учащегося, ибо она способствует высокому развитию уровня мотиваций.

Исходя из вышеназванного, основными направлениями деятельности педагогического коллектива по реализации концепции являются:

  • рефлексия  собственных педагогических находок;
  • оформление образцов педагогического опыта в виде банка данных для научно-методического кабинета;
  • создание и совершенствование электронной презентации гимназии, видеотеки традиционных событий («Посвящение в гимназисты», «Последний звонок», «За честь гимназии» и др.);
  • освоение новых педагогических технологий, адекватных целям и задачам школы успеха;
  • применение здоровьесберегающих технологий;
  • изучение основ экспериментальной деятельности для соответствия статусу экспериментальной площадки;
  • технологизация и трансляция удачных образцов педагогического и управленческого опыта.

К условиям эффективного воплощения концепции в жизнь коллектива гимназии  можно отнести следующие условия:

  • переход от работы с однородными коллективами (например, с педагогами) к работе с полифункциональными коллективами (педагогами, управленцами, методистами, психологами, медиками и другими субъектами образовательного пространства);
  • переход от субъект-объектного типа отношений внутри коллектива к субъект-субъектному, предполагающему совместное целеполагание и проектирование преобразовательных действий, реализацию и рефлексию осуществленной деятельности;
  • переход от точечного типа изменений в практике к системному проектированию преобразовательных процессов относительно целостного участка практики.

Выполнение этих условий позволяет добиться того, что коллектив гимназии начинает осознавать значимость концепции школы успеха и действий, направленных на качественное изменение практики образования. Вырабатываются общие нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества. Наличие общей парадигмы и языка профессионального общения позволяет освоить механизм разрешения противоречий и проблем в деятельности гимназии.

Применение системного подхода к разработке программы развития «Школы успеха»  предполагает создание механизма по проектированию самообучающейся организации, построению возможного пространства многообразных  действительностей и  системного управления развитием гимназии.

Планируя переход к новому желаемому качественному результату, педагогический коллектив учитывал, что гимназия, изменяясь, должна одновременно и функционировать, т.е. на смену старой парадигмы «сначала сохранение, затем – развитие», пришла новая парадигма: «сохранение через развитие и создание ситуации успеха». Для эффективного управления программой развития необходимо было реализовать функции организации, руководства, контроля выполнения программы и оценки ее результатов.

         В результате выполнения функции организации была сформирована организационная структура управления реализацией программы.

 

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

 Основная педагогическая идея  заключается в переходе от «знаниевого типа» обучения к комплексному развитию способностей личности в образовательной среде гимназии путем постепенного внедрения «педагогики успеха» каждого субъекта. Ее достижение возможно через поэтапное внедрение образовательных идей, таких как:
  • способность выпускника гимназии к интеграции как форме взаимодействия с социальной средой предполагает его активное вхождение в социум, готовность к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора, способность влиять на среду, изменяя ее  или  самого себя;
  • ориентация образования на общечеловеческие ценности и нравственные нормы;
  • построение собственной системы ценностей личности, коллектива, общественно-социальных отношений;
  • освоение и развитие культурных форм взаимодействия друг с другом;
  • овладение культурой мышления;
  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, их личностного и профессионального самоопределения, саморазвития и самореализации;
  • создание гибкой, вариативной, открытой образовательной среды, отвечающей динамике образовательных потребностей личности на всех возрастных и профессиональных этапах потребностям общества и государства и обеспечивающей непрерывность образования личности;
  • формирование и развитие у гимназистов навыков самостоятельного добывания и анализа информации для решения проблем в различных ситуациях (в урочное и внеурочное время), максимально приближенных к взрослой жизни;
  • создание комфортного психологического климата для всех участников образовательного процесса.
Управленческие идеи предполагают:
  • опору на актуальный уровень развития субъектов образовательного пространства: учащихся, педагогов, администрации, родителей и других заинтересованных лиц, организацию их совместной деятельности в зоне ближайшего развития с использованием проектных технологий, коллективных творческих дел (вечеров, праздников, общешкольных традиций, театрализованных представлений, конкурсов, олимпиад и др.);
  • согласование инновационных и традиционных педагогических процессов;
  • создание в гимназии пространства (уклада) творческого самовыражения для учащихся и педагогов, характеризующегося комфортным психологическим климатом и наличием у всех участников образовательного процесса мотивации к личностному росту и саморазвитию.

 Идея изменений состоит в:

  • использовании технологии проектной деятельности в образовании;
  • создании обновленной гимназической структуры дополнительного  (довузовского) образования по гуманитарным предметам на III ступени обучения;
  • внедрении дистанционной образовательной технологии для до­полнительного образования гимназистов;
  • создании нормативной базы для осуществления нововведений;

-            использовании информационно-коммуникационных технологий в образовании и воспитании;

-      развитии социального партнерства информационной открытости учебного заведения.

      Основной идеей образовательной концепции гимназии является то, что главным фактором развития образовательной системы, качества образо­вания является характер отношений между участниками образовательно­го процесса, создание общеобразовательной среды сотрудничества, инициирующей и стимулирующей познавательную сознательную деятельность учеников и учителей гимназии.

Эта идея всей системой мер в целом должна способствовать:

  • Обеспечению конституционных прав граждан на получение образования в соответствии с действующим законодательством.
  • Повышению эффективности педагогической деятельности за счет развития инновационной и экспериментальной работы коллектива гимназии.
  • Созданию команды единомышленников, способных творчески решать исследовательские задачи и проектировать ситуации развития в образовательном процессе гимназии.

Ведется разработка модели управления качеством образования на ос­нове взаимосвязи внутренних и внешних оценок результатов и условий образовательной деятельности школы. Проводится работа по созданию и апробации системы оценивания результатов образова­тельной деятельности, критериев успешности педагогической деятельности, разработка и внедрение авторских программ и элективных курсов, позволяющих расширить кругозор и средства решения личностно-значимых для учащихся проблем.

Проведен многоаспектный мониторинг промежуточных результатов образовательной деятельности, который позволил прогнозировать конеч­ные результаты, осуществлять коррекцию учебно-воспитательного процесса и научно-методической деятельности педагогов.

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Кадровое обеспечение гимназии.

Кадровый состав гимназии стабильный. В 2006 году произошла реорга­низация гимназии в виде открытия групп, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, поэтому пополнился кадровый состав гимназии:

всего педагогических работников - 52,

с высшим образованием - 44,

со средним специальным образованием - 1,

со средним общим образованием – 1,

с начальным профессиональным образованием – 1,

незаконченным высшим - 5.

Имеют высшую квалификационную категорию - 25 педагогов = 48%,

I  квалификационную категорию - 15 = 30%,

II   квалификационную категорию - 6 = 11%,
не аттестованы - 6 = 11%.

Отмечены:

  • Званием «Отличник народного просвещения» - 1,
  • Званием «Ветеран труда» - 1,

 

  • Почетной грамотой Министерства образования РФ - 4.
    С целью получения оптимальных результатов ведется:
  • специальный подбор педкадров;
  • обеспечение оптимальной нагрузки учителей;
  • работа по изучению и внедрению передового педагогического опыта в практику гимназии;
  • развитие профессиональных компетенций, их самосовершенство­вание и самообразование в системе методической службы гимназии;
  • повышение квалификации в интересах получения оптимальных результатов через курсы НИРО, НФ ГУ – ВШЭ, ИДК управления образованием администрации Выксунского муниципального района;
  • создание профессиональных объединений учителей и педагогиче­ских мастерских;
  • овладение дистанционной образовательной и информационно-                                           коммуникационной технологией;

        -  организация мастер-классов по включению педагогов в проект­ную                

деятельность;

-      привлечение педагогических кадров ВУЗов для работы с одаренными детьми.

Научно-методическое обеспечение.

Для обеспечения требований сегодняшнего дня в гимназии ведется:

        -    разработка новых учебных планов, расширяющих возможности профилизации  

              учащихся, позволяющих гибко реагировать на со­циальные запросы 

              учащихся;

-      ведется работа по модификации и созданию новых учебных про­грамм и курсов, обеспечивающих построение индивидуальных об­разовательных траекторий, расширяющих границы дифференциа­ции;

        -    освоение и апробация новых проектов, идей, экспериментов, методик, тех­нологий;

-      установление связей с высшими учебными заведениями, кафед­рами и кабинетами ИПК для проведения научных консультаций, семинаров;

-      участие в научных конференциях, конкурсах. Материально-техническое обеспечение.

Осуществление учебно-воспитательного процесса в гимназии невозможно без развития материально-технической базы.

Нормализация бюджетного финансирования в значительной степени способствует динамичному развитию гимназии. Кроме этого, администрация в лице директора С.С.Клиповой и Совета гимназии под председательством М.Г.Печниковой постоянно изыскивают и внебюджетные источники финансирования с целью совершенствования материально-технической базы учреждения.

Продолжена реконструкция здания по адресу: г.Выкса, ул.Красные Зори, д.51 «а», целью которой является расширение аудиторного фонда, строительство стандартного спортивного зала, обеденного зала и пищеблока.

В 2006 году было принято решение о расширении объема проектных работ, так как для организации образовательной деятельности нашему учреждению необходимы актовый и еще один компьютерный залы. Поэтому отделом капитального строительства администрации Выксунского муниципального района проводились работы по согласованию с соответствующими инстанциями проведения дальнейших  проектных и строительных работ, вносятся изменения в строительный паспорт.

Для качественной и безопасной организации образовательного процесса на первой ступени обучения и в целях осуществления реконструкции существующего здания гимназии был заключен договор аренды нежилого помещения  общей площадью 3020 кв.м. (по адресу: Нижегородская область, г.Выкса, м-он Центральный, дом 16, д/сад «Сказка»).

Мотивационное обеспечение.

Создание благоприятного морально-психологического климата в кол­лективе.

Поддержание стабильности функционирования в рамках связей и взаимоотношений с социальными партнерами.

Постоянное изучение доминирующих мотивов, ценностей и интере­сов педагогов с тем, чтобы на этой основе обеспечить целевое стимули­рование всех участников образовательного процесса по достижению новых результатов деятельности.

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Результат изменений.

Создание системы непрерывного (многоуровневого образования) и образования инфраструктуры, обеспечивающей благоприятные условия для развития обучающихся в соответствии с их склонностями, способностями, интересами.

Созданы  условия  для  новой  учебно-организационной  структуры, спешно реализующей внедрение новых технологий в образовательный процесс (способствующих развитию ключевых компетенций). Имеются разработки здоровьесберегающей среды. Созданы условия для осознанного освоения обра­зовательных программ выпускниками гимназии для реализации программ углубленного обучения по некоторым предметам гуманитарного цикла. Реорганизация гимназии путем открытия групп, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования.

Внедрение программ дополнительного образования во второй половине дня, включающих:

-    индивидуальные и групповые занятия (1-11 классы);

-    элективные курсы (10-11 классы);

-    кружковая познавательная деятельность (1-11 классы);

        -     работа научного общества учащихся (НОУ) (8-11 классы)

6.Результат изменений

  • Обеспечено непрерывное образование на базе МОУ Гимназии №14 на основе реализации образовательных программ:
  • дошкольное образование;
  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее (полное) общее образование.
  • Продолжено сотрудничество с НФ ГУ-ВШЭ с целью организации довузовской подготовки гимназистов.
  • Продолжена опытно-экспериментальная работа по темам:

o      проектирование самообучающейся организации;

o      формирование целостности системы деятельности педагогов гимназии на основе теории и технологии средового подхода.

  • Продолжена работа над реализацией существующих и созданием новых проектов в рамках Программы МОУ гимназии №14 города Выксы Нижегородской области.

 

7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

·      Особенности диагностики эмоциональных переживаний с помощью методики незаконченных предложений // Деятельность педагога-психолога в системе образования, Н.Новгород, 2006г.

·      Будущее современного подростка //  Ученик – учитель – родитель, проблемы и перспективы взаимодействия, Н.Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2006 год.

·      К проблеме развития психологической компетентности субъектов образовательного процесса // Актуальные проблемы психологии образования. Н.Новгород, 2007г.

·      Проблемы школьного воспитания №4 2005 год, приложение к журналу «Педагогическое обозрение» - «Игровая программа семейный калейдоскоп»;

·      Ученик – учитель – родитель, проблемы и перспективы взаимодействия. Г.Н.Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2006 год. Опыт взаимодействия классного руководителя и семьи.

 

 

 

 

Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit

Копировать | Печать | Закрыть