1
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Областной форум Современные приоритеты в региональной системе воспитания: новые возможности и управление изменениями
Подразделения

Межрегиональный сетевой Интернет-проект «Нам жить на этой земле!»

ОТЧЕТ
о межрегиональном сетевом Интернет-проекте «Нам жить на этой земле!»

Межрегиональный сетевой Интернет-проект «Нам жить на этой земле!» проводился с 25 марта по 15 мая 2013 года Нижегородским институтом развития образования в рамках года охраны окружающей среды.  
Интернет-проект организован кафедрами информационных технологий (зав.кафедрой Л.А.Шевцова) и естественнонаучных дисциплин (зав.кафедрой Е.В.Алексеева) при участии Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области и экологического центра «Дронт».

Кураторы проекта:
Канянина Т.И., доцент кафедры ИТ ГБОУ ДПО НИРО
Степанова С.Ю., ст.преподаватель кафедры ИТ ГБОУ ДПО НИРО
Интернет-проект проводился с целью развития у школьников экологического мировоззрения, привлечения их к активной природоохранной деятельности, формирования их экологической и гражданской позиции с использованием Интернет–технологий. Интернет-проект был направлен на развитие у школьников коммуникативных и исследовательских умений, навыков проектирования и работы в команде, повышения уровня владения информационно-коммуникационными технологиями.

Задачи Интернет-проекта:
- привлечение внимания учащихся к проблемам охраны окружающей среды;
- создание условий для интеграции усилий педагогов, учащихся, их родителей в совместной работе над творческими и исследовательскими работами учащихся;
- развитие ИКТ-компетентности педагогов, учащихся, их родителей;
- обмен инновационным опытом организации проектной и исследовательской деятельности учащихся с использованием информационных технологий и  развитие сетевого сообщества педагогов Нижегородской области, использующих в профессиональной деятельности сетевые технологии.
Для участия в Интернет-проекте «Нам жить на этой земле!»  приглашались команды учащихся 2-11 классов под руководством педагогов.
Положение, подробная информация об Интернет-проекте были размещены на странице кафедры информационных технологий на сайте НИРО в разделе «Конкурсы», публиковались в сети Интернет.
Заявки на участие принимались через электронную форму, размещенную на странице кафедры ИТ на сайте НИРО и на созданном Интернет-ресурсе проекта «Нам жить на этой земле!»  https://sites.google.com/site/namzitnazemle.
Проект «Нам жить на этой земле!» проводился в форме приключенческого  веб-квеста. Команды – это «детективные агентства», специализирующиеся на изучении и предотвращении экологических проблем.  Участники выступали  в роли начинающих детективов-экологов, разгадывали простые и сложные, а в целом удивительные  тайны планеты Земля, учились видеть большие и малые проблемы своей малой родины, действовали виртуально и реально в защиту охраны окружающей среды.
Основные этапы Интернет-проекта:


1. Мозговой штурм «Главные причины загрязнения окружающей среды»
Участникам предстояло на коллективной он-лайн доске высказать самую главную, на взгляд участников, версию угрозы экологии нашей планеты.
Используемые сервисы:
Сервис создания совместных Интернет-газет Wikiwall http://wikiwall.ru/

2. Стажировка «Листаем страницы Красной книги России»
Участникам необходимо было определить названия животных и растений, фотоизображения которых были зашифрованы в виде пазлов.  Задание - собрать Пазл и определить, о каком объекте из Красной книги идет речь.
Используемые сервисы:
Сервис «Пазл» http://five.flash-gear.com/npuz/:
Электронная версия Красной книги России, открытый адрес http://biodat.ru/db/rb

3. Эко-дело №1.   «Карта природных ценностей»
Школьникам предстояло разместить на карте Google экологически чистые места, особо охраняемые природные территории, памятники природы, которые находятся на территории своего места жительства. Задание - нанести метки на карту, указать название, дать краткое описание, фото или видео объекта.
Используемые сервисы: Карты Google  https://maps.google.com

4. Эко-дело №2.    Мини-исследование «Сохраним свой дом!»
Задание - определить  важную экологическую проблему вашего села, поселка, города. Провести групповое расследование и подготовить ответ с обоснованием того, почему эта проблема является актуальной для вашего сообщества. Каким образом вы можете помочь в решении этой проблемы.
Критерии оценивания работы команд: исследовательский подход, актуальность выбранной проблемы, направленность проекта на решение местных экологических проблем, способы решения проблемы, реализованность идеи, критическое мышление, работа в сотрудничестве, бюджет проекта, оформление.
Используемые сервисы: ресурсы и презентация Диска Googlehttps://drive.google.com

5. Эко-дело №3.   Экологическая акция
Задание – «Оглянитесь вокруг! Подумайте, что уже сейчас школьный двор, улица, ведущая к школе, или любая другаяулица, дом или ваш поселок были бы гораздо красивее, гораздо чище. Земля нуждается в вашей ежедневной защите».
Девиз акции: «Есть такое твердое правило… встал поутру, умылся – и сразу же приведи в порядок свою планету.» (А.Экзюпери «Маленький принц»).
Используемые сервисы:
Веб-альбом https://plus.google.com/photos/
Интерактивный плакат Glogster http://www.glogster.com/.


6. Эко-дело №4.   «Свод правил жителя Земли»
Задание -  совместно создать "Свод правил жителя Земли", в котором рассказать, как должен вести себя землянин, чтобы сохранить свою планету. Сформулировать правила  для конкретных ситуаций взаимодействия человека с природой.
Задания оформлялись (в соответствии с возрастной категорией участников) в форме:
- презентации совместного редактирования (сервис https://docs.google.com/)
- ребусов (сервис генератора ребусов http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator)
- комиксов (сервис сетевого редактора комиксов http://trendclub.ru/). 
Все задания по проекту имели открытый характер и были общедоступны для посетителей ресурса Интернет-проекта (https://sites.google.com/site/namzitnazemle).
Рефлексия, обсуждение этапов работы, «горячая линия» вопросов и ответов, консультации проводились в блоге проекта http://namzitnazemle.blogspot.ru/.
Для научного сопровождения и экспертизы работ команд учащихся привлекались ученые, эксперты:

  • Шустов С.Б., к.х.н., доцент кафедры астрономии и истории естествознания НГПУ им. Козьмы Минина, (Соросовский доцент, писатель, художник-анималист, иллюстратор Красной Книги Нижегородской области, руководитель полевого стационара "Сережа");
  • Каюмов А.А., председатель Совета Нижегородской региональной общественной организации «Экологический центр «Дронт».
Участниками проекта стали команды школьников с руководителями из 10  регионов Российской Федерации: Самарская, Омская, Новосибирская, Псковская, Нижегородская области, Алтайский,  Ставропольский край, Республики Татарстан, Чувашия, Марий-Эл. Всего 256 команд школьников 2-11 классов (более 1000 учащихся и более 400 учителей».
Итоги Интернет-проекта подводились по трем номинациям с учетом возрастных групп участников: среди учащихся 2-4 классов, 5-8 классов, 9-11 классов.

Победители (1 место)

  • Команда "Зеленые горошины" МБОУ СОШ № 174 г. Нижнего Новгорода. Руководители Королева Ольга Викторовна, Шабельник Елена Борисовна (2-4 класс).

  • Команда “Hotshots" МБОУ СОШ №9 с углублённым изучением отдельных предметов г. Павлово Нижегордской обл. Руководители -  Фадеева Татьяна Викторовна, Борисова Татьяна Александровна (5-8 класс).

  • Команда "Ультра" МОБУ СОШ №20 Балахнинского р-на, п. Б. Козино Нижегородской обл. Руководитель -  Эрментраут Людмила Альбиновна (9-11 класс)

Призёры (2 место)

  • Команда "Амурские тигры" МБОУ СОШ №9 с  углублённым изучением отдельных предметов г. Павлово Нижегордской обл. Руководители -  Козина Оксана Николаевна, Гуляева Татьяна Викторовна (2-4 класс).
  • Команда "Страна Гармония" МБОУ СОШ № 94, г. Нижнего Новгорода. Руководители -  Трутнева Татьяна Петровна, Сенюрина Галина Константиновна (2-4 класс).
  • Команда "ДУБОК" МБОУ Арьёвская СОШ п. Арья Нижегородской обл. Руководители -  Баранцева Ирина Борисовна, Крюкова Галина Ивановна (5-8 класс).
  • Команда "ЛесоВики" МБОУ Пошатовская ООШ Арзамасского р-на Нижегородской обл. Руководители -  Новикова Татьяна Геннадьевна, Мишаленкова Татьяна Петровна (5-8 класс).
  • Команда "Оптимисты" МБОУ СОШ №3 г.Навашино Нижегородской обл. Руководители Маркова Татьяна Васильевна, Обрезчикова Наталья Яновна (9-11 класс).
  • Команда "ЭкоКомп" МБОУ СОШ    № 105 г. Нижнего Новгорода. Руководители - Смирнова Светлана Александровна, Маслова Елена Александровна (9-11 класс).

Призёры (3 место):

  • Команда "Ракета" БОУ "Средняя общеобразовательная школа №16" г. Омска. Руководители -  Сушкевич Ольга Александровна, Серова Наталья Александровна (2-4 класс).
  • Команда "СОСна "МОУ Новопокровская СОШ Ветлужского р-на Нижегородской обл. Руководители -  Соколова Ольга Сергеевна, Шильникова Елена Валентиновна (2-4 класс).
  • Команда "Капелька" МБОУ СОШ с. Таремское Павловского р-на Нижегородской обл. Руководители -  Колоскова Надежда Львовна, Шишкина Ирина Владимировна (2-4 класс).
  • Команда "Зелёный патруль" МБОУ Воротынская СОШ п.Воротынец. Руководитель -  Волков Дмитрий Константинович (5-8 класс)
  • Команда "Зелёный импульс" МБОУ СОШ № 10 г. Павлово Нижегородской обл. Руководители -  Леонтьева Анна Петровна, Пугина Елена Евгеньевна (5-8 класс).
  • Команда "КУСТ" МБОУ Вахтанская СОШ рп. Вахтан  Шахунского р-на Нижегородской обл. Руководитель -  Юферева Ольга Владиславовна (5-8 класс).
  • Команда "Биосфера" МБОУ Воротынская СОШ п. Воротынец Нижегородской обл. Руководитель -  Макарова Лариса Сергеевна (9-11 класс).
  • Команда "Зеленая планета" МБОУ СОШ № 16 г. Павлово Нижегородской обл.  Руководители - Вахонина Татьяна Федоровна Федюнина Наталья Геннадиевна (9-11 класс).
  • Команда "Бойцы Экологического Движения" МБОУ СОШ №7 им. А.П. Гайдара г. Арзамас Нижегородской обл. Руководители - Блохина Галина Геннадьевна, Крюкова Татьяна Анатольевна- (9-11 класс).

В рамках проекта для руководителей команд 25 апреля был проведен межрегиональный вебинар «Система экологического образования и воспитания в школе».
Докладчики:


- Горбенко Наталья Васильевна, к.п.н., доцент кафедры ЕНО НИРО

Основные направления  реализации экологического образования в Нижегородском регионе

- Баранова Людмила Фёдоровна, методист Учебного компьютерного центра Красноглинского района г.Самары

Организация массовых мероприятий экологической направленности в учреждении дополнительного образования детей

- Панфилова Ирина Юрьевна, учитель биологии и экологии высшей категории, школа №156 Самара

Место экологического и краеведческого компонента в системе школьного образования

- Е.А. Растунина учитель биологии высшей категории МБОУ СОШ №44 с углубленным изучением отдельных предметов

Экологическое образование и воспитание в школе. Педагогический опыт

- Власова Ольга Александровна, учитель экологии лицей 28
- Плаксина Татьяна Юрьевна, учитель биологии лицей 28

Система экологического воспитания в лицее 28

- Митрофанова Надежда Николаевна,
заведующая отделом МБОУ ДОД Дворец детско-юношеского творчества (ДДЮТ), г. Кстово, Нижегородская область 

Формирование экологической культуры обучающихся: опыт, проблемы, перспективы

 

Просмотр записи вебинара - по ссылке:http://www.dist.niro.nnov.ru/p7k8ec19p2d/.

Итоговые мероприятия (награждение участников, презентация работ победителей состоялись на территории Ярмарки в оамках Форума «Великие реки России). Всего присутствовало 18 команд – победителей (1, 2, 3 места). Команды получили ценные призы, предоставленные Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области, экологическим центром «ДРОНТ», дипломы победителей, памятные значки.
Фоторепортаж о мероприятии размещен на ресурсе проекта https://sites.google.com/site/namzitnazemle

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph