3
8
9
Новости

18.04.2013Отчёт Правительства Российской Федерации о результатах деятельности за 2012 год

17 апреля 2013 года Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев выступил в Государственной Думе с отчётом Правительства Российской Федерации о результатах деятельности за 2012 год. В отчёте Председателя Правительства были затронуты вопросы развития сфер образования, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, молодёжной политики, научной и инновационной деятельности.

Выступление Д.Медведева (извлечения):

<…>

В целом с учётом ситуации в мировой экономике макроэкономические итоги прошлого года можно оценить как неплохие на общем уровне. Валовый внутренний продукт в 2012 году вырос на 3,4%. Реальная заработная плата на протяжении практически всего 2012 года, кроме ноября-декабря (подчёркиваю, этих двух месяцев), была выше, чем в 2011 году: темп её роста увеличился с 2,8% до 8,4%. В основном, конечно, это произошло за счёт повышения оплаты труда работников образования и здравоохранения, и денежного довольствия военнослужащих.

<…>

Ещё одна тема, которая очень важна. Детские сады и их доступность к 2016 году – цель, которая поставлена. На эти цели Правительство предоставляет регионам бюджетные кредиты и субсидии. В 2012 году введено почти 270 тыс. дополнительных мест. Число очередников снизилось более чем на 20%, то есть в целом у нас тренд в этом смысле существует. В течение 2013–2015 годов с учётом роста рождаемости предстоит создать более 1 млн мест, и с этим связаны вопросы, которые  вы задаёте Правительству. Фракция «Единой России» также задавала этот вопрос. Решение этой задачи потребует весьма значительных инвестиций, я впоследствии расскажу каких, но хочу сказать одно: для нас совершенно очевидно, что регионам самостоятельно с этой задачей не справиться. И просто так сказать «это ваше, теперь создавайте дополнительные места, стройте детские сады» было бы нечестно со стороны федеральной власти.  Поэтому необходима соответствующая программа софинансирования расходов по строительству детских садов. Поручение по этому поводу дано, и готовится проект постановления Правительства. Я думаю, что

<…>

По данным Росстата, в стране сегодня порядка 310 тыс. государственных и муниципальных учреждений в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта и социального обслуживания. Цель, которая стоит перед Правительством и вообще перед государством, – сделать качество их работы принципиально иным. 2012 год во многом стал переломным как минимум с точки зрения оплаты труда. Выросли зарплаты работников бюджетной сферы, и те цифры, которые я до этого приводил, об этом абсолютно точно свидетельствуют. По сравнению с предыдущим годом средняя заработная плата в здравоохранении увеличилась почти на 18%, а зарплата учителей – более чем на 20%. К этим цифрам привыкаешь – 18–20, вроде хорошо, вроде немного. Коллеги, я просто хочу обратить внимание, что никто сейчас не увеличивает заработные платы бюджетникам, практически только мы в период мировой депрессии. Дальнейшее увеличение зарплаты бюджетников будет идти в соответствии с утверждённым графиком (я хотел бы, чтобы все присутствующие в этом не сомневались) и, конечно, зависеть от квалификации специалистов и качества оказываемых услуг, потому что и сами по себе наши люди тоже должны понимать: новая зарплата предполагает новое качество работы.

Одним из знаковых событий прошлого года стало принятие закона «Об образовании в Российской Федерации». За два года подготовки он прошёл самое широкое обсуждение, как ни один другой закон, вызвал острейшие споры. Мне кажется, это тоже нормально. Что волнует людей, что волнует экспертов, наконец, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации?

Две вещи – здравоохранение и образование. Вот что для людей, может быть, самое важное, и ещё коммуналка, конечно. Обсуждение этого закона, хотел бы сказать, показало всё-таки, как важны такие дискуссии и изучение экспертного и общественного мнения. Я с частью коллег, в том числе сидящих в этом зале, из разных фракций, естественно, его лично обсуждал. Считаю, что это было полезно, хотел бы поблагодарить всех за проделанную работу. Конечно, сейчас нужно следить уже за правоприменением. Мы не должны догматизировать ни один нормативный акт, вы как законодатели понимаете это не хуже меня. Если что-то не работает, надо корректировать, надо менять, надо улучшать. Но сейчас очевидно, что этот закон в любом случае отражает динамику изменений в современном образовании и предоставляет дополнительные возможности учащимся, которые проявили выдающиеся способности, а также тем, кто нуждается в социальной и правовой поддержке, регламентирует условия экспериментальной, инновационной деятельности в сфере образования. Всего этого в прежнем законодательстве не было.

Дошкольное образование – это тот фундамент, который определяет всё последующее развитие ребёнка. Разрабатывается специальный стандарт дошкольного образования. Важно, чтобы Правительство и министерство оказало регионам и дошкольным учреждениям организационную и методическую поддержку в этом вопросе. Именно об этом спрашивали коллеги из «Единой России».

В 2012 году неплохие результаты достигнуты в модернизации региональных систем общего образования. Я напомню, что объём финансирования этого проекта из федерального бюджета составляет 120 млрд рублей в течение трёх лет. Концентрация таких внушительных средств и идеология проекта позволяют распространить лучшие практики по регионам, а регионам – полноценно исполнять свои обязательства.

Дети должны учиться в современных и достойных условиях и в больших городах, и в маленьких посёлках. Это непременное требование. Но не менее важно обеспечить необходимое качество учебных программ, повысить их воспитательную составляющую. Новый стандарт введён в начальной школе, утверждён для основной и средней школы.

Несмотря на растущую конкуренцию, наши ребята успешно выступают на международных олимпиадах. Кстати, это, мне кажется, очень важный показатель конкурентоспособности нашего образования, потому что всегда есть драматические оценки, полярные оценки, скажем так: от такой, что наше образование самое лучшее, оно произрастает из советского и даже царского образования, до, естественно, взаимоисключающей позиции – было хорошее образование, его разрушили за последние годы. Ситуация и не такая, и не такая. Мы имеем образование, в котором есть колоссальный потенциал и огромный груз накопленных за последние десятилетия проблем (и не только последние десятилетия, идеализировать ничего не надо, в том числе и советское образование). Но то, что наши так выступают на международных олимпиадах, показывает: у нас есть школа, и это не только академическая школа, подчёркиваю, это не только классическое образование, это всё-таки школьные методики, возможности объяснить ребятам, что и как нужно делать, причём в самых современных областях знаний. Они по информатике выступают блестяще, это же не оттого, что у нас раньше было хорошо, это всё равно новая область. Она связана с математикой, конечно, где у нас выдающиеся позиции были, но всё равно это здорово. Мы скоро у себя будем принимать международные школьные олимпиады. Может, это не такое масштабное событие, как Олимпиада в Сочи, но оно не менее приятное. В 2013 году, в этом году у нас олимпиада по химии будет, в 2015-м – по географии, а в 2016-м – по информатике. Это опять же означает признание того, что мы на хорошем уровне.

Начал работать Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов России. Рассчитываем, что в 2013 году охват детей программами дополнительного образования увеличится почти на 60% .

В школе должны, конечно, работать современные учителя, талантливые учителя, независимо от возраста, естественно. Наши коллеги из фракции «Справедливая Россия» задают вопрос о поддержке молодых педагогов. Многие субъекты Российской Федерации (их 20 штук всего) принимают такие меры – это единовременные выплаты, ежемесячные надбавки к зарплате в первые два-три года работы и предоставление жилья. Я считаю, что это очень правильная практика, и, конечно, мы её будем поощрять. Для молодых учителей действует специальная программа ипотечного кредитования. Где-то лучше, где-то хуже, но в целом она действует.

Начата работа по оценке эффективности вузов, сложная работа, очень резонансная. В этом году пройдут по этой дороге как государственные учебные заведения, так и негосударственные. Ситуация в целом воспринимается весьма и весьма эмоционально, особенно в отношении процедуры оценки и, конечно, по решениям в отношении судьбы отдельных вузов. Понять это можно, я сам 20 лет практически провёл в университете. Но, согласитесь, всё-таки что-то делать надо. Я всегда эту цифру привожу, даже при понимании, что мы находимся в других условиях, что изменилась структура нашего общества, что необходимо получать высшее образование для того, чтобы просто иногда за компьютер сесть, квалификационные требования такие. И всё-таки, напомню, что в Советском Союзе с его почти 300-миллионным населением было в 2 раза меньше вузов, чем в современной России с населением 142 млн человек. Это тоже показатель, и мы с вами вместе должны понять, что со всей этой ситуацией делать. Очевидно, что у части вузов есть реальные проблемы с результатами научно-исследовательской деятельности и трудоустройством выпускников. Другое дело, что и списки, и обсуждение, всё должно идти в открытом режиме, и поэтому доводки требует и сама система показателей. Она должна быть понятна и прозрачна для всех – для студентов, для преподавателей, вообще для всего гражданского общества.

Далее. Одна из ключевых задач – создание эффективных связей вузов с промышленностью и работодателями, подготовка востребованных на рынке труда специалистов. Сейчас разрабатывается принципиально новая система профессиональных стандартов, помогают тут работодатели довольно активно. К 2015 году появятся 800 стандартов, которые охватят все виды деятельности и будут увязаны с новыми образовательными стандартами.

Ещё один приоритет – это международная конкурентоспособность российских университетов, их продвижение в мировых рейтингах. Хотел бы также, чтобы вы понимали мою позицию: все рейтинги это, конечно, не самоцель. Мы не должны просто говорить: обязательно, во что бы то ни стало залезть... Но, с другой стороны, мы понимаем, эти рейтинги, вернее, их совокупность (не один какой-то – нет универсального рейтинга), всё-таки отражают расклад сил в образовании. Да, есть проблемы с составлением этих рейтингов, есть очевидный перекос, скажем откровенно, в англо-саксонскую модель образования – это все мы понимаем. И тем не менее всё-таки нам нужно стремиться сделать так, чтобы нас воспринимали в качестве интегральной составляющей международной системы образования. Только тогда к нам поедут учиться, только тогда к нам поедут преподавать, а это очень важно, потому что никакое общение по социальным сетям, телевизору, в любом онлайне не заменит нормальной лекции хорошего профессора, в том числе иностранного, поэтому мы будем выделять дополнительные субсидии для конкурсных процедур, грантов. Из бюджета на эти цели уже выделено 9 млрд рублей. Будет продолжена работа по совершенствованию системы аттестации научных и научно-педагогических кадров. До марта 2014 года завершим оптимизацию сети диссертационных советов. Более открытой станет и процедура защиты, и презентация самих результатов защиты, включая интернет, для того чтобы это были оригинальные работы. Рассчитываю, что это в целом повысит качество научно-исследовательской деятельности.

Кардинальную роль в развитии нашей страны призвана сыграть отечественная наука. В конце прошлого года, а именно 20 декабря, утверждена государственная программа «Развитие науки и технологий». Усилия должны быть сконцентрированы на наиболее перспективных направлениях – на наноиндустрии, информационно-телекоммуникационных системах, природопользовании, энергетике, конечно, которая всё равно для нас очень важна. В 2012 году в рамках действующих федеральных целевых программ была создана 31 технология мирового уровня, получены и поданы заявки на более чем 800 патентов. Здесь, конечно, мы ещё сильно отстаём. В сфере патентования нам нужно и порядок наводить, и стремиться сделать так, чтобы все наши интеллектуальные разработки, наша интеллектуальная собственность получали патентную защиту. Мы знаем, что происходит с ними зачастую, когда они используются нашими конкурентами без защиты со стороны государства и патентообладателя.

Из федерального бюджета было дополнительно выделено 2 млрд рублей Российскому фонду фундаментальных исследований и ещё 500 млн – Российскому гуманитарному научному фонду. К 2018 году мы должны по объёму финансирования государственных научных фондов выйти на обозначенный уровень – 25 млрд рублей.

Проделана большая работа по формированию институтов развития. Общий объём средств, который перечислен в их капитал, составляет около 500 млрд рублей. Нам сейчас следует сконцент­рироваться на использовании идей в прикладном формате, на инфраструктуре, которая должна обеспечить непрерывную работу инновационных лифтов. Здесь созданы тоже определённые заделы. Внешэкономбанк финансирует 47 проектов, направленных на развитие инноваций. Это хорошо, потому что без финансирования ничего не развивается. Общая стоимость этого финансирования – 758 млрд рублей. Вообще доля инновационных проектов в портфеле уже составляет практически треть. «Роснано» одобрено порядка 120 инвестиционных проектов с общим бюджетом более 515 млрд рублей. Работает Российская венчурная компания и её отраслевые фонды: ООО «Биофармацевтические инвестиции РВК», ООО «Инфраструктурные инвестиции РВК» и так называемый Посевной фонд. В инновационном центре «Сколково» 850 участников зарегистрировано. Среди ключевых партнёров крупнейшие компании, которые занимаются инновациями во всём мире, это очень важно. Кстати, по одному из авторитетных исследований – Dow Jones Venture Source – Россия вошла в пятёрку европейских стран по инвестициям в стартапы в секторе высоких технологий. Это уже само по себе неплохое известие.

Государство субсидирует исследования и разработки, которые вузы ведут по заказу предприятий. За три года объёмы этих субсидий составляют 19 млрд рублей, и такая поддержка будет продолжена. 9 млрд рублей выделено на развитие инновационной инфраструктуры: на создание инжиниринговых центров, бизнес-инкубаторов, на подготовку управленческих кадров для малого венчурного бизнеса. Учреждены и специальные гранты для привлечения в российские вузы авторитетных мировых учёных.

<…>

Хочу отдельно остановиться на проблеме сиротства, которая в последние годы, в последний период стоит особенно остро. Сегодня государственная система попечения охватывает почти 120 тыс. человек. Однако хотел бы прямо сказать, что никакие государственные меры, самые комфортабельные, современные интернаты, приюты, детские дома не способны, конечно, заменить семью, это мы все понимаем. У нас за прошлый год по различным причинам родительских прав были лишены 44 тыс. родителей. Мы должны стараться эту ситуацию изменить. Это, если хотите, такая общенациональная миссия – страна с богатейшей культурой и вековыми традициями милосердия и благотворительности способна эти задачи выполнять самостоятельно. Но важно, чтобы такими проблемами занималось не только государство, но и общественные структуры, бизнес, сами граждане. Хорошую основу для этого создаёт Национальная стратегия действий в интересах детей. Она обсуждалась и в формате Открытого правительства, и в других форматах. В рамках решений, принятых Президентом и Правительством, сейчас созданы нормы, которые упрощают для наших граждан процедуру усыновления и взятия детей под опеку. Особенно это важно для тех, кто уже воспитывает или воспитал приёмных детей. Важно сделать так, чтобы государственная поддержка стала более эффективной, а для этого необходимо совершенствовать федеральные законы. Здесь мы тоже рассчитываем на поддержку депутатов Государственной Думы. Мы только что направили три законопроекта, которые предусматривают материальную поддержку усыновителей и опекунов, и фиксируют обязанность органов опеки оказывать социальное, медицинское, психологическое и педагогическое сопровождение.

Согласен с мнением депутатов, об этом говорили коллеги из КПРФ, одна из острейших проблем – это обеспечение жильём воспитанников детских домов. Эта проблема действительно стоит и решается медленно. В прошлом году на эти цели федеральный бюджет предоставил субсидии на сумму свыше 6 млрд рублей, а расходы региональных бюджетов в этот период были ещё 16 млрд рублей. В результате жильё получили 23 тыс. молодых людей, что само по себе неплохо, но тем не менее темпы решения этой проблемы снижать нельзя. И ещё, когда я пытался разбираться, как эта проблема выглядит на разных территориях… Она очень по-разному выглядит: кто-то планирует из регионов деньги на эти цели – и тогда это становится приоритетом, и тогда сироты получают жильё, – а кто-то не планирует. Это на самом деле вопрос выбора наших коллег из регионов. Я считаю, что здесь действительно не должно быть разных стандартов.

Мы также уделяем пристальное внимание сейчас людям с ограничениями по здоровью. Напомню, в прошлом году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. Утверждена госпрограмма «Доступная среда». Её цель – нормальные условия для жизнедеятельности инвалидов на транспорте, на улицах, просто в публичных местах, в магазинах, театрах, в государственных учреждениях, кстати сказать. Принят закон, направленный на обеспечение непрерывного инклюзивного образования для инвалидов. Выросла и социальная пенсия – хотя и не очень намного, но тем не менее выросла, – и ежемесячные выплаты родителям или опекунам, которые ухаживают за ребёнком-инвалидом. Мы планируем создавать по 14 тыс. специальных рабочих мест в период с 2013 по 2015 год, во всяком случае, в качестве показателя напомню: в 2015 году занятость инвалидов должна составить 2/3 от среднего уровня трудоустройства всех категорий граждан.

<…>

Ичточник

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph