Областная научно-практическая конференция Роль киноискусства в развитии художественной культуры школьников
Нижегородский региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства  «Педагог-психолог России – 2017»
Круглый стол по теме «Роль эффективного контракта в обеспечении качества образования»
Вход для пользователей
Подразделения

Формирование школьного коллектива

Формирование школьного коллектива

 

      Если в 20-е гг. XX века в отечественной теории воспитания  коллектив понимался как цель воспитательных усилий педагогов, а в 80-е гг. сформировалось представление о воспитательном коллективе как дифференцированном един­стве разнотипных коллективов детей и взрослых, то в 90-е гг. теория коллектива дополнилась понятием воспитатель­ной системы.

    «Коллектив детский воспитательный – созданная система коллективистически, высоконравственно и эстетически воспитывающих  общественных отношений, деятельности и общения в детской среде, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности», – такое определение дается в Педагогическом словаре  Г.М. Коджаспиро­вой[1]. В соответствующей статье Педагогического энциклопедического словаря [2] в качестве важнейшей категории педаго­гики называется воспитательный коллектив, который состоит из двух взаимосвязанных и относительно само­стоятельных  – коллектива воспитанников (учащихся) и воспитателей (педагогического коллектива).

  А.М. Каменский считает такой подход непродуктивным и включает в единый и неделимый  школьный коллектив на равных правах с учащимися и педагогами технических работников, администрацию и родителей [14].

    Подробное описание структуры коллектива, т.н. поля коллектива, а также этапов развития детского коллектива при­водится в пособии «Методика воспитательной работы» под ред. В.А. Сластенина [9]. Здесь же  можно найти краткую  характеристику самоуправления в коллективе, познакомиться с организацией коллективной деятельности, а также с раз­новидностями детского коллектива. Более подробно о практической реализации КТД в воспитательной системе школы можно прочитать  в соответствующем разделе издания НИРО «Школа гражданского сообщества» [18].

   О способах воспитания социально-компетентной личности в процессе исследовательской работы в классном коллек­тиве рассказывает в своей статье Я.А. Котельникова [18]. Компетентностному подходу в воспитании личности в коллек­тиве посвящается и раздел научно-педагогического пособия для классного руководителя М.В. Левит [20].

   О воспитательной системе класса как условии формирования классного коллектива можно прочитать в книге О.А. Лепневой и  Е.А. Тимошко [21], о проблеме воспитания личности в коллективе  - в книге Я.Г. Плинер и В.А. Бухвалова [27]. Наконец, важной теме развития самоуправления в школьном коллективе посвящены книги Н.Ф. Дик [10], Е.В. Вед­ровой [25], М.И. Рожкова [29]  и И.Д. Демакова, Н.Л. Селиванова [15].

   Одной из самых полных и обобщающих современных публикаций  по теме формирования школьного коллектива, ко­торая приводится в  составленном библиотекой списке литературы по теме, с учетом требований ФГОС по направле­нию подготовки 040700 «Организация работы с молодежью», является глава 5 учебного пособия «Педагогическое обеспечение работы с молодежью» под названием «Коллектив как объект и субъект воспитания»[17].

    Предлагаемый вниманию читателей список книг и публикаций в периодических изданиях о проблемах формирования школьного коллектива включает не только упомянутые выше издания, но и многие другие, в частности, посвященные клубным формам объединений детей и молодежи, иным формам общественных объединений, являющихся социаль­ными институтами и относящимися к сфере дополнительного образования детей [1-7, 11-13,16, 24, 26,30-36, 41-42].

   Подготовленный библиографический материал может представлять интерес для  педагогов дополнительного образования, специалистов по работе с молодежью, классных руководителей, вожатых, социальных педагогов.

  • Баранов, А.В.  Особенности системы клубного военно-патриотического воспитания молодежи / А.В. Баранов // Сред­нее профессиональное образование.-2011.-№1.-С.21-22.
  • Беляев, Г.Ю.   Детские общности: анализ и диагностика (что обсуждают, слушают, смотрят, кому доверяют, во что верят и как объединяются современные подростки) / Г.Ю. Беляев // Классный руководитель.-2009.-№8.-С.97-110.
  • Болдырева, Л.В.  Роль детских общественных объединений в создании единого воспитательного пространства / Л.В. Болдырева // Воспитание школьников.-2012.-№10.-С.52-54.
  • Бортулеева, Н.К.   Социальный педагог подростково-молодежного клуба / Н.К. Бортулеева // Воспитание школьни­ков.-2010.-№5.-С.27-30.
  • Валеева, Н.С.  Клуб старшеклассников "школьный корабль "Алые паруса" / Н.С. Валеева // Классный руководитель.-2012.-№6.-С.30-40.
  • Валькова, Л.Н.   Семейный клуб - одна из активных форм повышения компетентности участников образовательного процесса / Л.Н. Валькова // Начальная школа.-2010.-№6.-С.25-29.
  • Гликман, И.  Клуб старшеклассников: как решить проблему свободного времени? / И. Гликман // Школьное планирова­ние.-2010.-№4.-С.120-126.
  • Голубева, Л.  Участие учеников в организации школьной жизни / Л. Голубева // Сельская школа.-2010.-№3.-С.40-48.
  • Детский коллектив в педагогическом процессе //Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; под ред. В.А. Сластёнина. – 4-е изд, испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия»,2006.- С.70-82.
  • Дик, Н.Ф. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении. Книга современного руководителя / Н.Ф. Дик. – Ростов н /Д: Феникс,2006.-288с. – (Административное управление образованием).
  • Доценко, И.Г.   Информальное образование во временных детских объединениях / И.Г. Доценко // Педагогика.-2012.-№8.-С.40-45.
  • Жарков, Г.  Воспитание в клубах интеллектуальных игр: опыт, теория / Г. Жарков // Воспитание. Образование. Педаго­гика: биб-ка "Первого сентября".-2010.-№30.
  • Иванов, А.А.  Активизация детских и взрослых сообществ в условиях культурной среды школы /А.А. Иванов
    // Школьное планирование.-2012.-№5.-С.57-65.
  • Каменский, А.М. Индивидуальный профиль школьного коллектива / А.М. Каменский // Воспитание авторитетом: образо­вательный потенциал внеурочной работы.- М.: Сентябрь,2007.-С.28-37.
  • Инновационные подходы к организации школьного самоуправления (на примере проекта «Самоуправление как пред­мет формирования единой педагогической системы образовательного учреждения») / авт.-сост.: И.Д. Демакова, Н.Л. Селиванова. – М.: АПКиПРО,2004.-36с.
  • Камакин, О.Н.  Роль детской общественной организации в системе воспитательной работы / О.Н. Камакин // Воспита­ние школьников.-2010.-№10.-С.51-55.
  • Коллектив как объект и субъект воспитания //Педагогическое обеспечение работы с молодежью : учебное пособие / пд ред. С.В. Наумова, Ю.Х. Трущиной; Мин-во обр. и науки РФ, мин-во обр. Нижегородской  обл.; ФГБОУ «Ниже­город.гос.пед.ун-т». – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования,2012. – С.134-151.
  • Коллективное творческое дело как основа воспитательной системы школы //Школа гражданского сообщества: из опыта работы нижегородской МБОУ СОШ №91 с углубленным изучением отдельных предметов / авт.-сост.: И.М. Бо­гданов, Н.А. Сысоева. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования,2012. – С.77-104.
  • Котельникова, Я.А. Организация научно-исследовательской деятельности в процессе воспитания коллектива: методиче­ские рекомендации, пособие для педагогов, организующих исследовательскую деятельность школьников / Я.А. Котельникова  //Одаренный ребенок.-2010.-№5.-С.104-110.
  • Левит, М.В. Воспитание в коллективе индивидуалистов // «Слово и дело» классного руководителя: научно-педагогиче­ское пособие для классного руководителя.- М.: Центр «Педагогический поиск»,2009.-160с.
  • Лепнева, О.А. Классный коллектив: технология формирования : методическое пособие / О.А. Лепнева, Е.А. Ти­мошко.- М.: ООО «ЦГЛ»,2005.-128с.
  • Лесникова, С.Г.   Возможности интернет-технологий в развитии детского движения // Педагогика.-2011.-№3.-С.37-44.
  • Майоров-Щеглов, С.Н.  Трансформация воспитательных практик в России: среднесрочный прогноз / С.Н. Майоров-Щеглов // Педагогическая диагностика.-2012.-№5.-С.12-24.
  • Муркова, М.В.   Клубный час как средство формирования культуры безопасности жизнедеятельности у младших школь­ников / М.В. Муркова // Начальное образование.-2013.-№1.-С.23-26.
  • Организация ученического самоуправления : Гражданский клуб. Социальные проекты. Мероприятия / авт.-сост.: Е.В. Ведрова. – Волгоград: Учитель,2007.-84с.
  • Пигалицын, Л.В.  Школьный клуб юных физиков - кузница будущих научных кадров / Л.В. Пигалицын // Физика в школе.-2011.-№5.-С.25-34.
  • Плинер, Я.Г. Воспитание личности в коллективе: пособие для заместителей директора школы по воспитанию и класс­ных руководителей / Я.Г. Плинер, В.А. Бухвалов. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.-160с.
  • Пономарева, О.Л.  Социальное партнерство как важнейшее условие работы семейного клуба / О. Л. Пономарева // Управление качеством образования.-2010.-№7.-С.60-65.
  • Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах: учебно-методическое пособие / М.И. Рожков.- М.: Гума­нит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-160с. – (Б-ка руководителя образоват. учреждения).
  • Рыжанкина, М.В.   Материалы из практики работы детской организации "Радуга"/ М.В. Рыжанкина // Практика админи­стративной работы в школе.-2010.-№3.-С.63-68.
  • Скачкова, Е.Б.  Досуговые объединения как ресурс профилактики девиантного поведения подростков группы риска / Е.Б. Скачкова // Человек и образование.-2011.-№1.-С.80-84.   
  • Солодкова, Т.Л.  Программа интеллектуального клуба "Эрудит" / Т.Л. Солодкова // Управление современной шко­лой.Завуч.-2010.-№8.-С.98-107.
  • Спивак, М.С.  Клубные формирования как сфера учебно-воспитательной и досуговой деятельности / М.С. Спивак // Воспитание школьников.-2011.-№3.-С.47-53.
  • Сулейманов, Р.Р.  Организация внеклассной работы в школьном клубе программистов: методическое пособие / Р.Р. Сулейманов.- М: Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний,2010.
  • Тебенькова, Е.  Семейные клубы в сельском социуме / Е. Тебенькова // Сельская школа.-2011.-№2.-С.38-44.
  • Технологии работы с лидерами в детских общественных объединениях / А.А. Пуговкин.- М.: Педагогические техноло­гии,2012. 
  • Титова, Н.И.  Предпосылки к возникновению детского сообщества в среднем дошкольном возрасте / Н.И. Титова
    // Управление ДОУ.-2013.-№2.-С.74-79.
  • Хомутова, К.В.  История создания и развития детских и юношеских объединений // К.В. Хомутова / Дополнительное образование и воспитание.-2010.-№9.-С.41-45.
  • Хочу быть лидером! Вып.8 / Н.О. Бондаренко.- М.: Педагогические технологии,2012.
  • Цепаева, А.М.  Тьюторский клуб в школе / А.М. Цепаева // Управление современной школой. Завуч.-2010.-№5.-С.99-109.
  • Черкашина, Т.В.  Деятельность школьного исторического клуба "КЛИО"/ Т.В. Черкашина // Практика административ­ной работы в школе.-2010.-№6.-С.71-75.
  • Чистякова, О.С.  Клубные объединения учащихся как условие формирования социальной зрелости / О.С. Чистякова // Методист.-2010.-№10.-С.58-59.
  • Забродин, Н.Г. Воспитание общечеловеческих ценностей в процессе формирования классного коллектива / Н.Г. Забро­дин // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.-№1.-.С. 69-73.


[1] Коджаспирова,Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,2000. –С.60.

[2] Педагогический энциклопедический словарь/ гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редколл.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия,2003.-С.122-123.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph