Технологическая карта урока №12
Название раздела: |
Содержание |
тема урока |
От язычества к православию (урок изучения нового материала) |
цель |
Выяснить, как проходил процесс перехода от язычества к христианству на Руси. |
задачи |
Познавательные
- Определить причины принятия христианства на Руси
- Выяснить, как проходил процесс принятия христианства на Руси
- Определить, какое влияние на русскую культуру оказало язычество и христианство.
Развивающие
- Продолжить формирование умения находить в тексте нужную информацию, выполнять познавательные задания, делать выводы, сопоставлять иситрические явления.
Воспитательные
- Способствовать воспитанию уважительного отношения к истории, общечеловеческим ценностям.
|
план урока |
1.Необходимость религиозного единства
2. Религиозная реформа 980 г.
3. Крещение Руси
4. Влияние язычества и христианства на русскую культуру.
5. Двоеверие.
6. Первичное закрепление |
основные понятия и термины |
980 г.- религиозная реформа князя Владимира
988 г. крещение Руси |
методы обучения формы организации учебной деятельности |
Фронтальная беседа, работа с текстом (составление плана, заполнение таблицы), выполнение тестовых заданий |
контроль
- промежуточный
-итоговый |
Фронтальный опрос
Тестирование |
домашнее задание |
Повторить весь учебный материал по теме «Религия древних славян» - подготовка к практической работе |
наглядность, ТСО |
Компьютерная презентация «От язычества к православию», опросные листы |
План урока
- Необходимость религиозного единства
Учащиеся слушают рассказ учителя, отвечают на вопрос:
- Почему не было духовного единства в Древнерусском государстве?
Сверяют свой ответ с текстом слайда, записывают вывод в тетрадь
2. Религиозная реформа 980 г.
Учащиеся слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы:
-В чём суть первой религиозной реформы Владимира?
-Каковы причины неудач реформы князя?
3. Крещение Руси
Учащиеся читают вслух отрывок из «Повести временных лет» выполняют задание,
(см. опросный лист).
- Какие слова «Повести временных лет» дают представление о характере начального этапа крещения Руси князем Владимиром?
4. Влияние язычества и христианства на русскую культуру.
В процессе работы с текстом, (см. опросный лист), заполняю первую часть таблицы «Влияние язычества на русскую культуру». Затем, в ходе эвристической беседы, заполняют вторую часть таблицы «Влияние христианства на русскую культуру». В результате этой работы учащиеся должны прийти к следующему выводу: «Многие годы русская культура развивалась под воздействием языческой религии, языческого мировоззрения. В Х веке Русь приняла христианство, которое оказало сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек. Но многие годы на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдельных частях Руси, сохраняло свои позиции в сельской местности».
5.Двоеверие.
В таблицу выписывают названия календарных языческих праздников и православных праздников, сопоставляют, делают вывод.
Вывод: Таким образом, большое количество чисто православных церковных праздников умышленно было приурочено к основным языческим славянским с целью постепенной подмены традиционных языческих верований на христианские.
6. Первичное закрепление - тестирование