Нижегородский институт развития образования

Научно-методическая деятельность

МОУ Лицей № 8, 603005, г. Нижний Новгород, Ул. Пискунова, 35а

docСкачать документ «МОУ Лицей № 8, 603005, г. Нижний Новгород, Ул. Пискунова, 35а »01779.doc66 Kb

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образование»

1.Общие сведения

Название образовательного учреждения

Адрес образовательного учреждения

Муниципальное образовательное учреждение лицей № 8

603005 г. Нижний Новгород

Ул. Пискунова, 35а.

2. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного опыта

Проектирование самообучающейся организации в «Школе престижного образования»

Источник изменений

Основным источником инновационных изменений является  несоответствие между объективной необходимостью построения инновационной модели «Школы престижного образования», реализующей цели и ценности развития и саморазвития ученика и учителя, и неразработанностью условий и механизмов проектирования деятельностного содержания профессионального развития педагога и несовершенством условий способствующих самореализации лицеиста

Идея изменений

Основная идея инновационного развития и ее обоснование: системное построение инновационной деятельности образовательного учреждения через реализацию программы развития, ее практической составляющей – инновационных проектов:

  • «Гражданин XXI века»,
  • «Научно-методический центр»,
  • «Школьный издательский центр».

           Обоснованием значимости инновационных практикоориентированных проектов является разработанная концептуальная модель «Лицей № 8 – шаг в будущее. Эффективность. Качество. Престиж».

Концепция изменений

Концептуальными подходами модели являются: системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный и интегративный подходы.

Реализация модели «Школы престижного образования» «Лицей № 8: Шаг в будущее: Эффективность. Качество. Престиж» позволит:

- создать целостную систему гражданского образования, способствующую

становлению лицеиста как современно образованного, компетентного человека, гражданина XXI века;

- совершенствовать условия для профессионального саморазвития педагогов через создание научно-методического центра;

- использовать и разрабатывать инновационные программы воспитания и обучения; участвовать в экспериментальной работе образовательного учреждения;

-  модернизировать организационную структуру управления;

- систематически совершенствовать нормативно-правовое и ресурсное обеспечение образовательного процесса;

- привлекать в образовательную систему лицея различные внебюджетные средства и обеспечить полную прозрачность целевого использования денежных средств.

   Новизна данной модели заключается в том, что она позволяет создать условия, способствующие самореализации каждого лицеиста и учителя. В данной модели выявлены и раскрыты организационно-педагогические условия эффективного функционирования системы методической службы как средства повышения педагогического мастерства учителя.

       Основными рисками являются недостаточно сформированные программно-методические условия для обучения и совершенствования профессиональных знаний и умений педагогов; игнорирование андрагогических закономерностей деятельности обучающихся взрослых: отсутствие ведущей роли учителя в процессе своего обучения, отсутствие при обучении опоры на жизненный опыт обучающего и его коллег; отсутствие учета при организации учебной деятельности педагогов временных, бытовых, профессиональных и социальных факторов.

 Условия реализации

В основе реализации концептуальной модели, направленной на системную организацию инновационной деятельности, находятся следующие проекты:

- «Гражданин XXI века». Данный проект предусматривает создание Ассоциации «Лицеист» как объединение субъектов образовательного процесса,  близких по роду деятельности и задачам. Ассоциация – открытая система. В структуру Ассоциации входят: Совет, центр духовно-нравственного развития «Слово», Музей истории школы, Школьная академия, центр компьютерного творчества,  Школьный театр им. Н.Н.Хрулева, школьный издательский центр. В основе деятельности лежит образовательная программа «Гражданин XXI века».

- «Научно-методический Центр», в ходе реализации проекта будет усовершенствована система управления методической работы в лицее через создание новой модели научно-методической службы, реорганизация которой направлена на процесс развития педагогического коллектива лицея. Данная модель должна способствовать профессиональному обучению всех педагогических работников лицея в межкурсовой период; созданию такой профессиональной среды, в которой создаются условия для самореализации учителей, находящихся на разных уровнях профессионального мастерства, формирования микроклимата, ориентированного на обмен опыта и сотрудничество, создания организационных и финансовых условий, для развития профессионального мастерства. Новая модель методической службы предполагает создание новой структуры – научно-методический центр.

- Школьный Издательский центр. Деятельность школьного Издательского центра предполагает развитие информационной, коммуникативной и социальной компетенций участников образовательного процесса, являющихся одними из самых важных в человеческой деятельности. Умение быть понятым другими людьми – необходимое условие адаптации человека в обществе. Деятельность школьного Издательского центра призвана способствовать  поддержанию имиджа образовательного учреждения как одного из востребованных учреждений г. Нижнего Новгорода, повышению престижа образования в целом, повышению престижа лицея и престижа каждого ученика.

В структуру школьного издательского центра входят:

- Редакция детских изданий: ученической газеты «Союз лицеистов», сборника «Науки юношей питают», Театрального альманаха.

- Редакция школьных методических изданий: школьной учительской газеты «Вера. Надежда. Любовь», Методического вестника, сборника «Педагогические чтения», родительской газеты «Содружество».

- Школьная типография.

Результат изменений

Результативность деятельности педагогического коллектива лицея можно проследить по следующим критериям: ресурсное обеспечение образовательного процесса; повышение качества образования лицеистов; гражданская компетентность лицеистов; профессионализм и компетентность педагогов лицея.

Качество образования в свою очередь способствует престижности лицейского образования. Оно подтверждается:

  • подготовленностью учащихся 11 классов к поступлению в ВУЗы. Например, команда выпускников 2007-2008 года классов технического профиля (10 человек), занявшие 2 место в областной технической олимпиаде (благодарность от РОСАТОМа) считаются успешно поступившими в НГТУ. За отчетный период все выпускники на должном уровне подготовлены и поступают в ВУЗы г.Н.Новгорода, г.Москвы и г.С-Петербурга.
  • данными  результатов обучения  студентов ВУЗов – выпускников лицея. Например, по итогам зимней сессии 1 курса НГМА 24 выпускника лицея 2006-07 года показали наивысший результат среди выпускников базовых школ академии  – средний балл 4, 1.
  • удовлетворенностью учащихся школьной жизнью. Показатели удовлетворенности лицеистов (по Е.Н. Степанову): 9 классы – 73% высокий уровень, 27% средний; 11 классы – 73% высокий уровень, 27% средний. Высокий показатель удовлетворенностью жизнью лицея обусловлен хорошей организацией образовательного процесса: возможностью обучаться не только на уроках, но и на факультативах, спецкурсах, посещать дополнительные занятия, готовиться и побеждать на олимпиадах.  Интересно организованная воспитательная работа в классах, в лицее дает возможность творчески проявить себя в разных направлениях деятельности (поисковой, театральной, спортивной, краеведческой).
  • удовлетворенностью родителей работой лицея. Показатели удовлетворенности родителей (по Е.Н. Степанову): 4-х классов – 92% высокий уровень, 8% средний уровень; 9-х классов – 63% высокий уровень, 32% средний уровень, 5% низкий; 11 классов – 63% высокий уровень, 30% средний уровень, 7% низкий. Показатели низкого уровня в 9-х и 11-х классах вполне объяснимы, так как родителям хотелось бы видеть своих детей более успешными по некоторым предметам;

-  удовлетворенностью педагогов жизнедеятельностью в лицее (по Е.Н. Степанову).     82% педагогов показали высокую степень удовлетворенности, 18%  - средний уровень.

- участие и победы, призовые места в профессиональных конкурсах (2007-08 уч.год)

(2 победителя приоритетного национального проекта «Лучший учитель», 1 – грант губернатора Нижегородской области, 1 - победитель районного конкурса «Учитель года», финалист городского конкурса «Учитель года»)

 

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

  • Школьный уровень: учительская газета «Вера. Надежда. Любовь», Методический вестник, Сборник «Науки юношей питают» (выпуск № 2), Театральный альманах.
  • Региональный уровень:

1). Ярцева И.Н., Персонова А.А., Кутовая Е.А. Школа престижного образования [Текст] // Нижегородская инновационная школа. Типология инновационных школ: от концептуальной идеи к образовательному проекту: сборник статей и научно-методических материалов/ научный редактор Г.А.Игнатьева - Н.Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2007.- С. 133-138.;

2). Ярцева И.Н., Кутовая Е.А., Зимина А.А. и др. Роль информационно-компьютерных технологий в системе работы образовательного учреждения повышенного уровня (лицей №8). [Текст]: в сб. Департамента образования и социально-правовой защиты детства администрации г. Нижнего Новгорода «Инновационная деятельность в образовательных учреждениях г. Нижнего Новгорода (опыт, проблемы, перспективы)» Вып. III.- Н.Новгород: Департамент образования и социально-правовой защиты детства администрации г. Нижнего Новгорода, 2007.- С.53-59.

       3. Российский уровень:

1). Кутовая Е.А. Рабочий дневник участника педагогического совета» как форма методического сопровождения профессионального роста учителя [Текст] // Профильная школа.- 2008.-  № 1- С.13-16.

 

3. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Данный ИПО имеет общепедагогический уровень практической значимости. Может быть распространен в общеобразовательных учреждениях любого типа и вида через публикации, семинары, мастер-классы.

 

 

Ф.И.О. эксперта

Игнатьева Галина Александровна, доктор пед. наук, зав.кафедры педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО

Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit

Копировать | Печать | Закрыть