Нижегородский институт развития образования

Научно-методическая деятельность

МОУ СОШ с.Грудцыно,606118, Нижегородская обл., Павловский р-н, с.Грудцыно, ул.Школьная, 20.

docСкачать документ «МОУ СОШ с.Грудцыно,606118, Нижегородская обл., Павловский р-н, с.Грудцыно, ул.Школьная, 20. »01781.doc68 Kb

Приложение 1

  ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Лядцкова Валентина Александровна

Мишина Евгения Александровна

 

Полякова Ирина Ивановна

МОУ средняя общеобразовательная школа с.Грудцыно.

606118, Россия, Нижегородская обл., Павловский р-н, с.Грудцыно, ул.Школьная, 20.

Директор ОУ, учитель русского языка и литературы

Заместитель директора по УВР, учитель химии и биологии

Заместитель директора по ВР, учитель русского языка и литературы

Директор - 27, учитель – 40.

Заместитель - 10, учитель – 13.

 

Заместитель - 16, учитель – 17.

 

II.Сущностные характеристики опыта*

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Проектирование «Школы социального развития личности» в условиях сельской общеобразовательной школы

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия: между формирующейся направленностью педагогической системы школы на развитие социальной природы личности, способной к осознанному выбору социальных ролей и способов конструктивного преобразования собственной жизни и социокультурного пространства и несовершенной системой проектирования социально- образовательного пространства;

Между дидактической системой и системой воспитательной работы школы;

Между идеей социального развития личности и недостаточным общекультурным  и коммуникативным развитием сельских школьников;

Между стремлением  образовательного учреждения к объединению усилий социума и нежеланием и неготовностью организаций социума к плодотворному сотрудничеству в плане модернизации сельской школы;

Между стремлением администрации школы и части педагогов к инновационной деятельности и недостаточной мотивацией другой части педагогов к повышению психологической, дидактической, методической компетентности;

Между стремлением к овладению новыми современными педагогическими технологиями и слабой материально-технической базой школы.

Новые условия: проектирование системы социально-педагогических ситуаций на двух основных уровнях:

- на уровне организации образовательного процесса школы;

- на уровне совместного «внешнего» проектирования с разными субъектами социально-образовательного пространства села.

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Сущность ИПО: идея социального развития личности в сельской школе предполагает внедрение в образовательный процесс основной и средней школы проектного обучения, которое выступает мощным интегрирующим фактором взаимосвязи обучения и развития, воспитания ответственности и стремления к активной социальной деятельности, приобретения нового ценностного и поведенческого опыта и реализуется в ходе согласованного взаимодействие взрослых и детей сельского сообщества с целью формирования содержания опыта созидательной жизни.

Основная идея преобразований основана на диалектическом моделировании пространства современных образовательных технологий, раскрывающих и объединяющих развивающие потенциалы личности и социокультурного мира:

Технологии личностно-ориентированного подхода (гуманно-личностные технологии, технологии партнерского сотрудничества);

Технологии социокультурного подхода (технология социального проектирования, проектирования социально-педагогических ситуаций).

3.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

В основе Концепции развития образовательного учреждения  лежит механизм проектного сотрудничества учреждений на селе и за его пределами, обеспечивающий доступность и высокое качество образования, способствующий усвоению молодым поколением ценностей гуманитарной, общечеловеческой культуры.

Новизна педагогического опыта состоит в моделировании целостного социокультурного пространства; позиционном самоопределении каждого субъекта образовательного процесса; внедрении в образовательный процесс основной и средней школы проектного обучения; ценности саморазвития, самоорганизации, самодеятельности в образовании.

Преимуществами ИПО является достижение взаимосвязи целей обучения и развития, воспитание ответственности и стремления к активной социальной деятельности, приобретение нового ценностного и поведенческого опыта, «выход» проектной деятельности за  рамки базисного учебного плана.

Ограничения определяются неготовностью организаций социума к  сотрудничеству в плане модернизации сельской школы; недостаточной мотивацией определенной части педагогов к повышению психологической, дидактической и методической компетентности.

Трудоемкость связана с моделированием системы социально-педагогической проектной деятельности на каждой ступени школьного образования; опробированием новых диагностических методик социального развития личности; совершенствованием структуры управления школой.

Риски объясняются сокращением числа обучающихся, что приведет к изменению вида образовательного учреждения (средняя школа в основную школу), старением педагогических кадров, низким образовательным уровнем родителей.

4.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Становление гуманистической воспитательной системы школы;

Бережное сохранение культуры и народных традиций;

Практико-ориентированное содержание образования;

Высокий профессиональный уровень кадрового потенциала;

Возрастание интенсивности самоуправления;

Постепенная интеграция основного и дополнительного образования

Благоприятные условия для кооперации усилий общественности, администрации села, семьи и школы по вопросам воспитания детей;

Тесная связь с аграрным укладом жизни;

Локальность общественного пространства класса, школы, села.

5.Результат изменений

Инновационная модель сельской общеобразовательной школы, ориентированной на социальное развитие личности:

Внедрение системы мониторинга показателей социального развития личности учащихся по ступеням образования;

Внедрение программ развивающего обучения;

Активизация родительского сообщества;

Развитие системы государственно-общественного управления;

Создание устойчиво развивающейся сети социальных партнеров школы;

Создание эффективной системы стимулирования профессионального выбора выпускников школы.

6.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Полякова И.И. Презентация программы развития воспитательной системы школы на районном методическом объединении классных руководителей. Март, 2006 г.

Полякова И.И. Доклад на районном семинаре для зам.директоров по воспитательной работе «Формирование духовно-нравственного мира подрастающего поколения в условиях воспитательной системы школы». Ноябрь, 2006

Полякова И.И. Доклад на районной коллегии «Совершенствование деятельности классного руководителя в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». 03.05.2007 г.

Полякова И.И. Школа социального развития личности (МОУ Грудцынская СОШ Павловского р-на). Нижегородская инновационная школа. Типология инновационных школ: от концептуальной идеи к образовательному проекту: сборник статей и научно-методических материалов/научный редактор Г.А.Игнатьева-Н.Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2007, с.60-66.

 

 

 

 

 

  III. Описание инновационного опыта **

Средняя общеобразовательная школа с.Грудцыно является типичной сельской школой и поэтому функционирует и развивается на фоне общих тенденций модернизации образования в условиях сельских общеобразовательных учреждений. СОШ с.Грудцыно – это школа, где обучают, воспитывают, дают путевку в большую жизнь каждому ребенку. Администрация и педагоги видят будущее в создании школы, ориентированной на социальное развитие личности путем объединения усилий с учреждениями культуры и спорта, дополнительного образования, семьей и расширения культурно-образовательного пространства сельских школьников.  Сельская школа есть фактор сохранения и развития сельского производства, жизни на селе, только сохранив школу, можно сохранить и село. Школа во многом определяет жизнь села, поэтому не может отставать от изменений в обществе, оставаться старой по качеству образования. Именно школа должна заложить основы образованности, гражданственности, культуры и цивилизованности.

Школа успешно решает задачу обеспечения качественного доступного общего среднего образования: все учащиеся получают основное общее образование, нет отсева, неуспевающих. За 20 лет существования школа выпустила 8 золотых и 15 серебряных медалистов, среди выпускников основной школы 15% получили аттестат особого образца, более 40% продолжают обучение в ВУЗах.

Школа представляет собой реальную силу по воспитанию у молодежи села качеств успешной, социально активной, конкурентно-способной личности, формирования у школьников высокого уровня социальной культуры.

МОУ СОШ с.Грудцыно является одной из ведущих в районе школ по освоению новых технологий в сфере гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. С 2003 года на базе школы прошли районные семинары: «Актуальные проблемы сельской школы и пути их преодоления», «Роль детского общественного объединения и органов ученического самоуправления в становлении гражданско-патриотических качеств личности», «Формирование духовно-нравственного мира подрастающего поколения».

Коллектив школы отличает активность, увлеченность и заинтересованность во внедрении новых форм работы. Широко используются новые информационные технологии. Педагоги школы являются не только участниками работы районных сетевых объединений, но и их руководителями. С 2005 г. коллектив приступил к реализации новой программы развития воспитания «Сельская школа – надежда России», которая в 2006 г. стала победителем районного конкурса «Панорама воспитательных программ». В школе успешно проходят мероприятия с испольованием этнического и этнографического материала: «Село мое, ты самое любимое», бал цветов «Я люблю тебя, Россия», «Осенняя ярмарка», «Мой край, задумчивый и нежный», «Рождественские встречи», «Масленица», Праздник русских народных ремесел», «Весенний хоровод». Гражданско-правовое воспитание школьников осуществляется на основе целевой программы «Гражданская позиция».

Учащиеся школы результативно участвуют в районных олимпиадах и конкурсах. За период с 2003-2006 г. учащиеся неоднократно становились призерами и победителями в районных и областных конкурсах и соревнованиях. Детские общественные объединения «Беспокойные сердца»(5 – 8 класс) и «Компас»(9 – 11 класс) успешно реализуют социально-значимые проекты  и по итогам районных смотров являются в числе победителей.  Основным органом ученического самоуправления является Парламент учащихся школы.

             На базе школы и ближайшего социума создана сеть учреждений дополнительного образования по различным направленностям: гражданско-патриотической, научно-технической, культурологической, туристско – краеведческой, естественнонаучной, художественной, спортивно-оздоровительной.

Для руководства школой и налаживания более эффективной работы по взаимодействию всех общественных и культурных учреждений, находящихся в селе, создан Совет по развитию школы, состоящий из педагогов, родителей, учащихся, представителей учреждений социума. Реализация инновационного содержания Программы развития МОУ СОШ с.Грудцыно осуществляется через систему социально-педагогической проектной деятельности: проект: Учебно-проектный центр «Исследователь», проект «Лидер-группа», проект «Грудцынский профцентр».

   Современная школа готовит ребенка не только к сегодняшнему дню, но и к завтрашнему. Поэтому школа на селе призвана стать ядром социально-экономической, культурной жизни села, залогом его будущего.   

IY. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Данный опыт отличается логичностью построения и структурно-содержательной целостностью. Важность и необходимость заявленных преобразований основываются на предыдущем опыте Грудцынской сельской общеобразовательной средней школой Павловского района Нижегородской области по духовно-нравственному воспитанию школьников. Проектирование «Школы социального  развития личности» МОУ СОШ с.Грудцыно является результатом  деятельности в рамках  регионального эксперимента «Проектирование инновационной модели школы как самообучающейся организации». Создание школы такого инновационного профиля может представлять интерес для любой сельской школы.

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

зам. председателя районного экспертного совета

Митина Н.П., т. (83171)2-31-29, E-mail:uopr@sinn.ru.

Почт. адрес: 606100, Нижегородская область, г.Павлово, ул.Ленина, 27.

 

Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit

Копировать | Печать | Закрыть