Скачать документ «МОУ СОШ с.Грудцыно,606118, Нижегородская обл., Павловский р-н, с.Грудцыно, ул.Школьная, 20. » | 01781.doc | 68 Kb |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ» |
|||||
I. Общие сведения |
|||||
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
||
Лядцкова Валентина Александровна Мишина Евгения Александровна
Полякова Ирина Ивановна |
МОУ средняя общеобразовательная школа с.Грудцыно. 606118, Россия, Нижегородская обл., Павловский р-н, с.Грудцыно, ул.Школьная, 20. |
Директор ОУ, учитель русского языка и литературы Заместитель директора по УВР, учитель химии и биологии Заместитель директора по ВР, учитель русского языка и литературы |
Директор - 27, учитель – 40. Заместитель - 10, учитель – 13.
Заместитель - 16, учитель – 17. |
||
|
|||||
II.Сущностные характеристики опыта* |
|||||
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Проектирование «Школы социального развития личности» в условиях сельской общеобразовательной школы |
||||
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Противоречия: между формирующейся направленностью педагогической системы школы на развитие социальной природы личности, способной к осознанному выбору социальных ролей и способов конструктивного преобразования собственной жизни и социокультурного пространства и несовершенной системой проектирования социально- образовательного пространства; Между дидактической системой и системой воспитательной работы школы; Между идеей социального развития личности и недостаточным общекультурным и коммуникативным развитием сельских школьников; Между стремлением образовательного учреждения к объединению усилий социума и нежеланием и неготовностью организаций социума к плодотворному сотрудничеству в плане модернизации сельской школы; Между стремлением администрации школы и части педагогов к инновационной деятельности и недостаточной мотивацией другой части педагогов к повышению психологической, дидактической, методической компетентности; Между стремлением к овладению новыми современными педагогическими технологиями и слабой материально-технической базой школы. Новые условия: проектирование системы социально-педагогических ситуаций на двух основных уровнях: - на уровне организации образовательного процесса школы; - на уровне совместного «внешнего» проектирования с разными субъектами социально-образовательного пространства села. |
||||
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Сущность ИПО: идея социального развития личности в сельской школе предполагает внедрение в образовательный процесс основной и средней школы проектного обучения, которое выступает мощным интегрирующим фактором взаимосвязи обучения и развития, воспитания ответственности и стремления к активной социальной деятельности, приобретения нового ценностного и поведенческого опыта и реализуется в ходе согласованного взаимодействие взрослых и детей сельского сообщества с целью формирования содержания опыта созидательной жизни. Основная идея преобразований основана на диалектическом моделировании пространства современных образовательных технологий, раскрывающих и объединяющих развивающие потенциалы личности и социокультурного мира: Технологии личностно-ориентированного подхода (гуманно-личностные технологии, технологии партнерского сотрудничества); Технологии социокультурного подхода (технология социального проектирования, проектирования социально-педагогических ситуаций). |
||||
3.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
В основе Концепции развития образовательного учреждения лежит механизм проектного сотрудничества учреждений на селе и за его пределами, обеспечивающий доступность и высокое качество образования, способствующий усвоению молодым поколением ценностей гуманитарной, общечеловеческой культуры. Новизна педагогического опыта состоит в моделировании целостного социокультурного пространства; позиционном самоопределении каждого субъекта образовательного процесса; внедрении в образовательный процесс основной и средней школы проектного обучения; ценности саморазвития, самоорганизации, самодеятельности в образовании. Преимуществами ИПО является достижение взаимосвязи целей обучения и развития, воспитание ответственности и стремления к активной социальной деятельности, приобретение нового ценностного и поведенческого опыта, «выход» проектной деятельности за рамки базисного учебного плана. Ограничения определяются неготовностью организаций социума к сотрудничеству в плане модернизации сельской школы; недостаточной мотивацией определенной части педагогов к повышению психологической, дидактической и методической компетентности. Трудоемкость связана с моделированием системы социально-педагогической проектной деятельности на каждой ступени школьного образования; опробированием новых диагностических методик социального развития личности; совершенствованием структуры управления школой. Риски объясняются сокращением числа обучающихся, что приведет к изменению вида образовательного учреждения (средняя школа в основную школу), старением педагогических кадров, низким образовательным уровнем родителей. |
||||
4.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Становление гуманистической воспитательной системы школы; Бережное сохранение культуры и народных традиций; Практико-ориентированное содержание образования; Высокий профессиональный уровень кадрового потенциала; Возрастание интенсивности самоуправления; Постепенная интеграция основного и дополнительного образования Благоприятные условия для кооперации усилий общественности, администрации села, семьи и школы по вопросам воспитания детей; Тесная связь с аграрным укладом жизни; Локальность общественного пространства класса, школы, села. |
||||
5.Результат изменений |
Инновационная модель сельской общеобразовательной школы, ориентированной на социальное развитие личности: Внедрение системы мониторинга показателей социального развития личности учащихся по ступеням образования; Внедрение программ развивающего обучения; Активизация родительского сообщества; Развитие системы государственно-общественного управления; Создание устойчиво развивающейся сети социальных партнеров школы; Создание эффективной системы стимулирования профессионального выбора выпускников школы. |
||||
6.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
Полякова И.И. Презентация программы развития воспитательной системы школы на районном методическом объединении классных руководителей. Март, 2006 г. Полякова И.И. Доклад на районном семинаре для зам.директоров по воспитательной работе «Формирование духовно-нравственного мира подрастающего поколения в условиях воспитательной системы школы». Ноябрь, 2006 Полякова И.И. Доклад на районной коллегии «Совершенствование деятельности классного руководителя в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». 03.05.2007 г. Полякова И.И. Школа социального развития личности (МОУ Грудцынская СОШ Павловского р-на). Нижегородская инновационная школа. Типология инновационных школ: от концептуальной идеи к образовательному проекту: сборник статей и научно-методических материалов/научный редактор Г.А.Игнатьева-Н.Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2007, с.60-66. |
||||
|
|
|
|
|
|
III. Описание инновационного опыта ** |
|||||
Средняя общеобразовательная школа с.Грудцыно является типичной сельской школой и поэтому функционирует и развивается на фоне общих тенденций модернизации образования в условиях сельских общеобразовательных учреждений. СОШ с.Грудцыно – это школа, где обучают, воспитывают, дают путевку в большую жизнь каждому ребенку. Администрация и педагоги видят будущее в создании школы, ориентированной на социальное развитие личности путем объединения усилий с учреждениями культуры и спорта, дополнительного образования, семьей и расширения культурно-образовательного пространства сельских школьников. Сельская школа есть фактор сохранения и развития сельского производства, жизни на селе, только сохранив школу, можно сохранить и село. Школа во многом определяет жизнь села, поэтому не может отставать от изменений в обществе, оставаться старой по качеству образования. Именно школа должна заложить основы образованности, гражданственности, культуры и цивилизованности. Школа успешно решает задачу обеспечения качественного доступного общего среднего образования: все учащиеся получают основное общее образование, нет отсева, неуспевающих. За 20 лет существования школа выпустила 8 золотых и 15 серебряных медалистов, среди выпускников основной школы 15% получили аттестат особого образца, более 40% продолжают обучение в ВУЗах. Школа представляет собой реальную силу по воспитанию у молодежи села качеств успешной, социально активной, конкурентно-способной личности, формирования у школьников высокого уровня социальной культуры. МОУ СОШ с.Грудцыно является одной из ведущих в районе школ по освоению новых технологий в сфере гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. С 2003 года на базе школы прошли районные семинары: «Актуальные проблемы сельской школы и пути их преодоления», «Роль детского общественного объединения и органов ученического самоуправления в становлении гражданско-патриотических качеств личности», «Формирование духовно-нравственного мира подрастающего поколения». Коллектив школы отличает активность, увлеченность и заинтересованность во внедрении новых форм работы. Широко используются новые информационные технологии. Педагоги школы являются не только участниками работы районных сетевых объединений, но и их руководителями. С 2005 г. коллектив приступил к реализации новой программы развития воспитания «Сельская школа – надежда России», которая в 2006 г. стала победителем районного конкурса «Панорама воспитательных программ». В школе успешно проходят мероприятия с испольованием этнического и этнографического материала: «Село мое, ты самое любимое», бал цветов «Я люблю тебя, Россия», «Осенняя ярмарка», «Мой край, задумчивый и нежный», «Рождественские встречи», «Масленица», Праздник русских народных ремесел», «Весенний хоровод». Гражданско-правовое воспитание школьников осуществляется на основе целевой программы «Гражданская позиция». Учащиеся школы результативно участвуют в районных олимпиадах и конкурсах. За период с 2003-2006 г. учащиеся неоднократно становились призерами и победителями в районных и областных конкурсах и соревнованиях. Детские общественные объединения «Беспокойные сердца»(5 – 8 класс) и «Компас»(9 – 11 класс) успешно реализуют социально-значимые проекты и по итогам районных смотров являются в числе победителей. Основным органом ученического самоуправления является Парламент учащихся школы. На базе школы и ближайшего социума создана сеть учреждений дополнительного образования по различным направленностям: гражданско-патриотической, научно-технической, культурологической, туристско – краеведческой, естественнонаучной, художественной, спортивно-оздоровительной. Для руководства школой и налаживания более эффективной работы по взаимодействию всех общественных и культурных учреждений, находящихся в селе, создан Совет по развитию школы, состоящий из педагогов, родителей, учащихся, представителей учреждений социума. Реализация инновационного содержания Программы развития МОУ СОШ с.Грудцыно осуществляется через систему социально-педагогической проектной деятельности: проект: Учебно-проектный центр «Исследователь», проект «Лидер-группа», проект «Грудцынский профцентр». Современная школа готовит ребенка не только к сегодняшнему дню, но и к завтрашнему. Поэтому школа на селе призвана стать ядром социально-экономической, культурной жизни села, залогом его будущего. |
|||||
IY. Экспертное заключение |
|||||
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений |
Данный опыт отличается логичностью построения и структурно-содержательной целостностью. Важность и необходимость заявленных преобразований основываются на предыдущем опыте Грудцынской сельской общеобразовательной средней школой Павловского района Нижегородской области по духовно-нравственному воспитанию школьников. Проектирование «Школы социального развития личности» МОУ СОШ с.Грудцыно является результатом деятельности в рамках регионального эксперимента «Проектирование инновационной модели школы как самообучающейся организации». Создание школы такого инновационного профиля может представлять интерес для любой сельской школы. |
||||
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
зам. председателя районного экспертного совета Митина Н.П., т. (83171)2-31-29, E-mail:uopr@sinn.ru. Почт. адрес: 606100, Нижегородская область, г.Павлово, ул.Ленина, 27. |
||||
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть