Скачать документ «МОУ СОШ №9 с углубленным изучением отдельных предметов,Нижегородская область, г. Павлово ул. Коммунистическая д.71, индекс 606103 » | 01782.doc | 99 Kb |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКАПриоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ» |
||||
I. Общие сведения |
||||
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
|
Терентьева Надежда Юрьевна, Воскресенская Людмила Вадимовна, Юрьева Ольга Владимировна, Киселева Татьяна Борисовна, Котова Наталья Сергеевна, Шитова Ольга Константиновна |
МОУ СОШ №9 с углубленным изучением отдельных предметов г. Павлово, Нижегородская область, г. Павлово ул. Коммунистическая д.71, индекс 606103 |
Директор школы, заместитель директора по НЭР заместитель директора по УВР, заместитель директора по УВР, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР. |
9 лет, 5 лет, 8 лет, 19 год, 11 лет, 9 лет |
|
|
||||
II.Сущностные характеристики опыта* |
||||
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Проектирование «Школы разноуровневого образования» |
|||
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Анализ современного состояния образовательной системы школы позволил определить ее основные конкурентные преимущества: · значительный авторитет школы в окружающем социуме и среди образовательных учреждений г. Павлова и Павловского района; · системная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы по данной проблеме, имеются определённые результаты по осознанию всеми участниками УВП; · квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу общеобразовательного учреждения; · значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию; · система работы с родителями, поддержка ими инновационных процессов в школе; · развитие ученического самоуправления; · система и координация деятельности всех структур образовательного учреждения; · соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса; · в процессе положительного создания находится модель разноуровнего образования;
· противоречие между:
· неумение или нежелание некоторых педагогов видеть обучающихся и родителей равноправными участниками образовательного процесса, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к ним; · преобладание количественной системы оценивания, отсутствие ее сопряжения с качественной оценкой и самооценкой достижений школьников; · снижение уровня здоровья обучающихся; · не достаточна работа по выявлению одаренности обучающихся; · не достаточна организация ресурсного обеспечения, позволяющего рассчитывать на успешность; · недостаточно развита потребность у обучающихся и педагогов в самореализации своих способностей и возможностей; · недостаточно условий для организации исследовательской деятельности и социально-ориентированных видов деятельности обучающихся ориентированных на развитие школы разноуровнего образования. |
|||
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно- информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Одним из инновационных преобразований в школе являются проекты Программы развития. Концептуальный проект: «Дети в школу собирайтесь!» Идея состоит в обеспечении эмоционального благополучия ребенка в образовательном процессе. Психологическое здоровье ребенка. Цель: способствовать индивидуальному профилю развития ребенка на основе создания благоприятных условий. Концептуальный проект: «Здоровье школьника» Идея состоит в организации обучения школьников без ущерба для их здоровья. Цель в формировании здоровьесберегающего пространства школы. Концептуальный проект: «Уникум» Идея в переходе системы педагогического содействия развитию одаренности из режима управления в режим самоуправления. Цель в развитии способности одаренных детей к включению в любую научно-проектную деятельность в зависимости от реальных потребностей социума, страны и самой личности. Концептуальный проект: «Мы управляем карьерой!» Если Вы хотите стать успешным завтра, то первый шаг к этому нужно сделать уже сегодня! Цель в создании условий для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Концептуальный проект: «Лингво – социальное развитие учащихся 2-11!» Идея в стратегии формирования социокультурной компетенции в рамках общей иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся начального, среднего и старшего звена. Цель в разработке и внедрении нового подхода к профессиональному развитию учителей, основанного на проектной методике; повышение мотивации к изучению школьниками иностранного языка как инструмента межкультурной коммуникации. Концептуальный проект: «Социальная адаптация выпускников» Идея состоит в формировании готовности выпускников общеобразовательных классов школы к рациональному поведению в экономически - правовой среде. Проект «Стать настоящим Человеком!» Основные виды деятельности, субъектами и участниками которых становятся дети и взрослые, направлены на актуализацию и поддержку самовыражения учащихся и педагогов, на преемственность в воспитании. Учителя имеют возможность для самовыражения в профессиональной сфере посредством участия: в воспитательной деятельности (использование нестандартных форм и способов подготовки и проведения внеклассных мероприятий, разработка новых технологий и способов работы классного руководителя, организация кружковой, секционной и клубной деятельности); в управленческой деятельности (руководство методическим объединением, творческой группой педагогов, педагогическим и ученическим коллективами) Учащимся создаются условия для самовыражения в познавательной, коммуникативной, трудовой, игровой, эстетической деятельности, занятиях физической культурой и спортом. В соответствии с их возрастными особенностями на каждой ступени обучения определена своя тема: Предшкольная подготовка «Я расту» · Первая ступень: – «Я и окружающий мир» «Я и мой край» · Вторая ступень: «Я и мы» «Я и моя семья» «Я в мире культуры» «Я и мой духовный мир»
«Я и моя профессия» «Я и мое будущее» |
|||
3.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Создание условий для эффективного развития новой модели школы выбора разноуровневого образования как школы самоопределения личности. Под разноуровневым образованием школа понимает право учащегося и его семьи на выбор, в зависимости от желания и возможностей, получения образования на базовом, углублённом или профильном уровнях[1]. Способы реализации: 1. Создать условия и разработать механизмы перехода к новой модели школы выбора разноуровнего образования как школы самоопределения личности.
2. Обеспечить получение основного и общего (полного) среднего образования каждому ученику на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности. 3. Создать единое информационное пространство образовательного учреждения, достичь высокого уровня информированности и информационной грамотности всех участников педагогического процесса 4. Укрепить ресурсную базу школы с целью обеспечения её эффективного развития. 5. Создать условия для развития инновационной деятельности образовательного учреждения. 6. Создать условия для сохранения и развития здоровья, учащихся и обеспечить психологический комфорт для всех участников образовательного процесса; 7. Обеспечить научно – методическое сопровождение педагогов в области знаний учебного предмета и смежных дисциплин; 8. Совершенствовать технологии обучения с учетом знания психолого-физиологических особенностей учащихся; 9. Развить воспитательный потенциал с использованием традиций, современного опыта и инноваций. Риски объясняются экспериментальным статусом направления инновационного развития школы, трудностью соорганизации людей, фактически выделяющейся в самостоятельный, достаточно сложный и ответственный участок работы. |
|||
4.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Состояние здоровья обучающихся, здоровьесберегающий потенциал; актуальность содержания образования для современного человека; технологичность программы развития; полнота реализации программы развития; наличие подготовленных и мотивированных педагогических кадров, технологии совместной работы; эмоциональное состояние педагогического коллектива |
|||
5.Результат изменений |
· создание модели разноуровнего образования школьника через установление равного доступа к максимально возможному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; · дифференцирование содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ; · создание значимых для решения профориентационных задач механизмов социального партнерства; · создание единой системы образования обучающегося в течение всего периода обучения, в рамках которой ученик может осуществлять выбор образовательных траекторий в соответствии с его индивидуальными потребностями, потребностями рынка труда, перспективами развития производства и общества; · создание условий и разработка механизмов перехода к новой модели школы выбора разноуровнего образования как школы самоопределения личности; · создание единого информационного пространство образовательного учреждения, достижение высокого уровня информированности и информационной грамотности всех участников педагогического процесса; · организация условий – внутренней и внешней дифференциации, для реализации личных способностей учащихся по отдельным предметам; · избежание усредненности всего процесса обучения, индивидуализация учебного процесса для каждого ученика школы с учетом его способностей и особенностей нет - ориентации на среднего ученика; · создание единого информационного пространства образовательного учреждения, достижение высокого уровня информированности и информационной грамотности всех участников педагогического процесса; # укрепление ресурсной базы школы с целью обеспечения её эффективного развития; # создание условий для развития инновационной деятельности образовательного учреждения; # создание условий для сохранения и развития здоровья учащихся и обеспечение психологического комфорта для всех участников образовательного процесса; # обеспечение научно – методического сопровождения педагогов в области знаний учебного предмета и смежных дисциплин; # развитие воспитательного потенциала с использованием традиций, современного опыта и инноваций; # создание школы самоопределения личности. |
|||
6. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
«Типология инновационных школ: от концептуальной идеи к образовательному проекту» Н. Новгород 2007, институт развития образования |
|||
*Общий объем описания сущностных характеристик (пп. 1-6) - до 1800 зн.
III. Описание инновационного опыта учителя** |
|
Школа №9 реализует концепцию обучения информатике и личностно-ориентированного обучения с целью формирования личности ученика, готового к восприятию постиндустриального общества. Средняя школа №9 одна из первых (1985 г.) в районе и области начала работать по программе информатизации образования. Включение в 1991 г. школы в проект «Пилотные школы» и оснащение её компьютерами IBM PS/2 позволило решать задачи внедрения НИТ в учебный процесс. Благодаря участию в проекте «Пилотные школы» преподавание информатики началось с 8 класса в лицейских классах (тогда школа имела статус школа - лицей), а с 1992 года - с первого класса. Школа №9 становится опорной в городе по данному направлению. 1992/93 учебный год - начало внедрения сквозного курса по информатике с 1 по 11 класс для лицейских классов, классов с углубленным изучением отдельных предметов. В 1993 году приобретается новый компьютер типа IBM PC/386 и модем, школа начинает новый виток информационного процесса с февраля 1994 года - через участие в программе Национального географического общества США «Детские компьютерные сети». Связь с руководителями и участниками программы осуществлялась через коммерческую сеть «Sprint». В 1995 году с целью использования телекоммуникаций для административной работы школы осуществили подключение компьютера школы к сети Relarn-IP через сервер sci-nnov (провайдер «Sandy» г. Нижний Новгород). С появлением новой операционной системы Windows школа поставила перед собой задачу обновления компьютерного парка. В 1997 году приобретается компьютер с процессором Pentium 166 с целью модернизации телекоммуникационного сообщения и подключения к сети Internet. С сентября 1997 года связь с Национальным географическим обществом США осуществляется уже через сеть Internet благодаря осуществлению непосредственной связи с менеджером программы и получения нового программного обеспечения напрямую из США. В том году только одна наша школа из России участвовала в проекте. В 1998 году школа получает по линии администрации города 10 компьютеров с процессором Pentium 233. Организуется творческая группа учителей информатики района по проблеме внедрения новой компьютерной техники в учебный процесс. Учителя школы проводят ежемесячно открытые уроки и занятия. На базе школы № 9 были организованы курсы для учителей информатики по обучению работе с новым программным обеспечением. С 1995 года в школе действует программа информатизации образования - результат экспериментальной работы. В течение двух лет с 1995 по 1997 годы школа являлась региональной экспериментальной площадкой; с 1997 по 2000 годы - экспериментальной площадкой НИРО по информатизации образования. С 1993 по 1999 г.г. в лицейских, а потом в классах с углубленным изучением математики и профильных классах велось преподавание предмета «Основы инженерной компьютерной графики» на основе чертежно-конструкторского редактора «Компас-График». С 1999 года - «Компьютерная графика» с использованием программ «Компас 3D» и «AutoCad». На протяжении трех лет (1999/2002 г.г.) школа № 9 являлась районной экспериментальной площадкой по применению информационных технологий и телекоммуникаций в учебном процессе, а в течение двух лет (2003/2004 г.г.) - «Internet технологии в образовательном процессе». Фундаментальные знания, полученные в областях, связанных с информатикой, позволяют учащимся добиваться хороших результатов на районных олимпиадах по программированию, информационным технологиям, компьютерной графике: с 1995-2006 г.г. - Дипломы I степени - 10, II степени - 16, III степени - 16, поощрения - 15. Призеры -57 человек, из них получили дипломы 42 человека. Четверо из них были участниками областных олимпиад 1995, 1999, 2003, 2006 г.г. Учащиеся школы были участниками в конкурсе сочинений, стихотворений, эссе, рисунков, посвященном 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина, организованном НИРО по Internet. Учителя школы участники и победители районных и областных конкурсов, связанных с информатизацией образования и новых технологий обучения. Учитель информатики Гуляева Т. В. -дипломант Всероссийского конкурса компьютерных проектов «Символика России», учитель истории Нефедова Н. Н. - дипломант областного конкурса компьютерных предметных презентаций по программе «Обучение для будущего», учитель информатики Воскресенская Л. В. и четверо старшеклассников школы - дипломанты (II степень) областного конкурса «Internet каникулы», который был посвящен 60-летию великой Победы. Двое учителей информатики являются дипломантами (II и III степень) областного конкурса «Международные компьютерные права». Преподаватели школы постоянно используют компьютерные и информационные технологии для открытых уроков, классных часов и самопрезентаций. В школе имеется своя медиатека компьютерных разработок учителей школы. Учащиеся - являются лидерами олимпиад и конкурсов в городе и районе. Ученики классов технического профиля в аттестате о среднем (полном) общем образовании имеют такие предметы как: «информатика и ИКТ», «информационные технологии», «компьютерная графика». На базе школы работают две творческие группы учителей города и Павловского района: «Особенности предмета информатика в начальной школе», «Компьютерная и инженерная графика». Особое внимание сегодня уделяется будущей профилизации школы. Два года на базе школы работала районная экспериментальная площадка «Сетевая модель предпрофильной подготовки учащихся». Среди курсов по предпрофильной подготовке обучающиеся 9-х классов школ города посещали предпрофильные элективные занятия по «Компьютерному дизайну» и «Основам WEB конструирования». Преподаватели информатики работают над новыми элективами для профильных классов: «Основы 1С бухгалтерии», «Основы 3D моделирования». С 1991 года школа участвует в экспериментальной работе районного и областного уровня. Областные экспериментальные площадки и проекты: -использование технологии развивающего обучения Л.В. Занкова (1991 год), В.В. Давыдова (1992 год), -апробация учебников Оксфордского Университета в условиях Российской школы (2000 год). Международные проекты: -«Динамо», организованный Центральным бюро образовательных визитов и обменов Великобритании и Российской Академии, Институтом проблем информатики, -апробация учебников экономики И.В. Липсица по линии фонда Сороса, В 1994 году лицейские классы перешли на изучение английского языка по учебникам Chatterbox, Proqect, Headway. Три учителя английского языка прошли стажировку в Англии, участвовали в международных конференциях и семинарах. Два учителя - финалистки российско-американского конкурса преподавателей английского языка и страноведения. Школа заключила договора о сотрудничестве с ННГУ им. Н.И. Лобачевского, НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, НГТУ, фирмой «1С». МОУ СОШ № 9 единственная школа в районе, в которой преподаётся элективный курс «1С» Бухгалтерия, для изучения которого закуплена лицензионная программа и в данный момент школа обладает всеми правами дилера. Результатом постоянного сотрудничества ННГУ и школы стала действующая и эффективная система непрерывного образования: от профильной подготовки и профессиональной ориентации школьников к среднему и высшему профессиональному образованию; реализуется программа «Одарённые дети». В сотрудничестве с НГТУ школа разработала и успешно применяет образовательные программы профильного физико-математического обучения. По инициативе школы в 2005 году был создан Совет по преемственности с целью управления процессами разностороннего сотрудничества детских садов микрорайона со школой. Команда школы «9-ая Стрит» являлась активной участницей Павловской городской лиги КВН на протяжении трёх лет. В 2004 году команда заняла второе место, играя наравне с ВУЗами, заводами и техникумом. В 2007 году школа прошла конкурсный отбор общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и вошла в число лучших школ, удостоенных премии.
|
|
IY.Экспертное заключение |
|
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений |
Данный ИПО отличается логичностью построения и структурно-содержательной целостностью. Важность и необходимость заявленных преобразований закономерно следует из анализа внутренней и внешней среды образовательного учреждения. Необходимо ответить высокий научный потенциал ИПО. Заявленная модель возможна к тиражированию в любом регионе России в контексте концепции системной модернизации школы в малом городе. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
Управление образования администрации Павловского района, тел. (8371) 2 15 94, uopr@mail.nnov.ru , Нижегородская обл., г. Павлово, ул. Ленина, 24, индекс 606100 |
[1] «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», Е. С. Полат Москва 2000
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть