Нижегородский институт развития образования

Научно-методическая деятельность

МОУ СОШ №9 с углубленным изучением отдельных предметов,Нижегородская область, г. Павлово ул. Коммунистическая д.71, индекс 606103

docСкачать документ «МОУ СОШ №9 с углубленным изучением отдельных предметов,Нижегородская область, г. Павлово ул. Коммунистическая д.71, индекс 606103 »01782.doc99 Kb

Приложение 1

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Терентьева Надежда Юрьевна, Воскресенская Людмила Вадимовна, Юрьева Ольга Владимировна, Киселева Татьяна Борисовна, Котова Наталья Сергеевна, Шитова Ольга Константиновна

МОУ СОШ №9 с углубленным изучением отдельных предметов г. Павлово,

 Нижегородская область, г. Павлово ул. Коммунистическая д.71, индекс 606103

Директор школы,

заместитель директора по НЭР

заместитель директора по УВР, заместитель директора по УВР, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.

9 лет,

5 лет,

8 лет,

19 год,

11 лет,

9 лет

 

II.Сущностные характеристики опыта*

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Проектирование «Школы разноуровневого образования»

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Анализ современного состояния образовательной системы школы позволил определить ее основные конкурентные преимущества:

·     значительный авторитет школы в окружающем социуме и среди образовательных учреждений г. Павлова и Павловского района;

·     системная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы по данной проблеме, имеются  определённые результаты по осознанию всеми участниками УВП;

·     квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу общеобразовательного учреждения;

·     значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию;

·     система работы с родителями, поддержка ими инновационных процессов в школе;

·     развитие ученического самоуправления;

·     система и координация деятельности всех структур образовательного учреждения;

·     соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса;

·     в процессе положительного создания находится модель разноуровнего образования;

  • Вместе с тем анализ внутренних факторов позволяет выявить и недостатки в работе коллектива и их причины:

·     противоречие между:

  • использованием традиционных методов и приемов работы с обучающимися и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым учеником;
  • высокой информатизацией образовательной среды и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к работе в данных условиях;

·     неумение или нежелание некоторых педагогов видеть обучающихся и родителей равноправными участниками образовательного процесса, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к ним;

·     преобладание количественной системы оценивания, отсутствие ее сопряжения с качественной оценкой и самооценкой достижений школьников;

·     снижение уровня здоровья обучающихся;

·     не достаточна работа по выявлению одаренности обучающихся;

·     не достаточна организация ресурсного обеспечения, позволяющего рассчитывать на успешность;

·     недостаточно развита потребность у обучающихся и педагогов в самореализации своих способностей и возможностей;

·     недостаточно условий для организации исследовательской деятельности и социально-ориентированных видов деятельности обучающихся ориентированных на развитие школы разноуровнего образования.

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно- информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Одним из  инновационных преобразований в школе являются проекты Программы развития.

Концептуальный проект: «Дети в школу собирайтесь!»

Идея состоит в обеспечении эмоционального благополучия ребенка в образовательном процессе. Психологическое здоровье ребенка.

Цель: способствовать индивидуальному профилю развития ребенка на основе создания благоприятных условий.

Концептуальный проект: «Здоровье школьника»

Идея состоит в  организации обучения школьников без ущерба для их здоровья.

Цель в формировании здоровьесберегающего пространства школы.

Концептуальный проект: «Уникум»

Идея в переходе системы педагогического содействия развитию одаренности из режима управления в режим самоуправления.

Цель в развитии способности одаренных детей к включению в любую научно-проектную деятельность в зависимости от реальных потребностей социума, страны и самой личности.

Концептуальный проект: «Мы управляем карьерой!»

Если Вы хотите стать успешным завтра, то первый шаг к этому нужно сделать уже сегодня!

Цель в создании условий для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Концептуальный проект: «Лингво – социальное развитие учащихся 2-11!»

Идея в стратегии формирования социокультурной компетенции в рамках общей иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся начального, среднего и старшего звена.  Цель в разработке и внедрении нового подхода к профессиональному развитию учителей, основанного на проектной методике; повышение мотивации к изучению школьниками иностранного языка как инструмента межкультурной коммуникации.

Концептуальный проект: «Социальная адаптация выпускников»

Идея состоит в  формировании готовности выпускников общеобразовательных классов школы к рациональному поведению в экономически -  правовой среде.

Проект «Стать настоящим Человеком!»

Основные виды деятельности, субъектами и участниками которых становятся дети и взрослые, направлены на актуализацию и поддержку самовыражения учащихся и педагогов, на преемственность в воспитании.

     Учителя имеют возможность для самовыражения  в профессиональной сфере посредством участия:

в воспитательной деятельности

(использование нестандартных форм и способов подготовки и проведения внеклассных мероприятий, разработка новых технологий и способов работы классного руководителя, организация кружковой, секционной и клубной деятельности);

в управленческой деятельности

(руководство методическим объединением, творческой группой педагогов,  педагогическим и ученическим коллективами) 

       Учащимся создаются условия для самовыражения в познавательной, коммуникативной, трудовой, игровой, эстетической деятельности, занятиях физической культурой и спортом. В соответствии с их возрастными особенностями на каждой ступени обучения  определена своя тема:

  Предшкольная  подготовка «Я расту»

·         Первая ступень: – «Я и окружающий мир»

«Я и мой край»

·         Вторая ступень:  «Я и мы»

«Я и моя семья»

«Я в мире культуры»

«Я и мой духовный мир»

  • Третья ступень:   «Я – человек, но какой?»

«Я и моя профессия»

«Я и мое будущее» 

3.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Создание условий для эффективного развития новой модели школы выбора  разноуровневого образования как школы самоопределения личности.

Под разноуровневым образованием  школа понимает право учащегося и его семьи на выбор, в зависимости от желания и возможностей, получения образования на базовом, углублённом или профильном уровнях[1].

Способы реализации:

1.     Создать условия и разработать механизмы перехода к новой модели школы выбора разноуровнего образования как школы самоопределения личности.

  • Организация условий – внутренней и внешней дифференциации, для реализации личных способностей учащихся по отдельным предметам;
  • Избежание усредненности всего процесса обучения, индивидуализация учебного процесса для каждого ученика школы с учетом его способностей и особенностей нет  - ориентации на среднего ученика;
  • Приоритет усилий на овладение знаниями, умениями, навыками, что ведет к повышению интеллектуального и творческого развития учащихся.

2.     Обеспечить получение основного и общего (полного) среднего образования каждому ученику на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности.

3.     Создать единое информационное пространство образовательного учреждения, достичь высокого уровня информированности и информационной грамотности всех участников педагогического процесса

4.      Укрепить ресурсную базу школы с целью обеспечения её эффективного развития.

5.     Создать условия для развития инновационной деятельности образовательного учреждения.

6.     Создать условия для сохранения и развития здоровья, учащихся и обеспечить психологический комфорт для всех участников образовательного процесса;

7.     Обеспечить научно – методическое сопровождение педагогов в области знаний учебного предмета и смежных дисциплин;

8.     Совершенствовать технологии обучения с учетом знания психолого-физиологических особенностей учащихся;

9.     Развить воспитательный потенциал с использованием традиций, современного опыта и инноваций.

Риски объясняются экспериментальным статусом направления инновационного развития школы, трудностью соорганизации людей, фактически выделяющейся в самостоятельный, достаточно сложный и ответственный участок работы.

4.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Состояние здоровья обучающихся, здоровьесберегающий потенциал;

актуальность содержания образования для современного человека;

технологичность программы развития;

полнота реализации программы развития;

наличие подготовленных и мотивированных педагогических кадров, технологии совместной работы;

эмоциональное состояние педагогического коллектива

5.Результат изменений

·   создание модели разноуровнего образования школьника через установление равного доступа к максимально возможному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

·   дифференцирование содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;

·   создание значимых для решения профориентационных задач механизмов социального партнерства;

·   создание единой системы образования обучающегося в течение всего периода обучения, в рамках которой ученик может осуществлять выбор образовательных траекторий в соответствии с его индивидуальными потребностями, потребностями рынка труда, перспективами развития производства и общества; 

·   создание условий и разработка механизмов перехода к новой модели школы выбора разноуровнего образования как школы самоопределения личности;

·   создание единого информационного пространство образовательного учреждения, достижение высокого уровня информированности и информационной грамотности всех участников педагогического процесса;

·   организация условий – внутренней и внешней дифференциации, для реализации личных способностей учащихся по отдельным предметам;

·   избежание усредненности всего процесса обучения, индивидуализация учебного процесса для каждого ученика школы с учетом его способностей и особенностей нет  - ориентации на среднего ученика;

·   создание единого информационного пространства образовательного учреждения, достижение высокого уровня информированности и информационной грамотности всех участников педагогического процесса;

#         укрепление ресурсной базы школы с целью обеспечения её эффективного развития;

#        создание условий для развития инновационной деятельности образовательного учреждения;

#        создание условий для сохранения и развития здоровья учащихся и обеспечение психологического комфорта для всех участников образовательного процесса;

#        обеспечение научно – методического сопровождения педагогов в области знаний учебного предмета и смежных дисциплин;

#        развитие воспитательного потенциала с использованием традиций, современного опыта и инноваций;

#        создание школы самоопределения личности.

6. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

«Типология инновационных школ: от концептуальной идеи к образовательному проекту» Н. Новгород 2007, институт развития образования

 

*Общий объем описания сущностных характеристик (пп. 1-6) - до 1800 зн.

III. Описание инновационного опыта учителя**

Школа №9 реализует концепцию обучения информатике и личностно-ориентированного обучения с целью формирования личности ученика, готового к восприятию постиндустриального общества.

Средняя школа №9 одна из первых (1985 г.) в районе и области начала работать по программе информатизации образования. Включение в 1991 г. школы в проект «Пилотные школы» и оснащение её компьютерами IBM PS/2 позволило решать задачи внедрения НИТ в учебный процесс.

Благодаря участию в проекте «Пилотные школы» преподавание информатики началось с 8 класса в лицейских классах (тогда школа имела статус школа - лицей), а с 1992 года - с первого класса. Школа №9 становится опорной в городе по данному направлению. 1992/93 учебный год - начало внедрения сквозного курса по информатике с 1 по 11 класс для лицейских классов, классов с углубленным изучением отдельных предметов.

В 1993 году приобретается новый компьютер типа IBM PC/386 и модем, школа начинает новый виток информационного процесса с февраля 1994 года - через участие в программе Национального географического общества США «Детские компьютерные сети». Связь с руководителями и участниками программы осуществлялась через коммерческую сеть «Sprint».

В 1995 году с целью использования телекоммуникаций для административной работы школы осуществили подключение компьютера школы к сети Relarn-IP через сервер sci-nnov (провайдер «Sandy» г. Нижний Новгород).

С появлением новой операционной системы Windows школа поставила перед собой задачу обновления компьютерного парка. В 1997 году приобретается компьютер с процессором Pentium 166 с целью модернизации телекоммуникационного сообщения и подключения к сети Internet. С сентября 1997 года связь с Национальным географическим обществом США осуществляется уже через сеть Internet благодаря осуществлению непосредственной связи с менеджером программы и получения нового программного обеспечения напрямую из США. В том году только одна наша школа из России участвовала в проекте. В 1998 году школа получает по линии администрации города 10 компьютеров с процессором Pentium 233.

Организуется творческая группа учителей информатики района по проблеме внедрения новой компьютерной техники в учебный процесс. Учителя школы проводят ежемесячно открытые уроки и занятия. На базе школы № 9 были организованы курсы для учителей информатики по обучению работе с новым программным обеспечением.

С 1995 года в школе действует программа информатизации образования - результат экспериментальной работы. В течение двух лет с 1995 по 1997 годы школа являлась региональной экспериментальной площадкой; с 1997 по 2000 годы - экспериментальной площадкой НИРО по информатизации образования.

С 1993 по 1999 г.г. в лицейских, а потом в классах с углубленным изучением математики и профильных классах велось преподавание предмета «Основы инженерной компьютерной графики» на основе чертежно-конструкторского редактора «Компас-График». С 1999 года - «Компьютерная графика» с использованием программ «Компас 3D» и «AutoCad».

На протяжении трех лет (1999/2002 г.г.) школа № 9 являлась районной экспериментальной площадкой по применению информационных технологий и телекоммуникаций в учебном процессе, а в течение двух лет (2003/2004 г.г.) - «Internet технологии в образовательном процессе».

Фундаментальные знания, полученные в областях, связанных с информатикой, позволяют учащимся добиваться хороших результатов на районных олимпиадах по программированию, информационным технологиям, компьютерной графике: с 1995-2006 г.г. - Дипломы I степени - 10, II степени - 16, III степени - 16, поощрения - 15. Призеры -57 человек, из них получили дипломы 42 человека. Четверо из них были участниками областных олимпиад 1995, 1999, 2003, 2006 г.г.

Учащиеся школы были участниками в конкурсе сочинений, стихотворений, эссе, рисунков, посвященном 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина, организованном НИРО по Internet.

Учителя школы участники и победители районных и областных конкурсов, связанных с информатизацией образования и новых технологий обучения. Учитель информатики Гуляева Т. В. -дипломант Всероссийского конкурса компьютерных проектов «Символика России», учитель истории Нефедова Н. Н. - дипломант областного конкурса компьютерных предметных презентаций по программе «Обучение для будущего», учитель информатики Воскресенская Л. В. и четверо старшеклассников школы - дипломанты (II степень) областного конкурса «Internet каникулы», который был посвящен 60-летию великой Победы. Двое учителей информатики являются дипломантами (II и III степень) областного конкурса «Международные компьютерные права».

Преподаватели школы постоянно используют компьютерные и информационные технологии для открытых уроков, классных часов и самопрезентаций. В школе имеется своя медиатека компьютерных разработок учителей школы.

Учащиеся - являются лидерами олимпиад и конкурсов в городе и районе. Ученики классов технического профиля в аттестате о среднем (полном) общем образовании имеют такие предметы как: «информатика и ИКТ», «информационные технологии», «компьютерная графика».

На базе школы работают две творческие группы учителей города и Павловского района: «Особенности предмета информатика в начальной школе», «Компьютерная и инженерная графика».

Особое внимание сегодня уделяется будущей профилизации школы. Два года на базе школы работала районная экспериментальная площадка «Сетевая модель предпрофильной подготовки учащихся». Среди курсов по предпрофильной подготовке обучающиеся 9-х классов школ города посещали предпрофильные элективные занятия по «Компьютерному дизайну» и «Основам WEB конструирования». Преподаватели информатики работают над новыми элективами для профильных классов: «Основы 1С бухгалтерии», «Основы 3D моделирования».

С 1991 года школа участвует в экспериментальной работе районного и областного уровня.

Областные экспериментальные площадки и проекты:

-использование технологии развивающего обучения Л.В. Занкова (1991 год), В.В. Давыдова (1992 год),

-апробация учебников Оксфордского Университета в условиях Российской школы (2000 год).

Международные проекты:

-«Динамо», организованный Центральным бюро образовательных визитов и обменов Великобритании и Российской Академии, Институтом проблем информатики,

-апробация учебников экономики И.В.  Липсица по линии фонда Сороса,

В 1994 году лицейские классы перешли на изучение английского языка  по учебникам Chatterbox, Proqect, Headway. Три учителя английского языка прошли стажировку в Англии, участвовали в международных конференциях и семинарах. Два учителя  - финалистки российско-американского конкурса преподавателей английского языка и страноведения.

Школа заключила договора о сотрудничестве с ННГУ им. Н.И. Лобачевского, НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, НГТУ,  фирмой «1С».  МОУ СОШ № 9 единственная школа в районе, в которой преподаётся элективный курс «1С» Бухгалтерия, для изучения которого закуплена лицензионная программа и в данный момент школа обладает всеми правами дилера. Результатом постоянного сотрудничества ННГУ и школы стала действующая и эффективная система непрерывного образования: от профильной подготовки и профессиональной ориентации школьников к среднему и высшему профессиональному образованию; реализуется программа «Одарённые дети».

В сотрудничестве с НГТУ школа разработала и успешно применяет образовательные программы профильного физико-математического обучения.

По инициативе школы в 2005 году был создан Совет по преемственности с целью управления процессами разностороннего сотрудничества детских садов микрорайона со школой.

Команда школы «9-ая Стрит» являлась активной участницей Павловской городской лиги КВН на протяжении трёх лет. В 2004 году команда заняла второе место, играя наравне с ВУЗами, заводами и техникумом.

В 2007 году школа прошла конкурсный отбор общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и вошла в число лучших школ, удостоенных премии. 

 

IY.Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Данный ИПО отличается логичностью построения и структурно-содержательной целостностью. Важность и необходимость заявленных преобразований закономерно следует из анализа внутренней и внешней среды образовательного учреждения. Необходимо ответить высокий научный потенциал ИПО. Заявленная модель возможна к тиражированию в любом регионе России в контексте концепции  системной модернизации школы в малом городе.

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Управление образования администрации Павловского района, тел. (8371) 2 15 94, uopr@mail.nnov.ru , Нижегородская обл., г. Павлово, ул. Ленина, 24, индекс 606100

 



[1] «Новые педагогические и  информационные технологии в системе образования», Е. С. Полат Москва 2000

Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit

Копировать | Печать | Закрыть