1
6
Областной форум Современные приоритеты в региональной системе воспитания: новые возможности и управление изменениями
9 класс

Урок 8. Монастыри. Монашество.

 Технологическая карта


Предмет

Религии России

Класс

9

Тема урока

Православные монастыри. Монашество

Тип урока

Изучение нового материала

Оборудование

ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация

Учебник

Религии России: пособие для учителя/ В.А.Сомов, В.К.Романовкий, Г.Б.Гречухин, Л.Н.Шилова; Министерство образования и науки РФ, Департамент образования Нижегородской области. НИРО -Н.Новгород, НГЦ, 2007

 

Цель:  создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии уровневой дифференциации.

  • образовательные задачи:
  • вспомнить причины принятия христианства на Руси
  • изучить появление монашества, степени монашества, монашеские обеты
  • изучить появление первых монастырей и их роль в истории российского государства

     2) развивающие задачи:

  • развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;
  • развивать умение сравнивать, обобщать исторические факты;
  • развивать умение  работать в коллективе.

     3) воспитательные задачи:

  • воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию
  • воспитание уважения к ответам одноклассников, умение высказывать своё мнение.

 

 

Структура урока:
1. Организационный момент и мотивация урока (слово учителя)

2. Постановка целей и задач урока

3. Изучение нового материала
«Особенности вероучения и культа»
4. Первичное закрепление
5. Систематизация и обобщение новых знаний при решении познавательных заданий
6. Домашнее задание

 

Ход урока


№1

Этапы урока. Основное содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент, актуализация, мотивация урока.
(5 минут)

Приветствует учащихся.
Вводное слово.


Наверное, нет ни одного человека, который бы не знал или не видел монахов, не сталкивался бы с ними в храмах, в монастырях или в быту. Многие имеют родственниками монахов, а еще больше людей имеют среди монашествующих духовников или просто знакомых. Внешняя сторона деятельности монахов, благодаря средствам массовой информации, достаточно известна, но какая-то сторона их жизни остается абсолютно неведомой в миру.
Что такое монашество, монах, монастырь?

Слайд №2, №3
У разных людей формируются совершенно разные, иногда противоположные мнения о монашестве. Эти представления зависят от многих факторов: от религиозных убеждений и от положения в обществе, от образования и воспитания, от житейского и религиозного опыта

Ученики настраиваются
на урок.

 

 

 

 

 

 

 

Идут ответы

2

Постановка целей и задач урока
(5 мин)

Учитель может сам назвать цель:  изучить  появление монашества, степени монашества, монашеские обеты, появление первых монастырей и их роль в истории российского государства

 

 

Класс следит за рассуждениями учителя.
(Формируют умение логически
мыслить.)

3

Изучение нового материала
«Православные монастыри. Монашество»
(20 мин)

Слайд №  3,
Работа с термином. Что означает термин 
« монах»? На Руси монастыри стали учреждаться с самого начала официального распространения христианства
Цель монашества достигается путем добровольного неуклонного выполнения христианских заповедей и основных монашеских обетов, среди которых важнейшее место занимают: нестяжание, безбрачие и послушание.(Слайд №4)
Слайд №  5. Что вы знаете о монашеском облачении?

 

Слайд № 6.
Степени православного монашества — это те этапы, которые проходят православные монахи или монахини в течение своей жизни.
В православной церкви монашеские обеты, принимаемые человеком, влекут за собой пожизненную обязанность исполнения их перед Богом и не могут быть даны легкомысленно, поэтому от степени к степени они возрастают от простого к более сложному. В традициях Русской православной церкви после успешного прохождения испытания начинаются степени монашества, которые различаются количеством даваемых перед Богом обетов, разными правилами поведения, послушаниями и внешними монашескими одеждами.
Работа с понятиями «келья», «скит»

 

Учащиеся рассуждают, слушают ответы друг друга, делают выводы

 

Совместная работа с учителем. Выводы записывают в тетрадь.

 

 

Выступление учащегося с сообщением о монашеском одеянии

 

Учащиеся работают с таблицей и сравнивают степени монашества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа со Слайдами № 7, 8

 

Работа в группах

Слайд № 9  Обратите внимание на
Высказывание о.П.Груздева

 

Ученики работают в 2 группах
Совместно идёт проверка работ учащихся 1 и 2 группы, обсуждение выводов, к которым пришли их участники.
Учащиеся записывают выводы совместной работы в тетрадь.

4.

Первичное закрепление

Учитель задает вопросы по теме «Монашество»

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

 

 

На Руси монастыри стали учреждаться с самого начала официального распространения христианства. В 1051 году, при участии вернувшегося с Афона Антония Печерского, был основан знаменитый Киево-Печерскиймонастырь.  Основатели монастыря, Антоний и Феодосий, уверяли, что всякий, похороненный в монастыре, будет помилован, невзирая на его грехи. Феодосий к этому прибавил: «Се елико же вас в монастыри сем умрет, или игуменом где отослан, аще и грехи будет кто сотворил, аз имам перед богом за то отвещати». Распространилась вера в то, что судьба души после смерти зависит от молитв живых за умерших, а молитва «непогребенных мертвецов», то есть монахов, многократно действеннее прочих молитв. В результате началась массовая передача имущества монастырям и открытие всё новых монастырей. Князья и бояре передавали монастырям земли с крестьянами, завещали «всю жизнь свою», то есть все свои имения.
Слайд № 10-11 рассказ о Киево- Печерском монастыре

Рассказ учителя о монастырях 11 -14 вв. Слайд № 12-14

Монастыри в годы монголо-татарского нашествия на Русь. Слайд № 15
Татарское иго привело к разрушению некоторых монастырей, но зато способствовало постройке новых. XIV век был временем особенно сильного развития монастырей на Руси. До половины XV века, за полтора столетия, было основано до 180 новых монастырей. Увеличению числа монастырей способствовали, с одной стороны, льготы, которыми пользовалось русское духовенство от татар, с другой — усиление религиозного чувства под влиянием недавних ужасов татарского нашествия. Особое значение получает Троицкий монастырь, основанный в середине XIV в. Сергием Радонежским. Из него расходились по северу России иноки, которые основывали новые монастыри. В Твери было основано 11 монастырей, в Нижнем Новгороде — 4. Дионисий Суздальский (XIV в.) основал на берегу Волги Печерский монастырь, его ученик Евфимий — Спасо-Евфимиев, а Макарий Унженский, переходя с одного места на другое, основал в костромских пределах 3 монастыря. В Новгороде по-прежнему количество монастырей было больше, чем где-нибудь в другом месте; их строили владыки, иноки и простые люди. Во время защиты города от Дмитрия Донского новгородцы сожгли вокруг города 24 монастыря.

Слайд № 17-18
Видео о роли Ипатьевского монастыря в истории России

Смотрят видео об истории Киево-Печерского монастыря. Основную информацию записывают в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят видео о истории Юрьева монастыря и отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, основные выводы записываются в тетрадь. Несколько учеников проговаривают все записанное

5.

Систематизация и обобщение новых знаний при решении познавательных заданий
( 3-5 мин)

Работа со схемой Приложение  №1

Учащиеся делают выводы

6.

Домашнее задание

Выучить тему, приготовить сообщения «Оптина пустынь», определить «Роль монастырей в истории России»

Записывают домашнее задание

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph