Одной из главных задач современной школы является
воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни,
организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не
навредит здоровью ребенка. Теоретические подходы к решению проблем здоровья
учащихся подробно изложены в трудах отечественных педагогов: В.Г. Белинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Д.И. Писарева, К.Д. Ушинского,
Р.Вирхова, В.А. Сухомлинского. Последний писал: «Забота о здоровье – это
важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их
духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»[1].
Современные
направления государственной политики в сфере здоровья нашли свое отражение в новых
Федеральных государственных образовательных стандартах, о чем подробно рассказывается,
например, в статье М.Л. Звездиной [45],
где в качестве главной цели образования называется формирование культуры здорового образа жизни. Расширился и наполнился новыми смыслами
понятийно-терминологический аппарат в области здоровья.
«Здоровье детей – состояние организма, характеризующееся его
уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием к.-л. болезненных изменений.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние
телесного, душевного и социального благополучия», - читаем в Педагогическом
энциклопедическом словаре[2].
Сущность понятий «здоровье» и «здоровый
образ жизни» в контексте культурологического подхода к образованию исследуют в
своей статье д.п.н. М.А. Якунчев и к.м.н. С.П. Голышенков, считая их основой
для создания системы формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни у
разных категорий обучающихся [128].
Свою лепту в определение современных понятий
«здоровье», «здоровый образ жизни» и др. в связи с процессом интеграции
содержания школьного экологического и здоровьесберегающего образования внесла
док. биол. наук, профессор Института содержания и методов обучения РАО Е.Н.
Дзятковская [39].
В рамках
фундаментальных исследований РАО определены задачи и перспективы развития
содержания образования в вопросах здоровья на основе повышения научной
грамотности обучающихся как реализации требований ФГОС в целях сохранения
здоровья нации – основы социально-экономического развития России [8].
О современных подходах к сохранению и
укреплению здоровья школьников пишет в своей статье и вед н.с. РЭУ им. Г.В.
Плеханова, канд. пед. наук Т.С. Тихомирова [108].
Предлагаемый вниманию читателей
библиографический материал за 2011-2013 гг. содержит информацию о публикациях,
посвященных сохранению и укреплению здоровья школьников как актуальному
направлению развития содержания современного образования и воспитания.
- Абаев, А.М. Здоровьесберегающий подход к
изучению и формированию образовательной среды // Педагогика.-2012.-№3.-С.37-41.
- Абдрахимова, Л.Р. Здоровье школьника в системе современного
школьного образования // Начальная школа плюс до после.-2012.-№1.-С.45-49.
- Айзман, Р.И. Мониторинг здоровья учащихся и
педагогов с применением компьютера и программных средств
// Педагогическая диагностика.-2011.-№1.-С.62-73.
- Александрова, И.В. Здоровье детей – будущее страны, основа ее
национальной безопасности / И.В. Александрова, Е.А. Проценко // Эксперимент и
инновации в школе.-2012.-№1.-С.8-14.
- Александрова, Н.В. Психологическое здоровье школьников: нужны
системные решения / Н.В. Александрова, В.М. Кадневский, Е.Ю. Дьяченко //
Социальная педагогика.-2013.-№3.-С.111-116.
- Алексеева, Н.И. О центре содействия сохранению и
укреплению здоровья участников образовательного процесса
// Эксперимент и инновации в школе.-2012.-№1.-С.2-7.
- Андреева, И.Г. Сохранение и укрепление здоровья
школьников - актуальное направление развития содержания образования на этапе
инновационного становления России // Стандарты и мониторинг в
образовании.-2011.-№3.-С.15-19.
- Андреева, И.Г. Содержание образования в свете
государственной политики сохранения здоровья нации
// Педагогика.-2012.-№10.-С.31-39.
- Андреева, И.Г. Формирование ценностного отношения к
здоровью через предметное содержание ественнонаучного образования в контексте
достижений личностных результатов, обозначенных ФГОС
// Биология в школе.-2013.-№7.-С.29-42.
- Анташева, Ю.А. "Курение и здоровье": Программа
по профилактике курения среди несовершеннолетних // Социальная
педагогика.-2013.-№3.-С.70-80.
- Бабич, Э.А. Реализация программы
"Здоровье" как средство повышения мотивации к здоровому образу жизни
у участников образовательного процесса / Э.А. Бабич, А.А. Корякова //
Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2012.-№2.-С.55-60.
- Байлова, И.В. Комплексный
подход в формировании здоровьесберегающей среды в классе для детей с задержкой
психического развития // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№5.-С.37-45.
- Бакунина, М.И. Основы здорового образа жизни.1 -4 классы:
учебное пособие / М.И. Бакунина.- М.: Издательство Русское слово-учебник,2012.
- Безруких, М.М. Как разработать программу
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном
учреждении. Начальная школа / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова.- М.: Просвещение,
2012.
- Безруких, М.М. Здоровье как компонент образования //
Профессиональное образование.-2011.-№10.-С.18-21.
- Белякова, В.Н. Программа взаимодействия с
родительской общественностью "Открытая школа здоровья"
// Управление качеством образования.-2011.-№1.-С.90-94.
- Блинова, Н.Г. Система здоровьесберегающего сопровождения
в условиях непрерывного образования / Н.Г. Блинова, Е.В. Васина, Л.А. Варич,
Н.Н. Кошко, Н.В. Аверьянова // Здоровьесберегающее
образование.-2013.-№6.-С.25-31.
- Богачева,
Т.Ю. Здоровье ребёнка и интернет / Т.Ю. Богачева // Педагогическая
диагностика.-2013.-№1.-С.108-111.
- Боева, В.А. Здоровьесбережение и здоровый образ жизни
- основной принцип воспитания / В.А. Боева // Дополнительное образование и
воспитание.-2012.-№3.-С.18-21.
- Болелова, А.Г. Технология формирования у учащихся
ценностно-смыслового отношения к здоровью / А.Г. Болелова // Воспитание
школьников.-2011.-№7.-С.22-27.
- Борисенко, Е.А. Организация
физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися начальных классов на основе
авторской программы "Мы идем по тропе здоровья" / Е.А. Борисенко //
Здоровьесберегающее образование.-2011.-№2.-С.76-82.
- Булыгина, Л.А. Организация проектной деятельности. Проект
по физической культуре на тему "Школа здорового образа жизни"/ Л.А.
Булыгина // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№6.-С.90-94.
- Вайнер, Э.Н. Стратегия и содержание
здоровьесберегающего образования / Э.Н. Вайнер // ОБЖ. Основы безопасности
жизни.-2012.-№8.-С.33-38; №10.-С.39-40.
- Васильева, Р.А. Комплексная программа здоровьесберегающей
деятельности лицея / Р.А. Васильева // ОБЖ. Основы безопасности
жизни.-2013.-№10.-С.30-34.
- Васильченко, Л.В. Славянские практики здоровьесбережения
в современной педагогике / Л.В. Васильченко // Муниципальное образование:
инновации и эксперимент.-2011.-№5.-С.48-49.
- Войнов, В.Б. Пилотный проект единого здоровьеохранного
образовательного пространства в системе общего образования Ростовской области /
В.Б. Войнов, С.Н. Кульба, Е.Н. Пожарская, Л.К. Чаусова // Здоровьесберегающее
образование.-2013.-№5.-С.68-77.
- Волосовец, Т.В. Организация и этапы проведения мониторинга
показателей здоровья, адаптации и работоспособности учащихся / Т.В. Волосовец //
Педагогическое образование и наука.-2012.-№9.-С.16-23.
- Гаркуша, Н.С. Система работы классного
руководителя по воспитанию у школьников культуры здоровья / Н.С. Гаркуша //
Классный руководитель.-2011.-№1.-С.18-83.
- Глуходед, Л.Н. Здоровьесберегающая среда как условие
формирования социальных компетенций учащихся / Л.Н. Глуходед // Управление
качеством образования.-2011.-№2.-С.90-94.
- Голубовская,
А.В. Воспитательная программа "Здоровье"/
А.В. Голубовская // Классный руководитель.-2012.-№6.-С.64-76.
- Гороховик, Т.Г. Здоровьесберегающие технологии в начальной
школе / Т.Г. Гороховик, С.В. Воробьева // Управление качеством
образования.-2013.-№1.-С.80-91.
- Гузенко, В. Воспитываем здоровое поколение. Из опыта
работы педагогического лицея / В. Гузенко, В. Лукьянова, А. Остапенко, Д. Ткач //
Сельская школа.-2011.-№5.-С.34-48.
- Гурьев, А.В. Особенности планирования основных
направлений работы по сохранению здоровья субъектов учебно-воспитательного
процесса в общеобразовательной школе / А.В. Гурьев // Стандарты и мониторинг в
образовании.-2011.-№3.-С.20-25.
- Гусарова, Е.В. Использование здоровьесберегающих
образовательных технологий как средство предупреждения учебных перегрузок
учащихся / Е.В. Гусарова // Начальная школа.-2013.-№11.-С.7-13.
- Денисова, Е.В. Формирование образовательной среды,
содействующей здоровью / Е.В. Денисова // Муниципальное образование: инновации
и эксперимент.-2011.-№1.-С.23-24.
- Деятельность образовательного учреждения по
формированию культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся начальной
школы: сборник программ / авт.-сост. Ю.В. Науменко. - М.:
Издательство АПК и ПРО,2011.
- Дзюба, И. Семь составляющих здорового образа жизни / И.
Дзюба // Беспризорник.-2011.-№1.-С.30-39.
- Дзятковская, Е.Н. О разработке программы формирования экологической
культуры, здорового и безопасного образа жизни для ступени начального общего
образования: О реализации приказа Минобрнауки РФ №2357 / Е.Н. Дзятковская, А.Н.
Захлебный, Л.В. Шмелькова // Экологическое образование.-2012.-№2.-С.44-49.
- Дзятковская, Е.Н. О понятийно-терминологическом аппарате
образования в области экологии и здоровья / Е.Н. Дзятковская // Экологическое
образование.-2012.-№3.-С.25-31.
- Дибленкова, А.Н. Опыт использования здоровьесберегающих
технологий / А.Н. Дибленкова //
Начальная школа плюс до и после.-2012.-№1.-С.49-53.
- Дудина, Г.В. Формирование у обучающихся позитивного
отношения к здоровому образу жизни в начальной школе средствами проектной
деятельности / Г.В. Дудина // Национальный проект
"Образование".-2012.-№4.-С.50-52.
- Ельчанинова, Н.Ф. Здоровьесберегающая среда лицея как
необходимый ресурс инновационного образования / Н.Ф. Ельчанинова, О. Р.
Прокопенко, О.В. Николаева // Эксперимент и инновации в
школе.-2011.-№2.-С.26-30.
- Захлебный, А.Н. Об интегрированном курсе «Экология и безопасность
жизнедеятельности» для старшеклассников / А.Н. Захлебный, В.А. Грачев, Е.Н.
Дзятковская// Экологическое образование.-2012.-№2.-С.41-44.
- Звездина, И.Л. Формирование модели
выпускника "школы здоровья" / П.Л. Звездина // Стандарты и мониторинг
в образовании.-2012.-№1.-С.18-23.
- Звездина, М.Л. Особенности стандартов нового поколения в
формировании здорового образа жизни / П.Л. Звездина // Стандарты и мониторинг в
образовании.-2013.-№5.-С.3-9.
- Зубкова, Л.Г. Воспитание в процессе образования у
лицеистов культуры здорового и безопасного образа жизни / Л.Г. Зубкова, Л.А.
Боденкина // Управление качеством образования.-2011.-№6.-С.92-94.
- Иманова, Ж.П. Инновации в области обеспечения здоровья
обучающихся в условиях учреждений дополнительного образования / Ж.П. Иманова,
Э.М. Суйналиева // Здоровьесберегающее образование.-2011.-№2.-С.9-11.
- Интерактивные формы работы с
детьми и подростками по профилактике детского травматизма в условиях
оздоровительного лагеря: сборник материалов из опыта работы ВДЦ "Орленок"/
авт.-сост. А.А. Киреева.- М.:
Издательство АПК и ППРО ,2013.
- Исакова, А.П. Здоровьесберегающие технологии в
образовательной среде колледжа / А.П. Исакова // Среднее профессиональное
образование.-2013.-№11.-С.6-8.
- Истомина, А.В. "Модерация здоровья" как форма
обобщения и совершенствования здоровьесберегающего образования / А.В. Истомина,
И.А. Попова // Воспитание школьников.-2011.-№4.-С.8-12.
- Казин, Э.М. Теоретико-прикладные аспекты проблемы
формирования культуры безопасного и здорового образа жизни обучающихся / Э.М.
Казин, Н.Э. Касаткина, А.С. Шинкаренко, А.И. Фёдоров, Н.Г. Шушуева //
Здоровьесбергающее образование.-2013.-№6.-С.32-37.
- Каинов, А.Н. Здоровьеформирующая образовательная среда
- одна из главных составляющих образовательного процесса / А.Н. Каинов, В.В.
Гордеева // Управление качеством
образования.-2011.-№7.-С.63-75.
- Калиновская, С.А. Единое образовательное пространство как
педагогическая модель формирования культуры здоровья учащихся / С.А.
Калиновская // Среднее профессиональное образование.-2011.-№9.-С.13-16.
- Касимов, Р.А. Формирование регионального
здоровьесберегающего образовательного пространства / Р.А. Касимов //
Здоровьесберегающее образование.-2013.-№1.-С.54-59.
- Колесникова, Л.И. Современная стратегия здоровьесберегающей
работы школы / Л.И. Колесникова, Е.Н. Дзятковская, В.В. Долгих, Л.В. Рычкова,
В.М. Поляков// Экологическое образование.-2012.-№3.-С.20-24.
- Колинько, А.А. Практика создания и развития региональной
системы профилактики заболеваний и формирования ЗОЖ у подрастающего поколения /
А.А. Колинько // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№1.-С.21-26.
- Корчагина, Ю.В. Не наркотики? / Ю.В. Корчагина // Справочник
руководителя образовательного учреждения.-2013.-№5.-С.45-50.
- Красношлыкова, О.Г. Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее
сопровождение профильного обучения / О.Г. Красношлыкова, О.А. Никифорова //
Профильная школа.-2011.-№6.-С.3-8.
- Кузнецова, Е.В. О здоровом питании на уроках русского
языка и литературы / Е.В. Кузнецова // Здоровьесберегающее
образование.-2012.-№7.-С.24-28.
- Кузьмина, С.А. Роль здоровьесберегающих технологий
в организации современного урока / С.А. Кузьмина, С.Ф. Бянкина // Управление
качеством образования.-2012.-№3.-С.85-87.
- Кулагина, Л.И. Формирование здорового образа жизни
младшего школьника / Л.И. Кулагина // Начальная школа плюс до и
после.-2012.-№7.-С.3-5.
- Кульков, А.А. Создание условий сохранения и укрепления
здоровья школьников / А.А. Кульков // Управление качеством
образования.-2012.-№8.-С.87-94.
- Кумарина, Г.Ф. Здоровье школьника - категория
педагогическая / Г.Ф. Кумарина // Народное образование (электронная
версия).-2013.-№4.-С.208-216.
- Ланда, Б.Х. Мониторинг состояния здоровья
обучающихся как организационно-педагогическая проблема / Б.Х. Ланда //
Стандарты и мониторинг в образовании.-2012.-№2.-С.22-26.
- Лаптева, Л.А. Спортивно-оздоровительная деятельность.
Программа объединения "Будьте здоровы!" / Л.А. Лаптева //
Здоровьесберегающее образование.-2013.-№6.-С.95-102.
- Лозовая, Е.В. Развитие интеллектуальных и творческих
способностей учащихся как здоровьесберегающий аспект / Е.В. Лозовая, Е.А.
Абрашкина, А.Н. Михайлов // Методист.-2012.-№5.-С.42-48.
- Любушина, О.Н. Особенности ценностного отношения младших
школьников к здоровью / О.Н. Любушкина, И.А. Кудряшова // Начальное
образование.-2012.-№5.-С.38-45.
- Макеева, А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование
культуры здоровья. 5 - 6 классы / А.Г. Макеева.- М.: Просвещение,2013.
- Макеева, А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование
культуры здоровья. 7 - 8 классы / А.Г. Макеева.- М.: Просвещение,2013.
- Максимова, Т.А. Социальное проектирование в формировании основ
здорового образа жизни / Т.А. Максимова
// Здоровьесберегающее образование.-2013.-№6.-С.81-84.
- Мальцева, С.В. Авторская программа педагогической
деятельности по обучению учащихся здоровью на уроках географии в 6 классе /
С.В. Мальцева // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№6.-С.108-120.
- Малярчук, Н.Н. Развитие культуры здоровья педагогов -
одно из условий обеспечения здоровья обучающихся / Н.Н. Малярчук //
Здоровьесберегающее образование.-2013.-№5.-С.78-83.
- Матафонова, О.И. Здоровьесберегающая деятельность в
образовании: аспекты качества / О.И. Матафонова // Управление качеством
образования.-2013.-№5.-С.88-94.
- Медведева,Л.Л. Проектно-исследовательская деятельность
как элемент здоровьесберегающих технологий / Л.Л. Медведева / Л.Л. Медведева //
Начальная школа плюс до и после.-2013.-№8.-С.29-32.
- Мерзлякова, Д.Р. Применение здоровьесберегающих
технологий в образовательном процессе / Д.Р. Мерзлякова // Начальная школа плюс
до и после.-2012.-№7.-С.20-22.
- Надеева, М.С. Здоровьесберегающие технологии в начальной
школе /М.С. Надеева // Эксперимент и инновации в школе.-2012.-№1.-С.14-17.
- Надышева, Т.Б. Психологическое здоровье детей и
подростков / Т.Б. Надышева // Эксперимент и инновации в
школе.-2011.-№6.-С.14-17.
- Науменко, Ю. Планирование поддержки и развития
мотивации младших школьников к здоровому образу жизни / Ю. Науменко, О.
Науменко // Школьное планирование.-2013.-№5.-С.59-71.
- Науменко, Ю.В. Мониторинг здоровьеформирующего
образования в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС / Ю.В.
Науменко, О.В. Науменко // Педагогическая диагностика.-2013.-№4.-С.96-111.
- Нигматуллина, М.Г. Программа формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни / М.Г. Нигматулина, Д.П. Лебедева, С.А. Скороход, В.Ю.
Бирюкова, Т.С. Малинина, Н.К. Подкорытова // Муниципальное образование:
инновации и эксперимент.-2011.-№3.-С.36-43.
- Никитина, А.В. Здоровьесберегающий
принцип в обучении и воспитании младших школьников / А.В. Никитина //
Образование в современной школе.-2012.-№9.-С.39-40.
- Никкинен, Е.К. Перспективы частно-государственного
партнерства в сфере решения проблемы здоровья обучающихся и педагогов в
образовательных учреждениях РФ / Е.К. Никкинен // Здоровьесберегающее
образование.-2012.-№1.-С.78-82.
- Новолодская, Е.Г. Театральная педагогика в
проектировании здоровьесберегающей деятельности младших школьников / Е.Г.
Новолодская // Начальная школа плюс до и после.-2013.-№8.-С.23-29.
- Нормативные правовые основы организации отдыха, оздоровления и занятости
детей и молодежи Нижегородской области: сборник документов / Мин-во образования
Нижегородской области; под ред. Е.Л. Родионовой.- Н.Новгород:
Издательство Нижегородский институт развития образования,2011.
- Образовательная программа "Здоровое поколение"
физкультурно-оздоровительной работы лицея
// Здоровьесберегающее образование.-2012.-№6.-С.88-102.
- Образовательная программа "Здоровье" (формирование основ
культуры здоровья у младших школьников)
// Здоровьесберегающее образование.-2012.-№6.-С.68-75.
- Образовательная программа "Мое здоровье"// Биб-ка
журнала "Методист".-2011.-№3.-С.10-18.
- Образовательная программа "Траектория здорового роста или Истории о
радости, свободе и гармонии"
// Здоровьесберегающее образование.-2012.-№7.-С.102-109.
- Орленок, И.Н. Неделя психологии как фактор сохранения
психологического здоровья школьников и педагогов / И.Н. Орленок // Управление качеством
образования.-2013.-№1.-С.92-95.
- Осипов, А.Н. Влияние теоретических уроков физической
культуры на отношение учащихся 5-11 классов к собственному здоровью / А.Н.
Осипов, А.А. Подлубная // Учим и учимся: библ-ка ж. "Методист"
.-2012.-№3.-С.29-34.
- Оськина, Н.Г. Профилактика интернет-зависимости у
младших школьников : новая модель / Н.Г. Оськина // Начальная школа плюс до и
после.-2012.-№7.-С.17-20.
- Панкова, Н.Б. Методологические подходы к оценке
здоровьесберегающего потенциала образовательных стандартов нового поколения / Н.Б.
Панкова, М.Ю. Карганов // Здоровьесберегающее образование.-2012.-№1.-С.87-92.
- Примерная программа формирования культуры
здорового и безопасного образа жизни обучающихся
// Деятельность образовательного учреждения по формированию культуры здорового
образа жизни учащихся начальной школы: Биб-ка ж.
"Методист.-2011.-№3.-С.4-10.
- Прохорова,
О.А. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения в
работе с одаренными учащимися / О.А. Прохорова, В.В. Викоренко // Одаренный
ребенок.-2012.-№4.-С.28-32.
- Рапопорт, И.К. Профилактика нарушений зрения у
школьников / И.К. Рапопорт, А.П. Цамерян // Справочник руководителя
образовательного учреждения.-2012.-№4.-С.65-71.
- Решетников, В.А. Современная информационная среда,
информационно-коммуникационные технологии и здоровье учащихся / В.А. Решетников
// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2011.-№4.-С.34-38.
- Сапрыкина, Т.А. Использование здоровьесберегающих
аспектов в образовательной деятельности учреждения дополнительного образования
детей / Т.А. Сапрыкина, И.В. Якунина // Методист.-2012.-№7.-С.47-48.
- Севернюк, Н.В. Здоровьесберегающая деятельность субъектов
образовательного процесса / Н.В. Севернюк // Начальное
образование.-2013.-№2.-С.10-12.
- Семакова, Н.В. Информатика и здоровье / Н.В. Семакова //
Информатика и образование.-2011.-№1.-С.49-53.
- Сетевой
региональный образовательный проект "Нижегородская школа - территория
здоровья": информационный бюллетень. Вып. 1./ сост. и науч. ред. О.С.
Гладышева.- Н.Новгород: Издательство Нижегородский институт развития
образования,2011.
- Сетевой региональный образовательный проект
"Нижегородская школа - территория здоровья": информационный
бюллетень. Вып. 2. / сост. и науч. ред. О.С. Гладышева.- Н.Новгород:
Изд-во НИРО, 2012.
- Сивоконь, Е.Е. Использование
здоровьесберегающих технологий и интерактивного обучения для минимизации рисков
информатизации образования / Е.Е. Сивоконь // Информатика и
образование.-2012.-№10.-С.20-22.
- Смирнов, Н.К. Современная
школа и здоровье учащихся / Н.К. Смирнов // ОБЖ. Основы безопасности
жизни.-2012.-№1.-С.42-47; №4.-С.38-48; №6. – С.41-44.
- Социальное
партнерство школы и семьи как условие сохранения и укрепления здоровья детей:
инновационные подходы: пособие для педагогов. Ч. 1 / науч. рук. и отв. ред.
О.С. Гладышева; сост. О.С. Гладышева, В.А. Малинин; ГБОУ ДПО НИРО; МАОУ СОШ №
187 с углубл. изуч. отд. предметов.- Н.Новгород: Издательство НИРО,2012.
- Социальное партнерство школы и семьи как условие сохранения и укрепления
здоровья детей: формы и методы работы: пособие для педагогов. В 2 ч. Ч. 2 /
науч. рук. и отв. ред. О.С. Гладышева, В.А. Малинин; ГБОУ ДПО НИРО.- Н.Новгород: Издательство НИРО,2012.
- Степанов, С. От
здоровьесберегающего образования к здоровьесозидающему / С.Степанов, Е. Кремер //
Образовательная политика.-2011.-№1.-С.88-91.
- Тараканова, В.В. Здоровье
современных подростков в условиях ухудшения экологической обстановки / В.В.
Тараканова // Эксперимент и инновации в школе.-2011.-№6.-С.25-28.
- Тихомирова, Т.С. Современные
подходы к сохранению и укреплению здоровья школьников / Т.С. Тихомирова //
Стандарты и мониторинг в образовании.-2013.-№1.-С.41-46.
- Тищенко, Г.А. "Пропаганда
здорового образа жизни": программа для учащихся 7-11-х классов / Г.А.
Тищенко // Классный руководитель.-2011.-№1.-С.84-87.
- Трухачёва, А.А. Проблемы
создания здоровьесберегающей территории в образовательном учреждении / А.А.
Трухачёва // Управление качеством образования.-2013.-№2.-С.91-94.
- Уроки здоровья и ОБЖ: методические рекомендации для учителя к
интегрированному курсу: седьмой год обучения / Мин-во образования Нижегор.обл.;ГОУ
ДПО "НИРО";[авт.-разработч.: О.С.Гладышева, М.В. Шуклина].- Н.Новгород: Издательство Нижегородский институт
развития образования,2011.
- Уроки
здоровья и ОБЖ: методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу:
седьмой год обучения / Мин-во образов. Нижегор. обл., ГБОУ ДПО НИРО; [авт.-разработ.
О.С. Гладышева, М.В. Шуклина].- Н.Новгород: Издательство НИРО,2011.
- Фадеева, Т.В. Разработка
модели социализации подростков с целью формирования нравственных ценностей и
здорового образа жизни / Т.В. Фадеева // Воспитание в школе.-2013.-№4.-С.42-43.
- Фёдоров, А.И. Портфолио
здоровья как инструмент здоровьесберегающего сопровождения
воспитательно-образовательного процесса / А.И. Фёдоров, Э.В. Працун, О.Б.
Лысых, Н.П. Кривошеина, А.Ю. Павлова, Н.Г. Горн // Здоровьесберегающее
образование.-2011.-№7-8.-С.59-62.
- Фурсенко, А.А. Об
утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников / А.А. Фурсенко // ОБЖ. Основы безопасности жизни.-2011.-№4.-С.60-63.
- Харисов,
Ф.Ф. Вопросы здоровья в системе общего образования:
проблемы отрасли и законодательства / Ф.Ф. Харисов // Здоровьесберегающее
образование.-2013.-№5.-С.4-13.
- Харисов, Ф.Ф. Научно-методическое
обеспечение формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в
системе образования / Ф.Ф. Харисов // Здоровьесберегающее
образование.-2012.-№7.-С.4-9.
- Харисов, Ф.Ф. Новые
технологии в оздоровлении школьников / Ф.Ф. Харисов // Здоровьесберегающее
образование.-2013.-№3.-С.4-7.
- Харисов, Ф.Ф. Компетентность
учителя - важнейший фактор развития здоровьесберегающего образования / Ф.Ф.
Харисов // Здоровьесберегающее образование.-2012.-№1.-С.4-5.
- Харисов, Ф.Ф. Теоретические
основы и условия обучения управлению индивидуальным здоровьем обучающихся на
основе развития здоровьеформирующей деятельности образовательных организаций / Ф.Ф. Харисов // Здоровьесберегающее
образование.-2013.-№1.-С.27-30.
- Харисов, Ф.Ф. Формирование,
сохранение и укрепление здоровья у обучающихся, создание здоровьесберегающей и
безопасной образовательной среды / Ф.Ф. Харисов // Здоровьесберегающее
образование.-2013.-№6.-С.4-5.
- Харисов, Ф.Ф. Образовательная
среда: проблемы формирования культуры здоровья / Ф.Ф. Харисов //
Здоровьесберегающее образование.-2013.-№1.-С.4-7.
- Чекмарева, Т.К. Внутришкольное
управление формированием мотивации здорового образа жизни школьников / Т.К. Чемарева, Е.Б. Черникова //
Педагогическое образование и наука.-2012.-№10.-С.20-27.
- Чупина, Н.И. Авторская
программа "Здоровье" / Н.И. Чупина // Здоровьесберегающее
образование.-2012.-№4.-С.50-53.
- Шевченко, Н.Н. Комплексное
организационно-педагогическое сопровождение формирования здоровьесберегающей
среды школы / Н.Н. Шевченко // Здоровьесберегающее
образование.-2013.-№5.-С.57-60.
- Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг
развития и эффективность / [В.Р.Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт и др.]; под
ред. В.Р. Кучмы. - М.: Просвещение,2012.
- Шустов, Е.Б. Здоровье
школьников: поиск успешных путей / Е.Б.
Шустов // Здоровьесберегающее образование.-2013.-№1.-С.31-37.
- Якунчев, М.А. Сущность понятий
"Здоровье" и "Здоровый образ жизни" в контексте
культурологического подхода к образованию / М.А. Якунчев, С.П. Голышенков //
Здоровьесберегающее образование.-2013.-№2.-С.21-28.
- Ячменникова, Т.С. Здоровьесберегающие
технологии в начальной школе в условиях личностно ориентированного обучения /
Т.С. Ячменникова // Эксперимент и инновации в школе.-2012.-№1.-С.34-40.
- Яшина, Г.А. От
здоровьезатратных педагогических технологий - к здоровьесберегающим / Г.А.
Яшина, А.С. Сиденко // Муниципальное образование: инновации и
эксперимент.-2012.-№6.-С.21-24.
Составитель:
библиограф библиотеки ГБОУ ДПО НИРО
Шадрина
Е.В.
[1] Сухомлинский, В.А. Сердце
отдаю детям.- Киев,1969. – С. 87.
[2] Педагогический энциклопедический
словарь/ гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редколл.М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С.
Глебов и др. – М.: Большая Российская энциклопедия,2003.-С.95.