Нижегородский институт развития образования

Подразделения

Растим здоровое поколение

    Одной из главных задач современной школы является воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни, организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенка. Теоретические подходы к решению проблем здоровья учащихся подробно изложены в  трудах  отечественных педагогов:  В.Г. Белинского, П.Ф. Каптерева,  П.Ф. Лесгафта, Д.И. Писарева, К.Д. Ушинского, Р.Вирхова, В.А. Сухомлинского. Последний писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»[1].

       Современные направления государственной политики в сфере здоровья нашли свое отражение в новых Федеральных государственных образовательных стандартах, о чем подробно рассказывается, например,  в статье М.Л. Звездиной [45], где в качестве главной цели образования  называется  формирование культуры здорового образа жизни.  Расширился и наполнился новыми смыслами понятийно-терминологический аппарат в области здоровья.

      «Здоровье детей – состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием к.-л. болезненных изменений. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние телесного, душевного и социального благополучия», - читаем в Педагогическом энциклопедическом словаре[2].

   Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» в контексте культурологического подхода к образованию исследуют в своей статье д.п.н. М.А. Якунчев и к.м.н. С.П. Голышенков, считая их основой для создания системы формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни у разных категорий обучающихся [128].

   Свою лепту в определение современных понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» и др. в связи с процессом интеграции содержания школьного экологического и здоровьесберегающего образования внесла док. биол. наук, профессор Института содержания и методов обучения РАО Е.Н. Дзятковская [39].   

   В рамках фундаментальных исследований РАО определены задачи и перспективы развития содержания образования в вопросах здоровья на основе повышения научной грамотности обучающихся как реализации требований ФГОС в целях сохранения здоровья нации – основы социально-экономического развития России [8].

     О современных подходах к сохранению и укреплению здоровья школьников пишет в своей статье и вед н.с. РЭУ им. Г.В. Плеханова, канд. пед. наук Т.С. Тихомирова [108].

     Предлагаемый вниманию читателей библиографический материал за 2011-2013 гг. содержит информацию о публикациях, посвященных сохранению и укреплению здоровья школьников как актуальному направлению развития содержания современного образования и воспитания.

Составитель: библиограф библиотеки ГБОУ ДПО НИРО

Шадрина Е.В.



[1] Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям.- Киев,1969. – С. 87.

[2] Педагогический энциклопедический словарь/ гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редколл.М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебов и др. – М.: Большая Российская энциклопедия,2003.-С.95.

Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit

Копировать | Печать | Закрыть