Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная траектория
Информационно-библиографический материал
В документах, посвященных модернизации российского
образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с
получения знаний и реализации
абстрактных воспитательных задач - к формированию
универсальных способностей личности, основанных на новых социальных
потребностях и ценностях.
Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса,
что вполне осуществимо при обучении школьников по индивидуальным
образовательным маршрутам. Индивидуальный
образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая
дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции
субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при
осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и
самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева
и др.) )[i]
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными
потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень
готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания
образования.
Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория»
(Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С.
Якиманская и др.),[ii] обладающее более широким значением и предполагающее
несколько направлений реализации: содержательный
(вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие
индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный
аспект).
Таким образом, индивидуальная
образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент),
а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного
процесса). Более подробно с толкованием понятий
«индивидуальная образовательная траектория» и «индивидуальный образовательный
маршрут» можно познакомиться, прочитав статьи предлагаемого библиографического
материала, структурированного в соответствии с темами подборок: «Об индивидуализации
обучения. Определение понятий», «Индивидуальный образовательный маршрут»,
«Индивидуальная образовательная траектория». Раздел «Индивидуальные траектории
повышения квалификации» содержит несколько статей об индивидуализации процесса
повышения квалификации учителей в современной системе дополнительного
профессионального образования педагогов.
Статьи предлагаемого библиографического материала относятся к периоду 2006-2009
гг.
Об индивидуализации обучения. Определение понятий
- Абанкина, Т.В.
Развитие сети общеобразовательных учреждений в регионах: результаты реализации
приоритетного национального проекта «Образование» в 2007-2008 гг./ Т.В.
Абанкина //Вопросы образования. - 2009. - №2. - С.5-17.
- Александрова, Е.
Еще раз об индивидуализации старшеклассников/ Е. Александрова //Воспитательная
работа в школе. - 2008. - №6. - С.27-46.
- Александрова, Е.
Индивидуализация образования: учиться для себя / Е. Александрова /Народное
образование. - 2008. - №7. - С.243-250.
- Зоткин, А.
Индивидуализированное обучение в Англии и России / А. Зоткин, Н. Муха
//Школьные технологии. - 2008. - №2. - С.42-47.
- Логинова, Ю.Н.
Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной
образовательной траектории и проблема их проектирования // Биб-ка журнала
«Методист».-2006.-№9.-С.4-7.
- Крылова, Н.Б.
Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения / Н.Б. Крылова //
Школьные технологии.-2008. - №2. - С.34-41.
- Лернер, П.С.
Субъектные поиски смысла содержания образования как новая задача педагогики
сотрудничества / П.С. Лернер //Известия Академии педагогических и социальных
наук.- М.,2008. - Вып.12.
- Селиванова, О.Г.
Теория и практика управления качеством образования старшеклассников в
личностно-ориентированном образовании / О.Г. Селиванова // Профильная школа. -
2008. - №5. - С.4-8.
Индивидуальный маршрут
- Анцупов, С.В.
Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы /
С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1.
- С.116-121.
- Артемова, Л.К.
Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути
реализации/ Л.К. Артемова //Профильная школа. - 2008. - №6. - С. 47-54.
- Башмаков, М.
Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке
составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО,
профессор Марк Башмаков]. - (Электронный ресурс). - http://zdd.1september.ru/2005/04/10.htm
- Бессолицына, Р.
Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р.
Бессолицына, А.Ходырев //Директор школы. - 2009. - №4. - С.58-63.
- Будинкова, В.С.
Индивидуальные учебные планы профильного обучения учащихся общеобразовательных
учреждений/ В.С. Будинкова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент.
- 2008. - №4. - С.63-68.
- Гавриленко, С.С.
Индивидуально-образовательный маршрут: [алгебра и начала анализа]/ С.С. Гавриленко//
Математика в школе. - 2007. - №3. - С.51-56.
- Горбачева, Г.Г.
Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогической коррекции
дошкольников с проблемами в развитии / Г.Г. Горбачева // Дошкольная педагогика.
- 2008. - №4. - С.37-38.
- Декина, Н.П.
Карта выбора индивидуального маршрута обучения / Н.П. Декина // Завуч. - 2004.
- №6. - С.46-47.
- Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебным
планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку/
К. Журавлева, Е.Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. - 2008.
- №3. - С.53-58.
- Зубарева, Е. Обучение по индивидуальным учебным планам
/ Е.Зубарева, Т. Кузнецова, О. Аникеева// Народное образование. - 2006. - №5. -
С.91-98.
- Зубарева, Е. Школьное расписание…для каждого ученика /
Е. Зубарева //Народное образование. - 2009. - №4. - С.205-208.
- Князева, Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут
ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших
школьников с ЗПР/ Т.Н. Князева // Коррекционная педагогика. - 2005. -№1. -
С.62-66.
- Маничкина, З.И. Индивидуальные познавательные маршруты
как способ развития личности ребенка в условиях УДОД / З.И. Маничкина, Н.П.
Садомова //Дополнительное образование и воспитание. - 2006. -№11. - С.23-27.
- Макотрова, Г.В. Индивидуальная программа развития
старшеклассников в условиях профильного обучения / Г.В. Макотрова //Школьные
технологии. - 2008. - №6. - С.104-108.
- Макотрова, Г.В. Индивидуальные образовательные
программы при углубленном изучении химии / Г.В. Макотрова // Химия в школе. -
2008. - №1. - С.13-18.
- Проворова, А.В. Индивидуальные образовательные маршруты
в основе личностной ориентации учащихся в условиях межшкольного учебного
комбината/ под ред. Н.Н. Суптаевой : [Электронный ресурс].- http://lib.hersen.spb.ru
- Рейндольф, Т.А. Построение предметного образовательного
маршрута ученика на основе индивидуально-ориентированных средств обучения/ Т.А.
Рейндольф //Директор сельской школы. - 2007. - №3. - С.35-39.
- Рыжкова, И. Роль тьютора в составлении индивидуальной
образовательной программы учащегося / И. Рыжкова // Справочник руководителя ОУ.
- 2009. - №1. - С.58-61.
- Сергеева, Н.Н. Индивидуальный образовательный маршрут
ученика в рамках профильного обучения / Н.Н. Сергеева//Администратор
образования. – 2009. - №2. - С.66-69.
- Харченкова, И. Индивидуально-ориентированные учебные
планы как средство для разработки индивидуально-образовательных программ / И.
Харченко//Школьное планирование. – 2006. - №1. - С.106-111.
- Целищева, Н. Инновация без кавычек: обучение по
индивидуальному плану: Творческое пространство московской сетевой
экспериментальной площадки по этой теме – 150 школ / Н.Целищева // Народное
образование. - 2009. - №4. - С.199-204.
- Цыбенов, Б.В. Рабочие материалы педагога и
обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту / Б.В. Цыбенко //Практика
административной работы в школе. - 2009. - №4. - С.48-52.
- Шапошникова, Т.В. Реализация лингвистического профиля
обучения в форме индивидуального учебного плана / Т.В.Шапошникова, Л.А. Байдурова //Управление качеством образования.
- 2007. - №4. - С.82-90.
- Ярулов, А.А. Организация выполнения индивидуально-ориентированных
учебных планов / А.А. Ярулов // Школьные технологии. - 2004. - №3. - С.86-108.
- Ярулов, А.А. Индивидуально-ориентированный учебный
план / А.А. Ярулов//Школьные технологии. - 2004. - №6. - С.136-154.
Индивидуальная траектория обучения
- Глушенкова, А.В.
Диагностика учебных умений и навыков (из опыта работы школы по формированию
индивидуальной траектории воспитания и развития старшеклассников) / А.В.
Глушенкова // Директор школы. - 2008. - №4. - С.73-77.
- Гормин, А. Модели
индивидуальных траекторий обучения / А. Гормин //Директор школы. - 2007. - №1. -
С.69-74.
- Евстифеева, О. На
пути к школе индивидуального образования / О. Евстифеева // Директор школы. - 2004.
- №4. - С.60-63.
- Индивидуальная
образовательная траектория ученика //Начальная школа плюс до после. - 2007. - №12.
- Мелешко, В.
Организация индивидуального обучения детей с особенностями в развитии /
В.Мелешко // Социальная педагогика. - 2004. - №3. - С.86-87.
- Селиванова, О.Г.
Развитие субъектности педагогов и школьников в условиях профильного обучения: [внутришк.
модель, разраб. и апроб. в гимназии №2 г. Кирово-Чепецка Кировск. обл.]/ О.Г.Селиванова
// Профильная школа. - 2008. - №2. - С.8-13.
- Строкова, Т.
Индивидуальные стратегии обучения: проектирование и реализация //Директор
школы. - 2006. - №1. - С.42-47.
- Тоболкин, А.А.
Индивидуальный образовательный проект «Математическая биржа»/ А.А. Тоболкин //Одаренный
ребенок. - 2009. -№3. - С.60-64.
- Туринова, Н.П.
Алгоритм построения личностной траектории обучения / Н.П. Туринова //Образование
в современной школе. - 2006. -№4. - С.48-54.
- Турчанинова, Ю. Индивидуальная образовательная
траектория по-техасски / Ю.Турчанинова //Директор школы. - 2005. - №8. - С.55-59.
Индивидуальные траектории повышения
квалификации
- Квашнин, Е.Г.
Формирование у педагогов компетентности в сфере информационно-коммуникационных
технологий на основе построения индивидуальной образовательной траектории /
Е.Г. Квашнин //Стандарты и мониторинг в
образовании. - 2009. - №2. - С.8-11.
- Лежнина, Л.В.
Индивидуальный образовательный маршрут как инновация в профессиональной
подготовке педагогов-психологов/ Л.В. Лежнина // Стандарты и мониторинг в
образовании. - 2009. - №2. - С.21-25.
- Рыхлова, Н.Н.
Конкурентоспособная методическая служба – конкурентоспособная Россия / Н.Н.
Рыхлова: [работа методической службы по индивидуальному запросу педагога]
//Методист. - 2007. -№7. - С.17-21.
- Саитбаева, Э.Р.
Возможности системы дополнительного образования в формировании профессиональной
готовности педагога к реализации профильного обучения / Э.Р. Саитбаева, Ю.В.
Воронина // Профильная школа. - 2008. - №6. -
С.54-60.
- Тутовская, Е.А.
Стажировка как проектирование индивидуальной траектории развития учителя
технологии: [в системе повышения квалификации учителя технологии школы
Ханты-Манс. авт. окр.] / Е.А. Тутовская // Педагогическое образование и наука. -
2008. - №3. - С.56-61.
Составитель: библиограф
библиотеки ГОУ ДПО НИРО
Шадрина Е.В.
|