Нижегородский институт развития образования

Подразделения

Дополнительное образование детей

Дополнительное образование детей

      

 

 Дополнительное образование детей (внешкольная работа)  - составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодежи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнитель­ных образовательных программ[1].

   Важно отличать дополнительное образование детей от внеурочной деятельности, концепция которой разработана в процессе создания новых ФГОС.  Внеурочная деятельность имеет в основе своей задачи воспитания, а в узком смысле – мотивационно-ценностный аспект вхождения ученика в сферу социальных отношений: приобретение школьником социального знания; получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества; получение опыта самостоятельного общественного действия.[2]

      Дополнительное образование детей предполагает включение ребёнка в те или иные виды предметной деятельно­сти для развития мотивации к познанию и творчеству.

    Основные положения, оценивающие состояние и динамику развития системы дополнительно образования детей в настоящее время, изложены в сборнике, посвященном 95-летию государственной системы дополнительного (вне­школьного) образования России [17]. Здесь же представлены наиболее значимые статьи из Федерального закона «Об образовании РФ», которые раскрывают основные понятия или связаны с регулированием деятельности учреждений дополнительного образования детей, а также действующие нормативные акты системы дополнительного образова­ния. Также важно обратить внимание на публикацию Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утвержде­нии порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразователь­ным программам» [44].

   В целом предлагаемый библиографический материал содержит информацию об изданиях 2012-2014 гг. и будет ин­тересен педагогам общеобразовательной школы,  педагогам дополнительного образования детей, социальным педа­гогам и администраторам образования.

 

   

  1. Акифьева, Н.Н. Образовательная программа "Военно-прикладное многоборье" /Н.Н. Акифьева, М.С. Королева, А.В. Кириченко, М.С. Степанова, А.Н. Кретов // Дополнительные образовательные программы.-2012.-№2.-С.1-17.
  2. Артемова, И.Ю. Программа дополнительного образования для круглогодичных школ интеллектуального роста "Пу­тешествие по англоговорящим странам" как способ выявления одаренности у учащихся / И.Ю. Артемова, О.Е. Сергеева, Е.В. Муковникова // Одаренный ребенок.-2012.-№5.-С.100-104.
  3. Белоглазова, А.П.  Социальное партнерство - одно из направлений развития учреждения ДО / А.П. Белоглазова // До­полнительное образование и воспитание.-2012.-№3.-С.15-18.
  4. Белявская, И.Б. Формирование этнокультурной компетентности педагогов в условиях интеграции дополнитель­ного и общего образования / И.Б. Белявская // Методист.-2013.-№6.-С.38-42.
  5. Боровик, В.Г.  Как взаимодействуют образовательные учреждения общего и дополнительного образования / В.Г. Бо­ровик // Народное образование (электронная версия). - 2012.-№5.-С.90-93.
  6. Бородий, Л.Н. Образовательная программа дополнительного образования детей "Стильные штучки" (конструирова­ние и моделирование из разнообразного материала) /Л.Н. Бородий  // Дополнительные образова­тельные программы.-2013.-№1.-С.58-87.
  7. Буровкина, Л.А. Организация декоративно-прикладной деятельности учащихся в учреждениях дополнительного об­разования / Л.А. Буровкина // Изобразительное искусство в школе.-2013.-№1.-С.14-18.
  8. Василевская, Е.В.  Образовательный холдинг в дополнительном образовании детей / Е.В. Василевская // Журнал ру­ководителя управления образованием.-2013.-№2.-С.18-22.
  9. Васильева, Т.П. Инновационная деятельность центра дополнительного образования детей по внедрению ФГОС НОО в статусе муниципального ресурсного центра / Т.П. Васильева // Методист.-2012.-№8.-.С.22-28.
  10. Вельская, Е.В.  Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через систему дополнительного об­разования / Е.В. Вельская // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2012.-№1.-С.63-65.
  11. Вихорева, О.А.  Компетентностно-ориентированная исследовательская подготовка в условиях дополнительного обра­зования / О.А. Вихорева // Одаренный ребенок.-2013.-№6.-С.17-22.
  12. Глазкова, З.Ю.  Взаимодействие учреждений дополнительного образования детей с общебразовательными учрежде­ниями в социальном проектировании / З.Ю. Глазкова // Воспитание школьников.-2012.-№10.-С.42-44.
  13. Голованов, В.П.  Гражданско-нравственные аспекты дополнительного образования детей / В.П. Голованов // Образо­вание в современной школе.-2012.-№4.-С.23-26.
  14. Голованов, В.П.  Развитие педагогики дополнительного астрокосмического образования детей и молодежи: опыт, проблемы и тенденции / В.П. Голованов // Воспитание школьников.-2013.-№3.-С.44-57.
  15. Голышкова, Ю.А. Учим английский, играя в театр / Ю.А. Голышкова, Е.Н. Секова  // Дополнительные образователь­ные программы.-2013.-№5.
  16. Дёмина, Г.И. Решение вопросов преемственности учреждениями дополнительного образования детей / Г.И. Дё­мина // Методист.-2012.-№7.-С.49-52.
  17. Дополнительное образование детей: состояние и перспективы развития // Биб-ка журнала "Вестник образования Рос­сии". -2013.-№3.
  18. Дудина, Е.В. Деловая игра как метод обучения в объединении туристско-краеведческого направления / Е.В. Ду­дина, А.С. Сердюк, Е.А. Юхина // Дополнительное образование и воспитание.-2012.-№6.-С.41-47.
  19. Дулесова, Н.А. Дополнительная образовательная программа "Универсальный код безопасности"/ Н.А. Дулесова, Н.А. Сидорина, М.В. Устинов // Дополнительные образовательные программы.-2013.-№2.
  20. Дурнева, Е.Н.  Образовательная программа дополнительного образования детей "Фольклорный ансамбль" / Е.Н. Дур­нева // Дополнительные образовательные программы.-2013.-№4.-С.65-79.
  21. Зарецкая, И.И.   Интеграция основного и дополнительного образования как одно из условий преодоления барье­ров социализации личности / И.И. Зарецкая // Методист.-2013.-№6.-С.4-6.
  22. Зенов, С.С.  Использование оценочных показателей при переводе учащихся с одного уровня обучения на другой в организациях дополнительного образования детей / С.С. Зенов, Г.Н. Миненко, Н.В. Стрижова // Методист.-2013.-№9.-С.24-26.
  23. Зенов, С.С.  Разработка системы контроля технического творчества в учреждениях дополнительного образования детей / С.С. Зенов, Г.Н. Миненко // Методист.-2013.-№2.-С.28-32.
  24. Иванов, В.А.  Клуб путешествий и приключений / В.А. Иванов // Дополнительные образовательные программы.-2012.-№2.-С.17-25.
  25. Ивченко, И.Н. Современный подход к построению воспитательной работы в системе дополнительного образова­ния / М.Н. Ивченко // Методист. – 2014.-№1.-С.31-33.
  26. Исаева, С.А.  Профессиональное развитие педагогов дополнительного образования в системе повышения квалифика­ции: история и современность / С.А. Исаева, А.В. Зырянов // Стандарты и мониторинг в образовании.-2012.- №6.-С.36-39.
  27. Исенко, С.П. Модель включения в содержание дополнительного образования детей инвариантного компонента / С.П. Исенко // Дополнительное образование и воспитание.-2012.-№1.-С.3-5.
  28. Каганов, В. Ш.  Вне рамок школьного стандарта / В.Ш. Каганов // Журнал руководителя управления образова­нием.-2013.-№8.- С.4-7.
  29. Карасева, Е.В.  Комплексная образовательная программа дополнительного образования детей "Купавушка" (ан­самбль народной песни) / Е.В. Карасева, Е.Е. Деркач, О.Н. Цыганова // Дополнительные образовательные про­граммы. - 2012.-№6.
  30. Каргина, З.А.   Школьный учитель в системе дополнительного образования: возможности и проблемы / З.А. Кар­гина // Воспитание школьников.-2013.-№1.-С.24-28.
  31. Каргина, З.А.  Дополнительное образование детей и организационная модель школы / З.А. Каргина // Народное обра­зование (электронная версия). - 2012.-№2.-С.126-130.
  32. Клёнова, Н.В. Образовательный холдинг дополнительного образования детей: методические рекомендации / Н.В. Клёнова , Е.В. Василевская // Методист.-2012.-№10.-С.36-41.
  33. Кожурина, Л. Дополнительное образование выходит из тени / Д. Кожурина // Первое сентября.-2012.-№6.-С.17-18.
  34. Коновалов, А.В.  Эффективность финансирования допобразования детей. Как сделать систему адаптивной и самоор­ганизующейся? / А.В. Коновалов // Журнал руководителя управления образованием.-2014.-№1.-С.24-29.
  35. Костенникова, О.В. Организация внеурочной деятельности в рамках ведения ФГОС как инструмент интеграции до­полнительного и общего образования / О.В. Костенникова // Воспитание школьников.-2012.-№7.-С.42-45.
  36. Красильников, И.М.  Электронное музыкальное творчество как вид учебно-художественной деятельности / И.М. Кра­сильников // Педагогика.-2013.-№1.-С.38-48.
  37. Крупа, Т.В.  Дополнительное образование в области информатики от лидера ИТ- индустрии / Т.В. Крупа, Т.Н. Куроч­кина, И.В.Кузора // Информатика и образование.-2012.-№8.-С.34-36.
  38. Кузьмина, М.В.  Реализация возможностей медиаобразования в условиях информатизации дополнительного образо­вания детей / М.В. Кузьмина // Информатика и образование.-2012.-№3.-С.25-27.
  39. Куприянов, Б.В.   Образовательные траектории в дополнительном образовании детей / Б.В. Куприянов, Л.А. Петер­сон // Педагогическая диагностика.-2013.-№5.-С.115-124.
  40. Куприянов, Б.В.  Дополнительное образование и внеурочная деятельность: проблемы взаимодействия и интегра­ции / Б.В. Куприянов // Воспитание школьников.-2012.-.№6.-С.3-7.
  41. Куприянов, Б.В.  Меры защиты учреждений дополнительного образования детей / Б.В. Куприянов // Воспитание школьников.-2012.-№7.-С.11-18.
  42. Куприянов. Б.В.  "Две большие разницы" (Дополнительное образование и внеурочная деятельность) // Начальная школа плюс до и после.-2012.-№11.-С.68-71.
  43. Лапин, И.Г.  "Мото": Программа дополнительного образования детей / И.Г. Лапин // Дополнительные образователь­ные программы. - 2012.-№5.-С.46-78.
  44. Ливанов, Д. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнитель­ным общеобразовательным программам: Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 / Д. Ливанов //Вестник образования.-2014.-№3.-С.55-65.
  45. Лобастова, В.Ю.  Использование информационно-коммуникационных технологий в психологическом сопровожде­нии дополнительного образования детей / В.Ю. Лобастова // Методист.-2012.-№2.-С.32-35.
  46. Логинова, Л.Г.  Школа и учреждения дополнительного образования в контексте ФГОС нового поколения / Л.Г. Ло­гинова // Воспитание школьников.-2012.-№5.-С.3-12.
  47. Логинова, Л.Г. Место и роль ресурсного подхода к совершенствованию конкурентных преимуществ организаций до­полнительного образования детей / Л.Г. Логинова // Методист.-2013.-№1.-С.23-27.
  48. Лойко, И.А.  Влияние инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования детей на повыше­ние качества образовательного процесса / И.А. Лойко, Л.С. Петросян, И.А. Куренёва // Методист.-2013.-№8.-С.32-36.
  49. Митрофанова, О.С. О взаимодействии МБОУ ДОД "ЦДТ г. Горно-Алтайска" с общеобразовательными учрежде­ниями по реализации внеурочной деятельности / О.С. Митрофанова // Методист.-2013.-№10.-С.38-43.
  50. Михеева, Л.Н.  Школьный учебный театр: к вопросу взаимодействия и преемственности базового т дополнитель­ного образования / Л.Н. Михеева // Педагогическое образование и наука.-2013.-№1.-С.11-16.
  51. Мониторинг качества образования обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей: методиче­ские рекомендации / авт.-сост. П.В. Осипов и др.; под ред. А.В. Щербакова. - М.: Издательство АПК и ППРО,2012.
  52. Моргун, Д.В.  Дополнительное образование детей - важная составляющая общего экологического образования / Д.В. Моргун // Экологическое образование.-2012.-№4.-С.21-26.
  53. Морозова, Т.Б.  Совершенствование профессионального мастерства социального педагога-исследователя в сис­теме дополнительного образования / Т.Б. Морозова // Педагогическое образование и наука.-2012.-№2.-С.48-54.
  54. Нагайченко, Н.Н. Инновационная программа дополнительного образования "Успех", ориентированная на достиже­ние метапредметных результатов / Н.Н. Нагайченко // Инновационные проекты и программы в образова­нии.- 2012.- №2.-С.51-54.
  55. Назаренко, О.П. Программа дополнительного образования детей "Искусство фотографии" / О.П. Назаренко, Г.В. Клепиковская // Дополнительные образовательные программы.- 2012.-№5.-С.1-45.
  56. Науянис, Э.З. Образовательная программа дополнительного образования детей "Старт" / Э.З. Науякис // Дополни­тельные образовательные программы.-2013.-№1.-С.2-57.
  57. Нечай, Г.С.  Студия дизайна / Г.С. Нечай // Дополнительное образование и воспитание.- 2012.- №5.- С.15-18.
  58. Низова, С.В. Одаренный ребенок в дополнительном образовании - путь от элементарного к элитарному / С.В. Ни­зова // Одаренный ребенок.-2012.-№2.-С.77-83.
  59. Осипова, Е.С.  Социальная практика подростков через реализацию программы дополнительного образования де­тей "Журналистика" / Е.С. Осипова // Дополнительное образование и воспитание.-2012.-№3.-С.13-18.
  60. Парфенюк, Г.В.  Программа дополнительного образования детей "Изучаем родной край" для обучающихся 1-4 клас­сов / Г.В. Парфенюк // Методист.-2012.-№1.-С.31-33.
  61. Погребняк, С.Ф.  Будь готов! / С.Ф. Погребняк // Дополнительные образовательные программы.-2012.-№2.-С.41-73.
  62. Положение о Всероссийском открытом конкурсе авторских программ учебно-методических материалов и виртуаль­ных ресурсов по патриотическому воспитанию детей и подростков "Я - гражданин России!" // Дополни­тельные образовательные программы.- 2012. - №2.- С.76-80.
  63. Поль, Д.В. Культурологический подход в профилизации обучения учащихся в условиях взаимодействия основ­ного и дополнительного образования / Д.В. Поль, Т.А. Касимова // Педагогическое образование и наука.-2012.-№1.-С.18-22.
  64. Пономарева, Л.В.  Воспитание культуры подростков в условиях учреждения дополнительного образования / Л.В. По­номарева // Воспитание школьников.-2013.-№1.-С.51-53.
  65. Пономарева, О.П.   Использование информационно-коммуникационных технологий в управлении отделом учрежде­ния дополнительного образования детей / О.П. Пономарева // Управление качеством образования.-2013.-№7.-С.53-59.
  66. Привалова, Е.А.  Приемы формирования профессиональной компетентности педагогов дополнительного образова­ния / Е.А. Привалова // Методист.-2013.-№10.-С.44-47.
  67. Программы деятельности детских летних лагерей // Дополнительные образовательные программы .-2013.-№6.
  68. Ратт, Т.А.  Применение технологии портфолио в УДО как эффективной формы оценивания образовательных и про­фессиональных достижений обучающихся и педагогов / Т.А. Ратт, Н.В. Степанова, Л.А. Злыднева // Мето­дист.-2012.-№2.-С.35-41.
  69. Романова, М.В.  Учреждение дополнительного образования детей - "среда успеха" для личностного и интеллектуаль­ного развития одаренных детей / М.В. Романова, В.А. Карпунина // Методист.-2012.-№2.-С.28-31.
  70. Ромашкина, С.Ю.  Образовательная программа дополнительного образования детей "Птица счастья" / С.Ю. Ромаш­кина // Дополнительные образовательные программы.-2013.-№4.-С.35-64.
  71. Сапрыкина, Т.А.  Использование здоровьесберегащих аспектов в образовательной деятельности учреждения допол­нительного образования детей / Т.А. Сапрыкина, И.В. Якунина // Методист.-2012.-№4.-С.39-40: №7.-С.47-48.
  72. Серякова, С.Б. Дополнительное образование детей и профессиональная подготовка педагога / С.Б. Серякова // Педа­гогическое образование и наука.-2012.-№2.-С.36-40.
  73. Синицын, А.А. Творческий подход и дополнительное образование детей / А.А. Синицын, А.М. Мещеряков // Одарен­ный ребенок.-2013.-№6.-С.135-138.
  74. Собкин, В.С.  Ученик основной школы: отношение к дополнительному образованию / В.С. Собкин, Е.А. Калашни­кова // Вопросы психологии.-2013.-№4.-С.16-26.
  75. Соусова, Л.П. Социально-педагогическое партнерство центра детского (юношеского) технического творчества и об­щеобразовательных учреждений города / Л.П. Соусова // Воспитание школьников.-2012.-№7.-С.46-48.
  76. Спиглазова, Н.И.  Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей младших школь­ников "Уроки творчества" / Н.И. Спиглазова, С.Н. Васильев // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2012.-№4.-С.49-55.
  77. Степанова, Е.В.  Сотрудничество основного и дополнительного образования по реализации ФГОС НОО. Опыт Дома детского творчества / Е.В. Степанова // Методист.-2012.-№5.-С.15-18.
  78. Трунина, Н.И. Пути повышения качества дополнительного образования / Н.И. Трунина // Управление качеством обра­зования.-2012.-№4.-С.36-39.
  79. Тулупова, О.В.  Организационно-методические аспекты работы с одаренными детьми в условиях учреждения допол­нительного образования детей / О.В. Тулупова, И.В. Ковкина // Методист.-2012.- №1.- С.10-14.
  80. Туристско-краеведческая образовательная и культурологическая деятельность в системе внешкольной работы с детьми // Дополнительные образовательные программы. - 2012.- №3.
  81. Учреждения дополнительного образования детей // Вопросы образования.-2013.-№2.-С.209-232.
  82. Филиппов, С.А.  Организация дополнительного образования одаренных детей по информационным технологиям на базе дистанционной школы / С.А. Филиппов // Информатика и образование.-2012.-№7.-С.87-89.
  83. Хиневич, Е.С.  Полилингвизм как фактор развития одаренности  детей в условиях дополнительного образования / Е.С. Хиневич // Одаренный ребенок.-2012.-№1.-С.77-82.
  84. Широкова, С.В.  Образовательная программа дополнительного образования детей "Русская песня - душа народа"
    // Дополнительные образовательные программы.-2013.-№4.-С.2-34.
  85. Шумова, П.М. Инновационный образовательный проект "Мультимедийный центр дополнительного образования де­тей" / П.М. Шумова, Ж.Д. Цуканова, И.А. Дымченко, Л.В. Семченко // Информатика и образование.-2012.-№8.-С.72-83.
  86. Щербатых, Л.Н. Учимся организовывать и проводить вечера на иностранном языке с лингвистически одарен­ными школьниками в системе дополнительного иноязычного образования / Л.Н. Щербатых // Одаренный ребе­нок.-2013.-№5.-С.146-156.
  87. Экология: сборник программ по дополнительному образованию и внеурочной деятельности. 5-11 классы / отв. ред. Е.В. Алексеева.- Н. Новгород: Издательство НИРО,2013.
  88. Ярошевская, И.Х.  Программа "Чудеса своими руками" / И.Х. Ярошевская // Методист.-2012.-№4.-С.18-22.


[1] Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редколл. ? М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова  др. – М.: Большая Российская энциклоапедия,2003.-С.76-77.

[2] Куприянов, Б.В. «Две большие разницы» (Дополнительное образование и внеурочная деятельность)//Начальная школа плюс до и после.-2012.-№11.-С.68-71.

Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit

Копировать | Печать | Закрыть