Дополнительное образование детей
Дополнительное образование детей (внешкольная работа)
- составная часть системы образования и воспитания детей, подростков,
учащейся молодежи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных
образовательных программ[1].
Важно
отличать дополнительное образование детей от внеурочной деятельности, концепция
которой разработана в процессе создания новых ФГОС. Внеурочная деятельность
имеет в основе своей задачи воспитания, а в узком смысле – мотивационно-ценностный
аспект вхождения ученика в сферу социальных отношений: приобретение школьником
социального знания; получение опыта переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям общества; получение опыта самостоятельного общественного действия.[2]
Дополнительное
образование детей предполагает включение ребёнка в те или иные виды предметной
деятельности для развития мотивации к познанию и творчеству.
Основные
положения, оценивающие состояние и динамику развития системы дополнительно
образования детей в настоящее время, изложены в сборнике, посвященном 95-летию
государственной системы дополнительного (внешкольного) образования России
[17]. Здесь же представлены наиболее значимые статьи из Федерального закона «Об
образовании РФ», которые раскрывают основные понятия или связаны с
регулированием деятельности учреждений дополнительного образования детей, а
также действующие нормативные акты системы дополнительного образования. Также
важно обратить внимание на публикацию Приказа
Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» [44].
В целом предлагаемый библиографический
материал содержит информацию об изданиях 2012-2014 гг. и будет интересен
педагогам общеобразовательной школы,
педагогам дополнительного образования детей, социальным педагогам и
администраторам образования.
- Акифьева, Н.Н. Образовательная программа
"Военно-прикладное многоборье" /Н.Н. Акифьева, М.С. Королева, А.В.
Кириченко, М.С. Степанова, А.Н. Кретов // Дополнительные образовательные
программы.-2012.-№2.-С.1-17.
- Артемова, И.Ю. Программа дополнительного образования для
круглогодичных школ интеллектуального роста "Путешествие по англоговорящим
странам" как способ выявления одаренности у учащихся / И.Ю. Артемова, О.Е.
Сергеева, Е.В. Муковникова // Одаренный ребенок.-2012.-№5.-С.100-104.
- Белоглазова, А.П. Социальное партнерство - одно из
направлений развития учреждения ДО / А.П. Белоглазова // Дополнительное
образование и воспитание.-2012.-№3.-С.15-18.
- Белявская, И.Б. Формирование этнокультурной компетентности педагогов
в условиях интеграции дополнительного и общего образования / И.Б. Белявская //
Методист.-2013.-№6.-С.38-42.
- Боровик, В.Г. Как взаимодействуют образовательные
учреждения общего и дополнительного образования / В.Г. Боровик // Народное образование
(электронная версия). - 2012.-№5.-С.90-93.
- Бородий, Л.Н. Образовательная программа дополнительного
образования детей "Стильные штучки" (конструирование и моделирование
из разнообразного материала) /Л.Н. Бородий
// Дополнительные образовательные программы.-2013.-№1.-С.58-87.
- Буровкина, Л.А. Организация декоративно-прикладной деятельности
учащихся в учреждениях дополнительного образования / Л.А. Буровкина //
Изобразительное искусство в школе.-2013.-№1.-С.14-18.
- Василевская, Е.В. Образовательный холдинг в дополнительном
образовании детей / Е.В. Василевская // Журнал руководителя управления
образованием.-2013.-№2.-С.18-22.
- Васильева, Т.П. Инновационная деятельность центра
дополнительного образования детей по внедрению ФГОС НОО в статусе муниципального
ресурсного центра / Т.П. Васильева // Методист.-2012.-№8.-.С.22-28.
- Вельская, Е.В. Развитие интеллектуального и творческого
потенциала учащихся через систему дополнительного образования / Е.В. Вельская
// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2012.-№1.-С.63-65.
- Вихорева, О.А. Компетентностно-ориентированная
исследовательская подготовка в условиях дополнительного образования / О.А.
Вихорева // Одаренный ребенок.-2013.-№6.-С.17-22.
- Глазкова, З.Ю. Взаимодействие учреждений дополнительного
образования детей с общебразовательными учреждениями в социальном проектировании
/ З.Ю. Глазкова // Воспитание школьников.-2012.-№10.-С.42-44.
- Голованов, В.П. Гражданско-нравственные аспекты
дополнительного образования детей / В.П. Голованов // Образование в
современной школе.-2012.-№4.-С.23-26.
- Голованов, В.П. Развитие педагогики дополнительного
астрокосмического образования детей и молодежи: опыт, проблемы и тенденции /
В.П. Голованов // Воспитание школьников.-2013.-№3.-С.44-57.
- Голышкова, Ю.А. Учим английский, играя в театр / Ю.А. Голышкова,
Е.Н. Секова // Дополнительные образовательные
программы.-2013.-№5.
- Дёмина, Г.И. Решение вопросов преемственности учреждениями дополнительного
образования детей / Г.И. Дёмина // Методист.-2012.-№7.-С.49-52.
- Дополнительное
образование детей: состояние и перспективы развития // Биб-ка
журнала "Вестник образования России". -2013.-№3.
- Дудина, Е.В. Деловая игра как метод обучения в объединении
туристско-краеведческого направления / Е.В. Дудина, А.С. Сердюк, Е.А. Юхина //
Дополнительное образование и воспитание.-2012.-№6.-С.41-47.
- Дулесова, Н.А. Дополнительная образовательная программа
"Универсальный код безопасности"/ Н.А. Дулесова, Н.А. Сидорина, М.В.
Устинов // Дополнительные образовательные программы.-2013.-№2.
- Дурнева, Е.Н. Образовательная программа дополнительного
образования детей "Фольклорный ансамбль" / Е.Н. Дурнева //
Дополнительные образовательные программы.-2013.-№4.-С.65-79.
- Зарецкая, И.И. Интеграция основного и дополнительного
образования как одно из условий преодоления барьеров социализации личности /
И.И. Зарецкая // Методист.-2013.-№6.-С.4-6.
- Зенов, С.С. Использование оценочных показателей при
переводе учащихся с одного уровня обучения на другой в организациях дополнительного
образования детей / С.С. Зенов, Г.Н. Миненко, Н.В. Стрижова //
Методист.-2013.-№9.-С.24-26.
- Зенов, С.С. Разработка системы контроля технического
творчества в учреждениях дополнительного образования детей / С.С. Зенов, Г.Н.
Миненко // Методист.-2013.-№2.-С.28-32.
- Иванов, В.А. Клуб путешествий и приключений / В.А.
Иванов // Дополнительные образовательные программы.-2012.-№2.-С.17-25.
- Ивченко, И.Н. Современный подход к построению
воспитательной работы в системе дополнительного образования / М.Н. Ивченко //
Методист. – 2014.-№1.-С.31-33.
- Исаева, С.А. Профессиональное развитие педагогов
дополнительного образования в системе повышения квалификации: история и современность
/ С.А. Исаева, А.В. Зырянов // Стандарты и мониторинг в образовании.-2012.-
№6.-С.36-39.
- Исенко, С.П. Модель включения в содержание дополнительного
образования детей инвариантного компонента / С.П. Исенко // Дополнительное
образование и воспитание.-2012.-№1.-С.3-5.
- Каганов, В. Ш. Вне рамок школьного стандарта / В.Ш.
Каганов // Журнал руководителя управления образованием.-2013.-№8.- С.4-7.
- Карасева, Е.В. Комплексная образовательная программа
дополнительного образования детей "Купавушка" (ансамбль народной
песни) / Е.В. Карасева, Е.Е. Деркач, О.Н. Цыганова // Дополнительные образовательные
программы. - 2012.-№6.
- Каргина, З.А. Школьный
учитель в системе дополнительного образования: возможности и проблемы / З.А.
Каргина // Воспитание школьников.-2013.-№1.-С.24-28.
- Каргина, З.А. Дополнительное образование детей и
организационная модель школы / З.А. Каргина // Народное образование
(электронная версия). - 2012.-№2.-С.126-130.
- Клёнова, Н.В. Образовательный холдинг дополнительного
образования детей: методические рекомендации / Н.В. Клёнова , Е.В. Василевская
// Методист.-2012.-№10.-С.36-41.
- Кожурина, Л. Дополнительное образование выходит из тени / Д.
Кожурина // Первое сентября.-2012.-№6.-С.17-18.
- Коновалов, А.В. Эффективность финансирования допобразования
детей. Как сделать систему адаптивной и самоорганизующейся? / А.В. Коновалов
// Журнал руководителя управления образованием.-2014.-№1.-С.24-29.
- Костенникова, О.В. Организация внеурочной деятельности в рамках
ведения ФГОС как инструмент интеграции дополнительного и общего образования /
О.В. Костенникова // Воспитание школьников.-2012.-№7.-С.42-45.
- Красильников, И.М. Электронное музыкальное творчество как вид
учебно-художественной деятельности / И.М. Красильников // Педагогика.-2013.-№1.-С.38-48.
- Крупа, Т.В. Дополнительное образование в области
информатики от лидера ИТ- индустрии / Т.В. Крупа, Т.Н. Курочкина, И.В.Кузора
// Информатика и образование.-2012.-№8.-С.34-36.
- Кузьмина, М.В. Реализация возможностей медиаобразования в
условиях информатизации дополнительного образования детей / М.В. Кузьмина //
Информатика и образование.-2012.-№3.-С.25-27.
- Куприянов, Б.В. Образовательные траектории в
дополнительном образовании детей / Б.В. Куприянов, Л.А. Петерсон //
Педагогическая диагностика.-2013.-№5.-С.115-124.
- Куприянов, Б.В. Дополнительное образование и внеурочная
деятельность: проблемы взаимодействия и интеграции / Б.В. Куприянов //
Воспитание школьников.-2012.-.№6.-С.3-7.
- Куприянов, Б.В. Меры защиты учреждений дополнительного
образования детей / Б.В. Куприянов // Воспитание школьников.-2012.-№7.-С.11-18.
- Куприянов. Б.В. "Две большие разницы"
(Дополнительное образование и внеурочная деятельность) // Начальная школа плюс
до и после.-2012.-№11.-С.68-71.
- Лапин, И.Г. "Мото": Программа дополнительного
образования детей / И.Г. Лапин // Дополнительные образовательные программы. -
2012.-№5.-С.46-78.
- Ливанов, Д. Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам: Приказ Министерства образования и науки РФ от
29 августа 2013 г.
№ 1008 / Д. Ливанов //Вестник образования.-2014.-№3.-С.55-65.
- Лобастова, В.Ю. Использование
информационно-коммуникационных технологий в психологическом сопровождении
дополнительного образования детей / В.Ю. Лобастова //
Методист.-2012.-№2.-С.32-35.
- Логинова, Л.Г. Школа и учреждения дополнительного
образования в контексте ФГОС нового поколения / Л.Г. Логинова // Воспитание
школьников.-2012.-№5.-С.3-12.
- Логинова, Л.Г. Место и роль ресурсного подхода к
совершенствованию конкурентных преимуществ организаций дополнительного образования
детей / Л.Г. Логинова // Методист.-2013.-№1.-С.23-27.
- Лойко, И.А. Влияние инновационной деятельности в
учреждении дополнительного образования детей на повышение качества
образовательного процесса / И.А. Лойко, Л.С. Петросян, И.А. Куренёва // Методист.-2013.-№8.-С.32-36.
- Митрофанова, О.С. О взаимодействии МБОУ ДОД "ЦДТ г.
Горно-Алтайска" с общеобразовательными учреждениями по реализации внеурочной
деятельности / О.С. Митрофанова // Методист.-2013.-№10.-С.38-43.
- Михеева, Л.Н. Школьный учебный театр: к вопросу
взаимодействия и преемственности базового т дополнительного образования / Л.Н.
Михеева // Педагогическое образование и наука.-2013.-№1.-С.11-16.
- Мониторинг качества образования обучающихся в
учреждениях дополнительного образования детей: методические рекомендации /
авт.-сост. П.В. Осипов и др.; под ред. А.В. Щербакова. - М.: Издательство АПК и
ППРО,2012.
- Моргун, Д.В. Дополнительное образование детей - важная
составляющая общего экологического образования / Д.В. Моргун // Экологическое
образование.-2012.-№4.-С.21-26.
- Морозова, Т.Б. Совершенствование профессионального
мастерства социального педагога-исследователя в системе дополнительного образования
/ Т.Б. Морозова // Педагогическое образование и наука.-2012.-№2.-С.48-54.
- Нагайченко, Н.Н. Инновационная программа дополнительного
образования "Успех", ориентированная на достижение метапредметных
результатов / Н.Н. Нагайченко // Инновационные проекты и программы в образовании.-
2012.- №2.-С.51-54.
- Назаренко, О.П. Программа дополнительного образования детей
"Искусство фотографии" / О.П. Назаренко, Г.В. Клепиковская // Дополнительные
образовательные программы.- 2012.-№5.-С.1-45.
- Науянис, Э.З. Образовательная программа дополнительного
образования детей "Старт" / Э.З. Науякис // Дополнительные
образовательные программы.-2013.-№1.-С.2-57.
- Нечай, Г.С. Студия дизайна / Г.С. Нечай //
Дополнительное образование и воспитание.- 2012.- №5.- С.15-18.
- Низова, С.В. Одаренный ребенок в дополнительном образовании -
путь от элементарного к элитарному / С.В. Низова // Одаренный
ребенок.-2012.-№2.-С.77-83.
- Осипова, Е.С. Социальная практика подростков через
реализацию программы дополнительного образования детей
"Журналистика" / Е.С. Осипова // Дополнительное образование и
воспитание.-2012.-№3.-С.13-18.
- Парфенюк, Г.В. Программа дополнительного образования
детей "Изучаем родной край" для обучающихся 1-4 классов / Г.В.
Парфенюк // Методист.-2012.-№1.-С.31-33.
- Погребняк, С.Ф. Будь готов! / С.Ф. Погребняк //
Дополнительные образовательные программы.-2012.-№2.-С.41-73.
- Положение
о Всероссийском открытом конкурсе авторских программ учебно-методических
материалов и виртуальных ресурсов по патриотическому воспитанию детей и
подростков "Я - гражданин России!" // Дополнительные
образовательные программы.- 2012. - №2.- С.76-80.
- Поль, Д.В. Культурологический подход в профилизации
обучения учащихся в условиях взаимодействия основного и дополнительного
образования / Д.В. Поль, Т.А. Касимова // Педагогическое образование и
наука.-2012.-№1.-С.18-22.
- Пономарева, Л.В. Воспитание культуры подростков в условиях
учреждения дополнительного образования / Л.В. Пономарева // Воспитание
школьников.-2013.-№1.-С.51-53.
- Пономарева, О.П. Использование
информационно-коммуникационных технологий в управлении отделом учреждения
дополнительного образования детей / О.П. Пономарева // Управление качеством
образования.-2013.-№7.-С.53-59.
- Привалова, Е.А. Приемы формирования профессиональной
компетентности педагогов дополнительного образования / Е.А. Привалова //
Методист.-2013.-№10.-С.44-47.
- Программы
деятельности детских летних лагерей // Дополнительные
образовательные программы .-2013.-№6.
- Ратт, Т.А. Применение технологии портфолио в УДО как
эффективной формы оценивания образовательных и профессиональных достижений
обучающихся и педагогов / Т.А. Ратт, Н.В. Степанова, Л.А. Злыднева // Методист.-2012.-№2.-С.35-41.
- Романова, М.В. Учреждение дополнительного образования
детей - "среда успеха" для личностного и интеллектуального развития
одаренных детей / М.В. Романова, В.А. Карпунина // Методист.-2012.-№2.-С.28-31.
- Ромашкина, С.Ю. Образовательная программа дополнительного
образования детей "Птица счастья" / С.Ю. Ромашкина // Дополнительные
образовательные программы.-2013.-№4.-С.35-64.
- Сапрыкина, Т.А. Использование здоровьесберегащих аспектов
в образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей /
Т.А. Сапрыкина, И.В. Якунина // Методист.-2012.-№4.-С.39-40: №7.-С.47-48.
- Серякова, С.Б. Дополнительное образование детей и
профессиональная подготовка педагога / С.Б. Серякова // Педагогическое
образование и наука.-2012.-№2.-С.36-40.
- Синицын, А.А. Творческий подход и дополнительное образование
детей / А.А. Синицын, А.М. Мещеряков // Одаренный
ребенок.-2013.-№6.-С.135-138.
- Собкин, В.С. Ученик основной школы: отношение к
дополнительному образованию / В.С. Собкин, Е.А. Калашникова // Вопросы
психологии.-2013.-№4.-С.16-26.
- Соусова, Л.П. Социально-педагогическое партнерство центра
детского (юношеского) технического творчества и общеобразовательных учреждений
города / Л.П. Соусова // Воспитание школьников.-2012.-№7.-С.46-48.
- Спиглазова, Н.И. Программа дополнительного образования по
развитию творческих способностей младших школьников "Уроки
творчества" / Н.И. Спиглазова, С.Н. Васильев // Муниципальное образование:
инновации и эксперимент.-2012.-№4.-С.49-55.
- Степанова, Е.В. Сотрудничество основного и дополнительного
образования по реализации ФГОС НОО. Опыт Дома детского творчества / Е.В. Степанова
// Методист.-2012.-№5.-С.15-18.
- Трунина, Н.И. Пути повышения качества дополнительного
образования / Н.И. Трунина // Управление качеством образования.-2012.-№4.-С.36-39.
- Тулупова, О.В. Организационно-методические аспекты работы
с одаренными детьми в условиях учреждения дополнительного образования детей /
О.В. Тулупова, И.В. Ковкина // Методист.-2012.- №1.- С.10-14.
- Туристско-краеведческая
образовательная и культурологическая деятельность в системе внешкольной работы
с детьми // Дополнительные образовательные программы. - 2012.-
№3.
- Учреждения дополнительного образования детей // Вопросы
образования.-2013.-№2.-С.209-232.
- Филиппов, С.А. Организация дополнительного образования
одаренных детей по информационным технологиям на базе дистанционной школы /
С.А. Филиппов // Информатика и образование.-2012.-№7.-С.87-89.
- Хиневич, Е.С. Полилингвизм как фактор развития
одаренности детей в условиях
дополнительного образования / Е.С. Хиневич // Одаренный
ребенок.-2012.-№1.-С.77-82.
- Широкова, С.В. Образовательная программа дополнительного образования детей
"Русская песня - душа народа"
// Дополнительные образовательные программы.-2013.-№4.-С.2-34.
- Шумова, П.М. Инновационный образовательный проект "Мультимедийный центр
дополнительного образования детей" / П.М. Шумова, Ж.Д. Цуканова, И.А.
Дымченко, Л.В. Семченко // Информатика и образование.-2012.-№8.-С.72-83.
- Щербатых, Л.Н. Учимся организовывать и проводить вечера на иностранном языке с
лингвистически одаренными школьниками в системе дополнительного иноязычного
образования / Л.Н. Щербатых // Одаренный ребенок.-2013.-№5.-С.146-156.
- Экология: сборник программ по дополнительному
образованию и внеурочной деятельности. 5-11 классы / отв. ред. Е.В. Алексеева.-
Н. Новгород: Издательство НИРО,2013.
- Ярошевская, И.Х. Программа "Чудеса своими руками"
/ И.Х. Ярошевская // Методист.-2012.-№4.-С.18-22.
[1] Педагогический
энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редколл. ? М.М. Безруких,
В.А. Болотов, Л.С. Глебова др. – М.:
Большая Российская энциклоапедия,2003.-С.76-77.
[2] Куприянов, Б.В. «Две
большие разницы» (Дополнительное образование и внеурочная деятельность)//Начальная
школа плюс до и после.-2012.-№11.-С.68-71.