2
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Новости

04.12.2009Перспективы, пути совершенствования ЕГЭ.

11 декабря состоялся круглый стол на тему «Единый государственный экзамен: перспективы, пути совершенствования», организованный Фондом «Институт современного развития» (ИНСОР).

Участниками круглого стола, среди которых были представители образовательного сообщества, федеральных и региональных органов государственной власти, научного и экспертного сообщества, обсуждался целый спектр вопросов, касающихся ЕГЭ.

Открывая собрание, председатель Правления Фонда ИНСОР И.Ю.Юргенс сказал, что в обществе должна произойти «модернизация сознания», поскольку от системы образования зависит для России «очень многое, если не всё».

Основным докладчиком круглого стола Л.Н.Глебовой были озвучены итоги проведения ЕГЭ в штатном режиме. «ЕГЭ, – подчеркнула она, - лишь звено в системе оценки качества образования. Но именно единый госэкзамен показал ряд системных проблем. Эти результаты необходимы и ученику, и преподавателю, и управленцу». В связи с этим руководитель Рособрнадзора подчеркнула особую значимость дальнейшей активной работы по созданию общероссийской системы оценки качества образования.

Научный руководитель Государственного университета – Высшая школа экономики Е.Г. Ясин проанализировал особенности функционирования новой системы отбора абитуриентов в условиях развития системы высшего образования. Он подчеркнул, что в новых условиях именно деперсонализация этого процесса позволяет понять соответствие будущего студента образовательным требованиям и создать объективную основу для оценки его знаний. В связи с этим сводить реформу образованию исключительно к ЕГЭ неверно. Важно создавать стимулы к обучению в школе, усилить роль школьной аттестации.

Министр образования Саратовской области М.В.Горемыко, поддерживая предыдущего докладчика, обратил внимание на необходимость развития внутрирегиональной системы мониторинга для принятия управленческих решений. Обсуждая перспективы использования результатов ЕГЭ для оценки качества в региональных образовательных системах, он подчеркнул, что при этом должно быть многообразие форм оценки результатов обучения. «ЕГЭ заслонил внутришкольные оценки. В связи с этим надо особенно внимательно обратиться к идее портфолио, которое должно отражать уровень социализации выпускника».

Ректор Кубанского государственного университета М.Б. Астапов поднял вопрос необходимости совершенствовании процедуры единого госэкзамена. В связи с этим возрастает роль общественного наблюдения за ходом экзамена, причем к этому процессу нужно больше привлекать представителей организаций среднего и высшего профессионального образования. Вместе с тем, подчеркивая важность процедуры экзамена и её несомненное влияние на конечный результат аттестации, он высказал предложении о введении вплоть до уголовной ответственности за допущенные нарушения во время проведения ЕГЭ.

На заседании было отмечено также несомненное влияние ЕГЭ на образовательный процесс в школе и на содержание школьного образования. Об этом в своем докладе сказал руководитель московского центра образования № 548 «Царицыно» Е.Л. Рачевский: «В настоящий момент мы наблюдаем в некоторой степени реструктуризацию школ, сейчас формируется новый подход к информационной культуре». Он отметил, что культура тестирования в соответствии с иными подходами к мышлению формирует культуру выбора и принятия решений.

Однако, по оценкам социологических исследований, непосредственные «потребители» образования и общество в целом еще не готовы нести ответственность за выстраивание собственной образовательной перспективы. Об этом сказал первый заместитель генерального директора ВЦИОМ К.В. Абрамов. По его словам, 75% выпускников высказывались против ЕГЭ. Но после того, как прошла приемная кампания, нынешние первокурсники уже положительно оценили реализованную ими возможность поступления в вуз при помощи ЕГЭ.

Его поддержала член молодежного общественного объединения «Юношеская восьмерка» Т. Ушакова. Она отметила, что формирование отрицательного отношения к ЕГЭ зачастую происходит в школе и идет от преподавателей. А вот те, кто прошел процедуру единого госэкзамена, оценивают его высоко положительно. Поэтому нужно предпринимать эффективные меры по преодолению стереотипов, сложившихся в обществе.

Общий итог обсуждения прозвучал в высказываниях ректора Института проблем образовательной политики «Эврика» А.И. Адамского. Он отметил, что востребованность качественного образования в России «достигла критического уровня». При этом очевидна связь качественного образования с дальнейшей социализацией человека, его несомненным влиянием на карьеру.

А.И Адамский сформулировал задачи, которые в ближайшем будущем, безусловно, предстоит решить образовательному профессиональному сообществу: на государственном уровне следует разработать регламент карьерного продвижения по результатам единого государственного экзамена, дать четкое определение качества образования и его критериев, а также разработать и утвердить, помимо ЕГЭ, другие инструменты измерения качества образования.

27 ноября в Москве состоялось очередное заседание Комиссии при Президенте РФ по совершенствованию проведения ЕГЭ. Доклад главе государства, который комиссия представит до 15 декабря, будет содержать план-график работ по совершенствованию ЕГЭ — в нем будут определены стратегические задачи на несколько лет вперед и первоочередные задачи на ближайшие месяцы.

«Благодаря ЕГЭ был сделан важный шаг на пути создания объективной системы оценки знаний» — приводит мнение участников совещания пресс-служба Кремля — «Это позволило дать каждому выпускнику представление о его готовности к дальнейшему профессиональному образованию».

Но несмотря на то, что ЕГЭ как форма измерения результатов выпускников принимается значительной частью российского общества и расценивается как «сложившаяся объективная необходимость», «в обществе пока нет простого и четкого понимания позитивных последствий ЕГЭ, его значимости». «По мнению специалистов, это вызвано сложившимися представлениями о ЕГЭ как о единственном критерии оценки подготовки выпускника и эффективности деятельности школы».

Напомним, что комиссия при Президенте РФ была создана распоряжением Президента 14 октября 2009 года. Перед Комиссией поставлена задача определить, каким должен быть единый государственный экзамен — проанализировать и обобщить итоги проведения ЕГЭ, выяснить, как его результаты отразились на вступительных экзаменах в вузы и техникумы, рассмотреть предложения общественных профессиональных и родительских организаций по совершенствованию процедур проведения ЕГЭ, выработать рекомендации по оптимизации заданий ЕГЭ и подготовить доклад главе государства.

Предложения по ЕГЭ принимаются в блоге Дмитрия Медведева.

Онлайн-опрос «Модернизация ЕГЭ глазами педагогов» на сайте Педсовет.org.

Источник

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph