День памяти Пушкина, 10 февраля, как «времен связующая нить», объединил в одно логическое целое знаменательные события: 21 - 23 января прошли XXIII Международные Рождественские образовательные чтения, 28 января в МХТ им. А.П. Чехова состоялось торжественное открытие Года литературы в России, а 23 февраля - День защитника Отечества. И это не случайное совпадение: Пушкин всегда был «нашим всем» - индикатором нравственного здоровья нации. А главные вопросы, обсуждавшиеся на Рождественских образовательных чтениях, - это вопросы цивилизационного выбора России, сохранения духовно-нравственных основ великой нации. И возвращение к Литературе – наиболее верный путь возрождения.
Сегодня особенно актуально звучат строки, написанные Пушкиным незадолго до гибели:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,/ Любоначалия, змеи сокрытой сей,/
И празднословия не дай душе моей./ Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,/
Да брат мой от меня не примет осужденья,/ И дух смирения, терпения, любви/
И целомудрия мне в сердце оживи. (Отцы пустынники и жены непорочны)
Это переосмысленная Великопостная молитва, приписываемая Ефрему Сирину, день памяти которого, так совпало, тоже 10 февраля.
Нравственные критерии христианства поэт представил в «Капитанской дочке»: «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от изменения нравов, без всяких насильственных потрясений». Размышляя о литературе, он писал: «Мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания… Вот единственная книга в мире: в ней все есть».
Но что такое литература? Белинский называл три возможных определения литературы. Первое: литература — это весь круг умственной деятельности, проявившийся в письменности. Второе определение: литература — это собрание «известного числа произведений», «шедевров», и «золотой фонд» классики XIX и XX веков столь велик, что не хватит жизни, чтобы его весь прочитать. И наконец, третье: литература - наличие писателей, выражающих «дух того народа, среди которого они рождены и воспитаны, жизнью которого они живут и духом которого они дышат, выражающих в творческих произведениях его внутреннюю жизнь до сокровенных глубин и биений».
Как пишет лауреат «Большой книги» Павел Басинский, «Пушкин являлся нашим всем», Толстой и Достоевский — нашей совестью. Евангелие мы изучали по Булгакову, правду о Великой Отечественной войне узнавали из «прозы лейтенантов», о лагерях от Солженицына и Шаламова, о крестьянской цивилизации — от «деревенщиков», о трагедии русского казачества — от Шолохова. Ностальгии по России, «которую потеряли», мы учились у Бунина, Шмелева и Набокова. Стиль молодежной жизни шестидесятых годов задавали Василий Аксенов и Евтушенко с Вознесенским, а духовными кумирами семидесятых были Высоцкий и Окуджава. Человек, не прочитавший в восьмидесятые «И дольше века длится день» Чингиза Айтматова, «Пожар» Валентина Распутина и «Печальный детектив» Виктора Астафьева, не был русским интеллигентом и гражданином своей страны. И даже в девяностые годы русский постмодернизм был не просто подражанием философским открытиям французов Лиотара и Бодрийяра, но умственным состоянием целого общества с его переоценкой нравственных ценностей и ориентиров». Пульс русской литературы всегда совпадал с пульсом жизни целой страны. Возможно, что Год Литературы вернет литературе ее значение.
Большую работу по пропаганде русской классической литературы ведет библиотека ГБОУ ДПО НИРО. Одна из рубрик электронного каталога библиотеки знакомит читателя с лауреатами современных российских литературных премий.
Кафедрой словесности и культурологии ГБОУ ДПО НИРО разработаны новые технологии чтения (аналитического), содействующие пониманию прочитанного. Учтены при этом психолого-педагогические возрастные особенности восприятия, мышления, памяти, внимания читателя; сформулированы главные методологические принципы интенсивной учебной деятельности:
Особенностью этих технологий является ускоренное оперирование сложными «живыми системами»: словами-образами (концептами), художественным произведением любого вида искусства, творчеством отдельного автора, историей культуры того или иного периода. Динамика таких систем основана на целостности явления и на «повторяющихся» образных явлениях по эпохам и национальным искусствам (аналогии, ассоциации, сопоставления и пр.), что позволяет значительно улучшить запоминание огромного материала и оперирования им при выполнении проблемных заданий. Гибкость мышления, его системность, импровизационность и при этом точность (на уровне словоупотребления в любых учебных ситуациях) – всё это качества творческого человека. Сотрудники кафедры подготовили для педагогов школ методические материалы по таким направлениям:
Экспериментальная работа по освоению новых технологий в Нижегородской области продолжается. В числе первых экспериментальных площадок были образовательные организации городов Павлово, Семёнов, Арзамас, Саров и Приокского района г. Н.Новгорода.
Поэтапные результаты отражены в публикациях (газета «Литература» -Издательский Дом «Первое сентября») и материалах конференций - Международная научно-методическая конференция («Голубковские чтения»), конференция, посвящённая памяти В.Г. Маранцмана - и Ассоциации гимназического образования (г. С.-Петербург).
Время проходит, но сказанное слово остается. /Л. Толстой/
Начал свою работу интернет-портал, посвященный Году литературы в РФ - godliteratury.ru
Научные чтения по русскому языку пройдут в Институте Пушкина
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть