Вручение Почетного штандарта Губернатора Нижегородской области Нижегородскому институту развития образования
Второе место во Всероссийском конкурсе Воспитать человека 2016 заняла Рыбкина Юлия Владимировна, старшая вожатая МБОУ СШ №1 им. М.Горького с углублённым изучением английского языка г. Арзамаса
«Учитель года Нижегородской области - 2016»
Вход для пользователей
Подразделения

Буллинг

Что такое школьный буллинг?

Школьный буллинг – длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям). (Дэвид Лейн и Эндрю Миллер (2001 г.)

Причины буллинга:

  • ошибочное представление о том, что агрессивное поведение допустимо;
  • желание заслужить авторитет в глазах друзей и сверстников;
  • желание привлечь внимание влиятельных взрослых;
  • скука;
  • вымогательство;
  • компенсация за неудачи в учёбе или общественной жизни, а также от давления родителей;
  • хулиганское поведение может также быть характерным для детей, которые стали жертвами жестокого обращения или отсутствия внимания.

Какие дети чаще всего подвергаются школьному буллингу?

  • физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;
  • особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение;
  • особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;
  • неразвитые социальные навыки – часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками;
  • страх перед школой;
  • отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);
  • болезни – эпилепсию, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;
  • низкий интеллект и трудности в обучении.

ПОВЕДЕНИЕ (ЖЕРТВЫ):

  • большую часть времени проводит один (одна);
  • не может принимать участие в играх одноклассников;
  • часто тайком плачет;
  • все чаще забывает дома школьные вещи;
  • у него (нее) падает интерес к учебе;
  • из дома уносит деньги и ценные вещи;
  • часто опаздывает на уроки;
  • часто обращается в медицинский кабинет к сестре или врачу;
  • не хочет ходить в школу;
  • вынужден (вынуждена) носить книги и сумки других школьников;
  • становится «мальчиком на побегушках» для других;
  • ведет себя так же, как и те, кто его (ее) запугивает.

ОКРУЖАЮЩИЕ УСЛОВИЯ (ЖЕРТВЫ):

  • всегда окружен (окружена) группой детей (обычно тех, кто запугивает);
  • игнорируется большей частью класса;
  • постоянный объект насмешек;
  • постоянно подвергается издевательству, когда отвечает на уроке;
  • постоянно видит оскорбительные слова, обращенные к нему (к ней), написанные на доске и на стенах;
  • его (ее) парта стоит в стороне от остальных парт в классе;
  • часто подвергается избиению.
  • ВНЕШНИЙ ВИД И ПОВЕДЕНИЕ (ЖЕРТВЫ):
  • может быть порвана одежда, оторваны карманы или пуговицы, на одежде следы ботинок;
  • школьный портфель в плохом состоянии, часто пропадают вещи;
  • на парте и стуле вырезаны оскорбления;
  • школьная эмблема повреждена или оторвана;
  • носит с собой слишком много денег;
  • на теле синяки, лицо бледное, распухшие от плохого сна глаза;
  • по утрам часто сказывается больным, чтобы не ходить в школу;
  • плачет по ночам;
  • обычно мрачное выражение лица, часто отсутствующий взгляд, старается не смотреть в глаза, иногда притворяется веселым (веселой).

Поведение взрослого:

  • Взрослый в школе может непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать такому поведению путём:
  • унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях;
  • негативные или саркастические высказывания по поводу внешности или происхождения ученика;
  • устрашающие и угрожающие жесты или выражения.

Технология реагирования на выявленные либо установленные факты буллинга (травли)

  • При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования специалист сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.
  • Администрация, совместно с психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.
  • Непосредственная работа с жертвами и преследователями

Психологические аспекты профилактики буллинга

В отношении постстрессовых последствий буллинга первичная профилактика реализуется по трем направлениям:

  1. Создание условий недопущения буллинга.
  2. Скорейшее и грамотное разобщение ребенка (подростка) с соответствующими стрессовыми воздействиями.
  3. Укрепление защитных сил личности и организма в противостоянии травле как для условно здоровых детей и подростков, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.
603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph