Вебинар «Актуальные вопросы безопасной работы детей в сети Интернет» при участии Министра информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области - Кучина Сергея Валентиновича
Сотрудники Министерства образования Нижегородской области и ГБОУ ДПО НИРО на Первомайской демонстрации
Региональный этап всероссийского конкурса «Учитель года-2017»
Вход для пользователей
Подразделения

Формирование гражданской идентичности детей и подростков:70-летие Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня политики, ученые, педагоги, общественные деятели подчёркивают, что формирование гражданской идентичности россиян – один из ресурсов инновационного развития общества, а основа гражданской идентичности – базовые национальные ценности (ФГОС).

«Осознание своего возраста как истории целого народа (тысяча лет назад, тысяча лет вперед)- это и есть та структура идентичности сознания, которая обеспечивает то, что люди живут в российской традиции и осознают себя ее носителями….В каком-то смысле это – ключевой показатель наличия мировоззрения: можешь ли ты своим сознанием дотянуться до своих предков и до своего потомка. …Идентичность – это когда человек может здесь и теперь, в данной социальной ситуации решить, к какой традиции он принадлежит, и определить, что эта традиция является его духовной родиной, служение которой задает для него ценностно-целевой план жизни»[1].

«Российская гражданская идентичность предполагает не только патриотизм, но и обладание менталитетом, базирующимся на общероссийских культурно-исторических традициях и ценностях (добро, справедливость, гуманизм, альтруизм, бескорыстие, самоотверженное служение Отечеству, забота о семье, детях, стариках, взаимопомощь в годину бедствий), далёких от философии личного успеха и личной удачи» [52].

Предлагаемый библиографический материал содержит информацию о публикациях по заявленной теме 2010-2014 гг. и будет интересен как педагогам общеобразовательных школ, так и педагогам дополнительного образования детей в преддверии празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

1. Андрюшков, А.А. Формирование российской идентичности как задача образования: мировоззрение, создающее будущее / А.А. Андрюшков // Вопросы образования.-2011.-№3.-С.287-300.

2. Ардашева, Л.В. Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры / Л.В. Ардашева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2012.-№5.-С.24-29.

3. Баронина, К.А. Особенности интеграционных процессов в системе патриотического воспитания России в начале XXI века / К.А. Боронина, А.В. Лукина // Педагогическое образование и наука.-2010.-№1.-С.49-53.

4. Барышникова, С.В. "Сопереживание судьбе Родины" как стратегия патриотического воспитания / С.В. Барышникова // Воспитание школьников.-2010.-№6.-С.70-73.

5. Белова, Л.С. Воспитание патриотизма школьников с использованием информационных технологий / Л.С. Белова // Начальная школа плюс до и после.-2012.-№1.-С.23-28.

6. Белова, С.В. Быть патриотом и гражданином своей страны / С.В. Белова // Народное образование (электронная версия).-2012.-№9.-С.69-75.

7. Берлянд, Ю.Б. Формирование гражданско-нравственной позиции средствами краеведения / Ю.Б. Берлянд // Образование в современной школе.-2012.-№10.-С.57-59.

8. Беспалова, В.В. Школьный музей как средство патриотического воспитания учащихся / В.В. Беспалова // Национальный проект "Образование".-2010.-№1.-С.21-23.

9. Богуславский, М.В. С чего начинается Родина / М.В. Богуславский // Народное образование (электронная версия).-2012.-№9.-С.45-57.

10. Болотина, Т.В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в Российской Федерации / Т.В. Болотина, Т.Г. Новикова // Методист.-2012.-№1.-С.3-9.

11. Борисова, Е.В. Воспитание патриотизма в современном социокультурном обществе / Е.В. Борисова// Педагогическое образование и наука.-2010.-№5.-С. 14-17.

12. Бочков, И.А. Воспитание гражданских и патриотических качеств у учащихся лицея через реализацию проекта "Шаг в будущее"/ И.А. Бочков // Мастер-класс: приложение к журналу "Методист".-2010.-№6.-С.8-11.

13. Быков, А.К. Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании учащихся / А.К. Быков, Г.Н.Мусс // Воспитание школьников.-2011.-№4.-С.13-18.

14. Быков, А.К. Социокультурные проблемы воспитания российской гражданственности и патриотизма в системе образования / А.К. Быков // Педагогическое образование и наука.-2011.-№2.-С.8-16.

15. Быков, А.К. Воспитательный потенциал Великой Победы и пути его реализации в системе образования / А.К.Быков, Т.Н. Любан // Педагогика.-2010.-№3.-С.41-47.

16. Быков, А.К. Патриотизм в контексте гражданско-нравственного становления школьников / А.К. Быков // Образование в современной школе.-2012.-№4.-С.12-15.

17. Быков, А.К. Формирование патриотического сознания молодежи / А.К. Быков // Педагогика.-2010.-№9.-С.10-20.

18. Бычкова, Л.В. Методический аспект формирования правосознания учащихся, как одной из ключевых составляющих гражданской идентичности / Л.В. Бычкова //Преподавание истории в школе.-2015.-№2.-С.14-21.

19. Воробьева, В.В. "От трагедии войны к культуре мира" / В.В. Воробьёва // Воспитание школьников.-2010.-№2.-С.20-27.

20. Вяземский, Е.Е. Формирование гражданской идентичности школьников в поликультурном обществе / Е.Е. Вяземский // Преподавание истории в школе.-2011.-№4.-С.3-7.

21. Гаврилычева, Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы / Г.Ф. Гаврилычева // Воспитание школьников.-2010.-№4.-С.3-7.

22. Гайнулин, А.Л. Патриотами не рождаются, патриотами становятся/ А.Л. Гайнулин // ОБЖ. Основы безопасности жизни.-2012.-№6.-С.3-5.

23. Голованов, В.П. Гражданско-нравственные аспекты дополнительного образования детей / В.П. Голованова // Образование в современной школе.-2012.-№4.-С.23-26.

24. Голунов, С.В. Патриотическое воспитание в России: за и против / С.В. Голунов // Вопросы образования.-2012.-№3.-С.258-273.

25. Горбунов, В.С. Воспитание гражданина-патриота: системный подход / В.С. Горбунов// Воспитание школьников.-2010.-№1.-С.10-20.

26. Горфина, М.Н. Воспитание гражданской идентичности школьников при изучении истории / М.Н. Горфина // Преподавание истории и обществознания в школе.-2014.-№4.-С.46-52.

27. Гранская, О. Программа патриотического воспитания "Учись у героев Отчизну хранить" / О. Гранская // Школьное планирование.-2011.-№1.-С.41-56.

28. Григорьев, Д.В. Школа формирует у детей российскую идентичность / Д.В. Григорьев//Народное образование.-2015.-№1-С.173-177.

29. Губанова, Е.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России / Е.В. Губанова // Воспитание школьников.-2011.-№5.-С.8-14.

30. Гусакова, В.О. Образ Родины в религиозном искусстве. К вопросу об актуализации нравственных основ истории в патриотическом воспитании / В.О. Гусакова // Преподавание истории в школе.-2013.-№9.-С.31-36.

31. Гуслев, В.А. Программа "Воспитай гражданина"/ В.А. Гуслев // Классный руководитель.-2010.-№8.-С.10-16.

32. Дождикова, Н.И. Патриотическое воспитание учащихся при изучении литературы родного края / Н.И. Дождикова // Литература в школе.-2013.-№1.-С.36-38.

33. Дригота, В.В. Школьный музей в системе патриотического воспитания учащихся / В.В. Дригота // Педагогика.-2012.-№8.-С.54-60.

34. Дьяченко, Н.В. Будущее страны - в поддержке патриотических чувств молодого поколения / Н.В. Дьяченко // Образование в современной школе.-2010.-№2.-С.4-10.

35. Евдокимова, С. Программа воспитания гражданственности "Дети Отечества" / С. Евдокимова, Н.Ипатова, С.Хандаченко, Т. Буракова // Школьное планирование.-2010.-№3.-С.104-119.

36. Евсюкова, Л.И. Проблемы формирования гражданской позиции старшеклассников в современной школе / Л.И. Евсюкова // Преподавание истории в школе.-2010.-№4.-С.73-75.

37. Егорова, М. Школьные СМИ и гражданское воспитание школьников / М. Егорова // Сельская школа.-2014.-№2.-С.25-32.

38. Ерёмина, И.С. Педагогические условия развития гражданственности средствами государственно-правовых дисциплин /И.С. Ерёмина// Стандарты и мониторинг в образовании.-2011.-№5.-С.32-36.

39. Загладина, Х.Т. Формирование гражданской идентичности в рамках социального партнерства семьи и школы / Х.Т. Загладина // Воспитание школьников.-2012.-№4.-С.10-14.

40. Заикина, Л. Программа становления гражданственности - как ее сконструировать? / Л. Заикина // Школьное планирование.-2010.-№2.-С.22-32.

41. Замостьянов, А. Адмирал Нахимов / А. Замостьянова // Основы православной культуры в школе.-2013.-№4.-С.100-106.

42. Захарова, Э.Г. Роль краеведческого музея в воспитании гражданственности школьников / Э.Г. Захарова // Воспитание школьников.-2012.-№10.-С.48-51.

43. Зудихина, О.Н. Формирование гражданственности и патриотизма в школе / О.Н. Зудихина // Образование в современной школе.-2014.-№3.-С.41-42.

44. Иоффе, А.Н. Идентичность сегодня: понимание, проблемы и пути становления общероссийской гражданской идентичности средствами образования / А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе.-2015.-№2.-С.3-10.

45. Иоффе, А.Н. Роль образования в гражданском становлении личности / А.Н. Иоффе // Преподавание истории и обществознания в школе.-2011.-№8.-С.19-25.

46. Иоффе, А.Н. Становление гражданственности у выпускников школы как ценностный ориентир педагогической деятельности учителя /А.Н. Иоффе // Преподавание истории и обществознания в школе.-2013.-№6.-С.14-21.

47. Казанцев, В.В. Историко-краеведческая игра "Гвардия России" как форма гражданско-патриотического воспитания младших школьников / В.В. Казанцев // Начальное образование.-2012.-№4.-С.18-21.

48. Касаткина, Т.А. Программа гражданско-патриотического воспитания "Россия - наш дом"/ Т.А. Касаткина // Классный руководитель.-2012.-№7.-С.20-26.

49. Касимова, Т.А. Воспитание патриотизма и гражданственности молодежи в учреждении дополнительного образования / Т.А. Касимова // Педагогическое образование и наука.-2010.-№5.-С.18-20.

50. Квятковский, Ю.П. Национальная безопасность страны и патриотическое воспитание молодежи / Ю.П. Квятковская // Народное образование (электронная версия).-2010.-№4.-С.121-123.

51. Кириллова, Р.П. Формирование российской гражданской идентичности детей через организацию социально значимой деятельности / Р.П. Кириллова // Воспитание в школе (Спец. выпуск). - 2014.-№2.-С.13-28.

52. Ковешникова, О.Т. Основы конструирования модели формирования гражданского самоопределения старшеклассника / О.Т. Ковешникова // Инновационные проекты и программы в образовании.-2014.-№3.-С.31-34.

53. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:. Просвещение,2010.

54. Корнаева, З.В. Формирование основ гражданской идентичности в процессе изучения языков народов РФ как государственных / З.В. Корнаева // Иностранные языки в школе.-2011.-№7.-С.68-73.

55. Королёва, М.В. Упражнения для уроков истории и обществознания, внеурочных занятий на осознание личностной и социальной идентичности / М.В. Королёва // Преподавание истории в школе.- 2015.-№2.-С.11-13.

56. Крючкова, Е.А. Гражданская идентичность в обучении истории / Е.А. Крючкова // Преподавание истории и обществознания в школе.-2015.-№1.-С.39-47.

57. Кузнецова, Л.Л. Программа по патриотическому воспитанию "Стань гражданином"/ Л.Л. Кузнецова // Классный руководитель.-2012.-№7.-С.7-15.

58. Кулёва, Л.М. Современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом / Л.М. Кулёва, Н.И. Цапкова// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2013.-№1.-С.50-55.

59. Кушнарь, Е.Г. Разработка классных часов "Великие имена России"/ Е.Г. Кушнарь // Классный руководитель.-2012.-№7.-С.103-130.

60. Любимов, Л.Л. Российская школа : воспитание гражданственности / Л.Л. Любимов // Вопросы образования.-2013.-№1.-С.278-300.

61. Макаренко, Н. Уроки гражданского воспитания / Н. Макаренко // Сельская школа.-2010.-№3.-С.70-78.

62. Макеева, И.А. Мониторинг реализации программ музейной деятельности по гражданскому воспитанию детей-сирот / И.А. Макеева// Стандарты и мониторинг в образовании.-2013.-№3.-С.21-27.

63. Малафеева, М.А. Этническая и религиозная идентичности : содержание понятий и современное состояние / М.А. Малафеева // Преподавание истории в школе.-2015.-№2.-С.22-25.

64. Махнева, О.С. Патриотическое воспитание младших школьников средствами краеведения / О.С. Махнева // Педагогическое образование и наука.-2012.-№10.-С.104-108.

65. Метлик, И.В. Ценностное ядро гражданского воспитания школьников / И.В. Метлик // Воспитание школьников.-2011.-№8.-С.3-10.

66. Парнов, Д.А. Историческая память: школьный музей как центр патриотического воспитания / Д.А. Парнов // Народное образование (электронная версия).-2012.-№9.-С.83-97.

67. Попов, А.В. Система патриотического воспитания в современной России / А.В. Попов, И. Попова// Воспитание в школе.-2014.-№1.-С.12-18.

68. Пронина, Е.И. Гражданская позиция старшеклассника / Е.И. Пронина // Народное образование (электронная версия).-2010.-№4.-С.115-120.

69. Просвирякова, Л.М. Школьный музей как хранитель и воспитатель / Л.М. Просвирякова // ОБЖ. Основы безопасности жизни.-2013.-№2.-С.29-32.

70. Рассоха, С.С. "Наследники Победы" Почетного караула №1 / С.С. Рассоха // Дополнительные образовательные программы.-2012.-№2.-С.26-40.

71. Семенова, О.В. Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся "Мы патриоты" на 2011-2015 годы / О.В. Семенова // Классный руководитель.-2013.-№1.-С.22-32.

72. Семыкина, Е.Н. Гражданско-нравственное воспитание школьников / Е.Н. Семыкина // Образование в современной школе.-2012.-№4.-С.4-7.

73. Сердюцкая, Е.Ю. Формы и методы работы школьного музея по воспитанию гражданско-патриотических качеств учащихся / Е.Ю. Сердюцкая // Мастер-класс: приложение к журналу "Методист".-2013.-№4.-С.4-9.

74. Сетевой образовательный проект "Проектирование условий и механизмов гражданского становления личности и духовно-нравственного воспитания в системе общего среднего образования": Сборник программ / авт.-сост.: В.К. Крючков, М.Н. Крайникова, И.А. Котина, Е.В. Ананченко.- Н.Новгород: НИРО,2010.

75. Синягина, Н.Ю. О патриотизме и воспитании патриота / Н.Ю. Синягина // Воспитание школьника.-2011.-№1.-С.23-26.

76. Слипченко, Ф.Ф. Профессия - гражданин России / Ф.Ф. Слипченко // Народное образование (электронная версия).-2010.-№4.-С.159-165.

77. Соколов, А. История как фактор формирования гражданственности: вызовы современного развития и пути их разрешения / А.Соколов
// Образовательная политика.-2011.- №2.-С.39-48.

78. Соколова, И.В. Гражданско-патриотическое воспитание школьников / И.В. Соколова // Классный руководитель.-2013.-№8.-С.84-89.

79. Стекляр, Г.В. Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях / Г.В. Стекляр // Дополнительное образование и воспитание.-2012.-№1.-С.22-28.

80. Сусакова, О.Н. Воспитание патриотизма учащихся на основе использования сетевого ресурса взаимодействия образовательных учреждений / О.Н. Сусакова // Педагогическое образование и наука.-2010.-№5.-С.21-23.

81. Сысоева, И.М. Создание целостной педагогической системы социального и гражданского становления личности / И.М. Сысоева // Эксперимент и инновации в школе.-2010.-№2.-С.12-20.

82. Трофимук, С.Е. Воспитание гражданственности - шаг на пути становления нравственной личности / С.Е. Трофимчук // Начальная школа плюс до и после.-2012.-№1.-С.21-23.

83. Турцевич, А.Г. Туристско-краеведческая деятельность как способ воспитания гражданственности и патриотизма / А.Г. Турцевич // Образование в современной школе.-2011.-№8.-С.61-63.

84. Узбекова, С.С. Школьный музей в системе патриотического воспитания / С.С. Узбекова// Воспитание школьников.-2011.-№!.-С.44-48.

85. Фарафонов, А.В. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи / А.В. Фарафонов // Дополнительные образовательные программы.-2010.-№4.

86. Фирсова, Е.В. Система патриотического воспитания на уроках истории и внеклассных мероприятиях / Е.В. Фирсова // Воспитание школьников.-2013.-№3.-С.40-43.

87. Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников. – Н.Новгород: Издательство Нижегородский институт развития образования, 2014.

88. Хуртина, М.П. Ученические сообщества как фактор гражданского образования и патриотического воспитания / М.П. Хуртина // Методист.-2013.-№7.-С.50-53.

89. Шакурова, М.В. Диагностика результатов процесса формирования гражданской идентичности школьников / М.В. Шакурова// Классный руководитель.-2014.-№1.-С.58-72.

90. Шарова, С.С. Воспитывать патриотов / С.С. Шарова // Классный руководитель.-2013.-№8.-С.70-74.

91. Шкурат, Л.С. Воспитательное значение литературы о Великой Отечественной войне / Л.С. Шкурат // Литература в школе.-2010.-№5.-С.20-24.

92. Щербакова, А.А. Растить патриотов / А.А. Щербаков // Воспитание школьников.-2011.-№7.-С.47-49.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph