Педагогическое наследие Льва Николаевича Толстого
(к 140-летию выхода в свет «Новой Азбуки»)
…насущнейшая потребность русского
народа есть народное образование.
(Л.Н. Толстой)
Л.Н. Толстой (1828-1910)
Педагогические взгляды Л.Н. Толстого
Вторая половина 19 века для отечественной педагогики оказалась нелегким периодом. Система образования требовала новых подходов и методов в обучении, нуждалась в педагогах-новаторах. Им оказался русский классик Лев Николаевич Толстой, который в своем имении Ясная Поляна организовал школу для детей крестьян, где воплощал свои педагогические идеи.
Основной проблемой своей теории Л.Н. Толстой считал построение нового метода обучения, который обеспечит развитие «разумного сознания» ребенка. Главными принципами обучения являлись : дух свободы, любви и уважения к личности, поэзия и радость познания.
В своих публикациях Толстой дает много рекомендаций, какими должны быть книги для первоначального обучения. Материал в них должен быть занимательным и доступным для детей; написаны книги должны быть просто, немногословно.
«Азбука» Л.Н. Толстого
В соответствии со своими дидактическими взглядами и требованиями Толстой составил «Азбуку», изданную в 1872 году, которая представляла собой комплекс учебных книг для первоначального обучения чтению, письму, грамматике, старославянскому языку, арифметике и методических указаний для учителей.
Автор надеялся, что с помощью этого пособия обретут грамотность по меньшей мере «два поколения русских детей – от царских до мужицких». Но резкая критика «Азбуки» сподвигла Льва Николаевича к переработке книги.
«Новая азбука»
В 1875 году появляется второе издание под названием «Новая азбука», которая отмечает в этом году 140-летний юбилей. В ней Толстой предлагает учителю на свой выбор использовать различные способы обучения грамоте : слуховой, звуковой, буквослагательный и метод целых слов. Большинство рассказов, повестей, сказок и басен для «Новой азбуки» Толстой писал сам. Новое издание было одобрено критикой и рекомендовано для народных школ как учебник и книга для чтения. Ее рассматривали как лучшую из существовавших книг для образования детей.
Книга выдержала 30 переизданий. Многие произведения вошли в круг детского чтения, они читаются детьми и в наше время.
«Новая азбука» решала важные педагогические задачи: обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, с природой, большое внимание Толстой уделил нравственному воспитанию.
В нашей библиотеке находится издание «Азбуки» Льва Толстого, впервые вышедшее в современной русской орфографии и включающее в себя материалы двух «Азбук».
Книга поможет родителям и учителям вызвать интерес к осмысленному чтению, пробудить любовь к родному краю и русскому слову.
В педагогических работах Л.Н. Толстого отражаются проблемы сегодняшних дней. Многие современные дидактические системы опираются на его идеи, актуальные и в наше время (Чернова И.Г. Педагогическое наследие Л.Н. Толстого и педагогика начальной школы XXI века // Начальная школа. – 2010. - №6. – С. 10-12.)
Познакомиться с литературой, посвященной педагогической деятельности Л.Н. Толстого, вы можете, посетив библиотеку Нижегородского института развития образования.
Книги из фонда библиотеки
Мир «Азбуки Льва Толстого» : книга для учителя / А.В. Шадская, В.Б. Ремизов, Н.А. Трофимова, И.В. Ежов. – Тула : Тульский областной институт развития образования, 1995. – 200 с.
Книги из редкого фонда
Публикации
Чернова, И.Г. Педагогическое наследие Л.Н. Толстого и педагогика начальной школы XXI века / И.Г. Чернова// Начальная школа. – 2010. - №6. – С. 10-12.
Штец, А.А. Л.Н. Толстой : методика обучения грамоте / А.А. Штец// Начальная школа плюс До и После. – 2008. - № 12. – С. 76-80. (Продолжение. Начало см. в № 8, 9 за 2008 г.)
Корниенко, С.Г. Адаптация педагогических идей Л.Н. Толстого в условиях современной школы / С.Г. Корниенко// Начальная школа плюс До и После. – 2008. - № 9. – С. 89-92.
Штец, А.А. Л.Н. Толстой: методика обучения грамоте («Азбука» 1872 года) / А.А. Штец// Начальная школа плюс До и После. – 2008. - № 9. – С. 93 – 95. (Продолжение. Начало см. в № 8 за 2008 г.).
Штец, А.А. Л.Н. Толстой: методика обучения грамоте («Азбука» 1872 года) / А.А. Штец// Начальная школа плюс До и После. – 2008. - № 8. – С. 90 – 95.
Гриценко, З. Классика о нас / З. Гриценко// Дошкольное воспитание. – 2008. - №9. – С. 59-80.
Барутчева, Е. Мы все будем учиться! / Е. Барутчева// Дошкольное воспитание. – 2008. - № 9. – С. 82-91.
Латышина, Д.И. Л.Н. Толстой – народный учитель / Д.И. Латышина// Начальная школа. – 2008. - № 8. – С. 3-6.
Заварзина, Л.Э. Л.Н. Толстой в оценке П.Ф. Каптерева / Л.Э. Заварзина// Педагогика. – 2008. - №8. – С. 65-76.
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть