Проектная компетентность школьника определяется его умением в любой учебной или жизненной ситуации решать проблемы, а именно выполнять следующие проектные (универсальные учебные) действия: проанализировать ситуацию и определить проблему, на основе проблемы поставить цель и определить ожидаемый результат, спланировать действия по достижению цели, осуществить действия по плану, используя разнообразные предметные знания и способы действия и выстраивая в процессе реализации проекта различного рода коммуникации, получить запланированный результат и оценить его качество. Потенциальная возможность реализации этих действий большинством учащихся при помощи учителя характеризует базовый уровень их освоения. Учащиеся с базовым уровнем проектной компетентности должны уметь выполнить определенные инструкции, например: «Сформулируй проблему как несоответствие между тем, что должно быть, и тем, что есть в данной ситуации». Умение правильно прочитать инструкцию задания и четко выполнить то, что требуется, является основой, обеспечивающей возможность успешного продолжения образования в основной школе. Четкое понимание последовательности шагов, взаимосвязи совершаемых действий (например, цель является обратной стороной проблемы и формулируется после определения проблемы с использованием тех же слов и словосочетаний) относится уже к повышенному уровню владения проектными действиями. На повышенном уровне проектной компетентности планируемые результаты определяются системой самостоятельных проектных и исследовательских учебных действий, выполняемых в групповой проектной деятельности (при условии распределения обязанностей). Высокий уровень сформированности проектной компетентности демонстрируется в индивидуальной проектной деятельности ученика и характеризуется свободным самостоятельным выполнением проектных и исследовательских действий без помощи учителя или группы.
Формирование проектной компетентности школьников должно осуществляться по следующим правилам:
- от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия. В процессе овладения проектной компетнтностью ученик осуществляет следующие шаги: 1 шаг – поэтапное освоение действий при помощи учителя (совершение действий при помощи наводящих вопросов и прямых рекомендаций в виде письменных инструкций), 2 шаг – перевод действий, совершаемых при помощи учителя, в действия по алгоритму, оформленному в виде памятки, 3 шаг – преобразование внешних операций и действий во внутренние, умственные действия и операции (совершение действий самостоятельно, без рекомендаций со стороны, на основе освоенного умения).
- от со-регуляции и совместного выполнения проектной деятельности с учителем или сверстниками (в 5-7 классах) к индивидуальному самостоятельному выполнению этого вида деятельности в 8-9 классах.
Традиционный ежегодный конкурс методических разработок «Учебный проект: «от школы знаний» к «школе деятельности»» направлен на стимулирование активности педагогических и руководящих работников образовательных организаций Нижегородской области к разработке инновационных продуктов и технологий, необходимых для эффективной реализации требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к метапредметным результатам. Эксперты отмечают ежегодно растущий интерес к конкурсу со стороны педагогических работников и выражают надежду на расширение предметных областей, в рамках изучения которых применяется проектно-дифференцированное обучение.
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть