Концепция географического образования состоит из трех разделов, выстроенных логично и обоснованно. В первом разделе поясняется значение географии и географической культуры как для отдельного человека, так и для общества, государства в целом. Особый акцент делается на школьном курсе географии, который является базой, фундаментом для всей последующей системы географического образования. Наиважнейшей задачей географического образования является формирование целостного восприятия мира. Объем и насыщенность содержания разнообразными сведениями не является признаком модернизации. Поэтому преподавание в школе должно быть построено на образной картине мира, организовано на деятельностной основе, направлено на освоение практических навыков и соответствующих видов деятельности, с учетом достижений российских школ преподавания географии, с учетом преемственности всех ступеней обучения и, конечно, с учетом региональных особенностей. Школьная география должна подготовить человека к жизни в реальном мире со всеми его противоречиями и проблемами, способствовать выработке представлений о единстве человечества, разнообразии народов и стран.
Во втором разделе названы проблемы, существующие в системе обучения географии на всех уровнях ее преподавания, как содержательного характера, так и методического и кадрового. Как важнейшие отмечаются следующие проблемы школьного курса: оторванность географического знания (прежде всего школьного) от насущных жизненных проблем; включение географии в общественнонаучную область знаний, в то время как география носит междисциплинарный характер, входит в систему наук о Земле и включает две составляющие - природную и общественную. Очень своевременно определение недостатков содержания в системе понятийно-терминологического аппарата, который составляет фундаментальное ядро содержания школьной географии:
отсутствие обоснованного минимума основных понятий, терминов, закономерностей, географической номенклатуры. Несомненно, одна из главных проблем и недостаточное использование в практике обучения географии новых технологий, в частности, геоинформационных технологий. Геоинформационные системы, тесно связанные с системой дистанционного зондирования Земли, применяются во многих сферах человеческой деятельности. Доцент кафедры естественнонаучного образования
И.А. Вдовина считает, что они должны стать одной из составляющих содержания географического образования, без которого невозможно обновление географии, невозможно сформировать картографическую компетенцию в ее целостном представлении. Карта остаётся обязательным и средством, и инструментом познания, служащим для описания и понимания пространственных закономерностей и проблем. В рамках геоинформационных систем она составляет основу подвижной модели Земли. Использование новых информационно-образовательных технологий в учебном процессе позволит не только сформировать и развивать картографическую компетентность личности, умение работать с информацией и решать прикладные научные проблемы, но и будет способствовать усилению мотивации к обучению, подготовке к осознанному выбору будущей профессии, связанной с наукоёмкими технологиями.
Среди проблем, влияющих на качество географического образования, отмечается недостаток кадрового обеспечения и необходимость повышения уровня компетентности педагогов.
В третьем разделе представлены основные направления реализации концепции географического образования. Выделены направления в дошкольном, основном, среднем дополнительном и в системе подготовки и повышении квалификации педагогических кадров. В каждом из них предусмотрены меры, действия, направленные на изменение ситуации, на повышение статуса географии. Непременным условием поддержки географического образования является популяризация географического знания, в том числе на интеграционном межпредметном уровне.
Особое внимание уделяется механизму реализации концепции: сохранение количества часов по предмету в объеме 2 часов в неделю, введение курса «География родного края» для 8-9 классов, усиление практической направленности в преподавании географии, восстановление вступительного испытания при приеме на ряд специальностей в вузы и другие. Однако, по мнению И.А. Вдовиной, в Концепции не затронуты условия ее реализации, не отмечена роль в географическом образовании картографической компетенции.
Появление Концепции содержания географического образования весьма своевременно. Обновление содержания географического образования на всех ступенях должно способствовать развитию личности, созданию фундамента географической культуры, развитию мышления, необходимого для адаптации и жизни в современном мире.
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть