Региональная научно-практическая конференция «Воспитываем здоровое поколение».
международная научно-практическая конференция «Потенциал проектно-дифференцированного обучения в достижении современного качества основного общего образования»
Региональный этап Всероссийского конкурса юных чтецов Живая классика-2017
Вход для пользователей
Подразделения

Проекты

Тема: «Проектирование воспитательной системы образовательной организации как условие профилактики асоциальных проявлений в школьной среде».

Цель: разработать и апробировать вариативные модели воспитательных систем, направленных на устойчивость качественных результатов профилактической работы образовательных организаций.

Задачи:

  1. Сформировать профессиональную готовность педагогических работников образовательных организации к участию в сетевом проекте.
  2. Проанализировать теоретическую литературу и изучить существующий практический опыт проектирования воспитательных систем с целью определения сущностных характеристик, необходимых для организации профилактики асоциальных проявлений в школьной среде.
  3. Разработать вариативные модели воспитательных систем и программные документы (программы профилактики, программы воспитания и социализации, программы внеурочной деятельности, программы реализации вариативных моделей воспитательных систем), регламентирующие организацию профилактической деятельности в ОО, основанной на принципе сетевого взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  4. Разработать методические рекомендации по организации профилактической деятельности на основе модели воспитательной системы образовательной организации.
  5. Разработать критериальную базу и диагностический инструментарий по оценке состояния профилактики асоциального поведения в школьной среде.
  6. Провести мониторинг состояния профилактической работы среди обучающихся в ОО, оценку динамики правонарушений в школьной среде в течение реализации сетевого проекта.
  7. Разработать информационно-методический банк данных по эффективной организации профилактической работы в школе, включающий вариативные модели воспитательных систем.

Сроки деятельности инновационной площадки: 2016-2019 гг.

Научное руководство: С.А.Фадеева, руководитель проектно-консалтингового Центра воспитательных систем, д.п.н.

Участники инновационной деятельности: образовательные организации Нижегородской области

Актуальность инновационной идеи

Актуальность социального воспитания детей в условиях становления демократического гражданского общества диктует необходимость поиска путей интеграции воспитательного потенциала государственных и общественных структур на основе современных научных данных, традиций и инновационного педагогического опыта. Состояние перехода социально-экономической системы России на новый уровень развития вызвало ряд дестабилизирующих процессов в обществе, которые не могли не отразиться на школьном образовании и потребовали изменения некоторых его функций. При смене экономической формации школа столкнулась с рядом социальных болезней: токсикоманией, алкоголизмом, подростковым рэкетом и другими проявлениями девиантного поведения детей и подростков. Значительное место в общей структуре правонарушений занимает преступность несовершеннолетних.

Профилактика правонарушений и преступлений становится острой проблемой в силу увеличения количества подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что ведет к росту правонарушений. Следует отметить, что если раньше риск оказаться в так называемой «асоциальной группе» являлся прерогативой несовершеннолетних из семей группы риска, то в настоящее время к данной категории относят детей из внешне благополучных семей.

В Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее «Закон №120-ФЗ») понятие «профилактика» определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении. Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой к сожалению, каждый день сегодня сталкиваются педагоги, родители.

Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его характеристики и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств школьников. Во многом это связано с тем, что подобная тенденция принимает всеобъемлющий характер, и обусловлена процессами, происходящими в области: увеличение числа неполных семей, ухудшение материального благосостояния семей, снижение интереса родителей к занятиям своих детей, повышение уровня подростковой девиантности, которая по составу правонарушений приближается к взрослой.

На основании письма МО НО от 06.05.2016 №316-01-100-1695/16-0-0 " О состоянии подростковой преступности за 1 квартал 2016 года" на территории области количество зарегистрированных преступлений, совершаемых несовершеннолетними или при их участии, увеличилось на 15,3% (с 255 до 294). Такая ситуация вызвала необходимость перестройки и обновления воспитательной системы школы и смещения акцента с общих воспитательных мероприятий на постановку и решение задач профилактики деструктивных явлений в подростковой среде. Для успешного решения задач, лежащих в основе профилактики правонарушений несовершеннолетних необходимо, прежде всего, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным, противоправным действиям детей и подростков, с целью последующего поиска механизмов их устранения и способов противодействия. Мы предполагаем, что создание воспитательной системы, интегрирующей все возможные воспитательные возможности образовательной организации в ее целенаправленном социально-педагогическом влиянии на личность обучающихся, может быть условием, определяющим качество профилактики асоциальных проявлений в школьной среде.

Организация сетевого проекта, направленного на обновление воспитания и социализации обучающихся, представляется как никогда актуальной, так как она призвана способствовать устойчивости результатов профилактической работы ОО.

Практическая значимость инновационной идеи

Проектирование воспитательной системы общеобразовательной организации как условия профилактики асоциальных проявлений в школьной среде будет содействовать повышению качества организации профилактических работ в образовательных организациях – участниках сетевого проекта; наличию новых учебных модулей, ориентированных на повышение компетентности педагогических работников по вопросам профилактики асоциальных проявлений в школьной среде; наличию информационного банка данных по организации профилактики правонарушений; наличию системы консультационной поддержки родителей детей групп риска в ОО – участниках проекта и в проектно-консалтинговом Центре воспитательных систем.

Ожидаемые результаты деятельности инновационной площадки:

  1. Сформирована профессиональная готовность у педагогических работников образовательных организации для участия в сетевом проекте.
  2. Осуществлены анализ теоретической литературы и изучение опыт проектирования воспитательных систем; определены характеристики воспитательной системы, необходимые для профилактики асоциальных проявлений в школьной среде.
  3. Разработаны вариативные модели воспитательных систем, а также программные документы, регламентирующие организацию профилактической деятельности в ОО (программы профилактики асоциальных проявлений в ОО, программы воспитания и социализации, программы внеурочной деятельности, программы реализации вариативных моделей воспитательных систем).
  4. Разработаны методические рекомендации по организации профилактической деятельности в образовательной организации на основе модели воспитательной системы.
  5. Создана критериальная база и диагностический инструментарий по оценке состояния профилактики асоциального поведения в школьной среде.
  6. Проведены мониторинг состояния профилактической работы среди обучающихся в ОО и оценка динамики правонарушений в школьной среде (в течение реализации сетевого проекта).
  7. Создан информационно-методический банк данных по организации эффективной профилактической работы в школе, включающий вариативные модели воспитательных систем.

Возможные социальные эффекты реализации инновационной деятельности:

  1. Увеличение количества педагогических работников образовательных организаций, компетентных в вопросах организации профилактики асоциальных проявлений в школьной среде;
  2. Устойчивая динамика снижения количества правонарушений несовершеннолетних в образовательных организациях - участниках сетевого проекта
  3. Создание открытой сети школ, ориентированных на успешную социализацию обучающихся;
  4. Повышение активности родителей в вопросах воспитания и социализации детей;
  5. Привлечение детей группы социального риска к занятиям по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности
  6. Увеличение количества детских и молодежных волонтерских объединений, пропагандирующих активный и здоровый образ жизни;
  7. Результаты исследовательской деятельности будут способствовать совершенствованию профилактической работы в образовательных организациях Нижегородской области.

Тиражирование и внедрение результатов инновационной деятельности:

  1. Публикации по результатам реализации сетевого проекта.
  2. Проведение региональной конференции по вопросам организации профилактической работы в ОО.
  3. Отражение хода и результатов реализации сетевого проекта на сайтах образовательных организаций
  4. Издание сборника материалов лучшего педагогического опыта профилактики асоциальных проявлений в школьной среде.
603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph