Тема: «Проектирование воспитательной системы образовательной организации как условие профилактики асоциальных проявлений в школьной среде».
Цель: разработать и апробировать вариативные модели воспитательных систем, направленных на устойчивость качественных результатов профилактической работы образовательных организаций.
Задачи:
Сроки деятельности инновационной площадки: 2016-2019 гг.
Научное руководство: С.А.Фадеева, руководитель проектно-консалтингового Центра воспитательных систем, д.п.н.
Участники инновационной деятельности: образовательные организации Нижегородской области
Актуальность инновационной идеи
Актуальность социального воспитания детей в условиях становления демократического гражданского общества диктует необходимость поиска путей интеграции воспитательного потенциала государственных и общественных структур на основе современных научных данных, традиций и инновационного педагогического опыта. Состояние перехода социально-экономической системы России на новый уровень развития вызвало ряд дестабилизирующих процессов в обществе, которые не могли не отразиться на школьном образовании и потребовали изменения некоторых его функций. При смене экономической формации школа столкнулась с рядом социальных болезней: токсикоманией, алкоголизмом, подростковым рэкетом и другими проявлениями девиантного поведения детей и подростков. Значительное место в общей структуре правонарушений занимает преступность несовершеннолетних.
Профилактика правонарушений и преступлений становится острой проблемой в силу увеличения количества подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что ведет к росту правонарушений. Следует отметить, что если раньше риск оказаться в так называемой «асоциальной группе» являлся прерогативой несовершеннолетних из семей группы риска, то в настоящее время к данной категории относят детей из внешне благополучных семей.
В Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее «Закон №120-ФЗ») понятие «профилактика» определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении. Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой к сожалению, каждый день сегодня сталкиваются педагоги, родители.
Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его характеристики и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств школьников. Во многом это связано с тем, что подобная тенденция принимает всеобъемлющий характер, и обусловлена процессами, происходящими в области: увеличение числа неполных семей, ухудшение материального благосостояния семей, снижение интереса родителей к занятиям своих детей, повышение уровня подростковой девиантности, которая по составу правонарушений приближается к взрослой.
На основании письма МО НО от 06.05.2016 №316-01-100-1695/16-0-0 " О состоянии подростковой преступности за 1 квартал 2016 года" на территории области количество зарегистрированных преступлений, совершаемых несовершеннолетними или при их участии, увеличилось на 15,3% (с 255 до 294). Такая ситуация вызвала необходимость перестройки и обновления воспитательной системы школы и смещения акцента с общих воспитательных мероприятий на постановку и решение задач профилактики деструктивных явлений в подростковой среде. Для успешного решения задач, лежащих в основе профилактики правонарушений несовершеннолетних необходимо, прежде всего, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным, противоправным действиям детей и подростков, с целью последующего поиска механизмов их устранения и способов противодействия. Мы предполагаем, что создание воспитательной системы, интегрирующей все возможные воспитательные возможности образовательной организации в ее целенаправленном социально-педагогическом влиянии на личность обучающихся, может быть условием, определяющим качество профилактики асоциальных проявлений в школьной среде.
Организация сетевого проекта, направленного на обновление воспитания и социализации обучающихся, представляется как никогда актуальной, так как она призвана способствовать устойчивости результатов профилактической работы ОО.
Практическая значимость инновационной идеи
Проектирование воспитательной системы общеобразовательной организации как условия профилактики асоциальных проявлений в школьной среде будет содействовать повышению качества организации профилактических работ в образовательных организациях – участниках сетевого проекта; наличию новых учебных модулей, ориентированных на повышение компетентности педагогических работников по вопросам профилактики асоциальных проявлений в школьной среде; наличию информационного банка данных по организации профилактики правонарушений; наличию системы консультационной поддержки родителей детей групп риска в ОО – участниках проекта и в проектно-консалтинговом Центре воспитательных систем.
Ожидаемые результаты деятельности инновационной площадки:
Возможные социальные эффекты реализации инновационной деятельности:
Тиражирование и внедрение результатов инновационной деятельности:
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть