3
5
10
Подразделения

Ценностно-целевые ориентиры кафедры в системе ДПО

Стратегия развития

кафедры педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО до 2020 г.

(ценностно-целевые ориентиры)

 

I. Вместо введения

Стратегия развития кафедры педагогики и андрагогики представляется нам в виде «карты» достаточно вероятных событий, которые могут произойти в обозримом будущем (до 2020 г.), и которые важно учитывать для принятия решений в настоящем.

Способ построения самой стратегии – коллективная работа большого числа участников инновационного движения, инициированного кафедрой в региональной системе образования. Технология разработки стратегии позволяет учитывать, как общие мегатренды инновационного развития образования, локальные тренды в сфере образования взрослых, общего и дополнительного профессионального образования, а также возможности качественной смены трендов.

Учитывая, что любая стратегия является механизмом реализации определенной концепции, сущностной основой нашей стратегии выступает антропологическая проектно-преобразующая концепция постдипломного образования педагогов. Содержание и структура данной концепции раскрывается в коллективной монографии «Кафедра педагогики и андрагогики: становление научной школы в системе постдипломного образования» (2009 г.).

II. Условность ключевых терминов

Согласно нашему пониманию, такие категории как «кафедра» и «ДПО» являются культурно и социально обусловленными, понятийные границы которых постоянно переопределяются с точки зрения решаемых ими задач. Мы рассматриваем эти категории как системные решения «экзистенциальных» проблем, с которыми сталкивается образование в постиндустриальном обществе. Процесс изменения данных категорий происходит постоянно и непрерывно и содержит в себе определенные тренды.

 

III. Легенда «карты» стратегии развития кафедры

В основу разработки стратегии развития кафедры были взяты основные тенденции инновационного развития образования в целом, дополнительного профессионального развития педагогов. Стратегия инновационного развития РФ до 2020, где собственно обозначен инновационный человек, Закон об образовании в российской Федерации и новые ФГОС общего образования стали нормативными основаниями изменений. Точкой же отсчета можно условно считать основную идею Н.Ю. Бармина о преобразовании традиционного института ДПО в открытый корпоративный региональный университет, строящийся на принципах конкурентной среды и открытости образовательных организаций; высокой инновационной активности и непрерывности образовательной деятельности; повсеместного применения информационных и коммуникационных технологий; гибкости организационных структур образовательных организаций и их персонала; проектно-ресурсного типа управления; сочетания профессионального и неформального, клубного характера отношений субъектов образования; определения человеческого капитала, профессиональной квалификации персонала как ключевого компонента стоимости производимого продукта.

В карте используется следующая система условных обозначений:

1)     мегатренд инновационного развития образования до 2020 г. – инновационный человек как принципиальное условие инновационного развития государства, общества и экономики;

2)     локальные тренды школьного, ДПО и образования взрослых;

3) проблема развития кафедры педагогики и андрагогики в контексте обозначенных трендов;

4) событие как способ решения проблемы развития кафедры.

IV.

Первый локальный тренд: образование через всю жизнь

«Образование через всю жизнь» являющееся самоценностью, условием развития человека во всех его ипостасях обязывает воспринимать дополнительное профессиональное образование в качестве принципиально нового типа организационно-управленческого ресурса, обеспечивающего возможность каждому участнику образовательного процесса развиваться в качестве субъекта собственной деятельности, участвуя в различных проектно-программных видах коммуникаций, связях, позиционности.

Таким образом, мы подошли к формулировке основной проблематики дополнительного профессионального образования – «развитие педагога в профессиогенезе» является необходимым условием «развития человека в онтогенезе». Это определяет интеграцию и сопряжение трех стратегических направлений научно – образовательной деятельности кафедры: а) разработка содержания и форм его освоения по требованиям социума; б) профессиональное развитие педагога и построение практики инновационного образования как ценность и цель; в) разработка методологии экспертизы в сфере ДПО, а также ее прикладного содержания - критериев и показателей гуманитарной, формирующей экспертизы.

Второй локальный тренд: корпоративное образование

Корпоративные университеты становятся активными игроками образовательного рынка. ИКТ-компании становятся лидерами глобального рынка корпоративного образования.

В современном образовании взрослых принципиально новой коллективной, структурной и содержательной организационной формой является проектно-деятельностная кооперация.

Проблема для развития кафедры состоит в концептуальном и технологическом обосновании новых форм со-организации педагогов для коллективного создания, развития и использования в образовательном процессе интеллектуальных и информационно-образовательных ресурсов образовательных организаций.

Общий способ ее решения предполагает разработку проектно-сетевых узлов как прообраза «сетевой инновационной площадки» и инкубатора «выращивания» образовательных антропопрактик.

Третий локальный тренд: «Все в сети»

В результате развития цифровых и мобильных технологий вся поддающаяся оцифровке информация (в т.ч. культурное наследие и описания технологий) хранится в Сети и доступна из любой точки планеты. Данный тренд предполагает прежде всего принципиальный пересмотр моделей управления знаниями, включая науку, образование и управление архивами; распространение Умной Среды –любой объект в физическом пространстве может присутствовать в Сети; массовизацию когнитивных технологий (технологии обмена информацией «нервная система–компьютер–сеть» + нано- и биотехнологии для усиления возможностей нервной системы).

Проблема как информационную среду из цели перевести в средство производства знаний и управления знаниями.

Разработка концепции образовательного знания, формирования культуры работы с информацией, перевода ее в систему профессиональных знаний.

Четвертый локальный тренд: конвергенция

Предпосылка конвергенции: рост спроса на самореализацию. Необходимость сотрудничества различных гражданских институтов, бизнес — сообщества, общественных организаций с системой ДПО.

Недостаточная изученность проблемы социального партнерства в системе ДПО и построения адекватных форм социального взаимодействия.

Проектирование модельных характеристик нового типа профессионализма педагогических и руководящих кадров системы образования в совместных разработках с широкой общественностью.

Пятый локальный тренд: трансформация образовательных институтов

Слом и ликвидация традиционных моделей образовательной системы. Радикальные, структурные перемены в образовании, переход к качественно новому состоянию организации образования.

Проблема для развития кафедры связана с созданием образовательного, проектно-научного комплекса в структуре: «НИРО (Проектно-сетевой институт инновационного образования) – кафедра педагогики и андрагогики – научная лаборатория (практикоориентированное знание) – практика общего и дополнительного профессионального образования – профессиональные (научная школа) и социальные партнеры».

Универсальный способ ее решения заключается в разработке модели построения кафедрального комплекса научных изысканий, проектных, учебно-методических и технологических разработок в области ДПО, нацеленного на профессиональное развитие и саморазвитие педагогов, построение системы разнообразных интеллектуальных и реализационно-деятельностных разработок, результаты которых могут быть использованы специалистами и коллективами профессионально-педагогической сферы.

Методологическая рефлексия: конструктивный диалог

Уважаемые коллеги! Исходя из открытости и публичности заседания кафедры, мы предлагаем вам, основываясь на озвученных трендах, проблемах, способах их решения, обозначить свою позицию по отношению к новым смыслам существования кафедры как структурной единицы института ДПО в рамках обозначенных трендов:

 

1.      Кафедра института ДПО – базовое структурное подразделение института, осуществляющее учебную, научную, организационно-методическую работу в целях развития образования.

2.      Кафедра института ДПО – научно – образовательный ресурсный центр, осуществляющий разработку образцов инновационной образовательной практики (исследовательская лаборатория) и сопровождение их внедрения (проектное бюро), а также образовательную деятельность (консалтинговая служба).

3.      Кафедра института ДПО – сетевая структура, в которую на равных правах с профессорско – преподавательским составом входят представители образовательных организаций, составляющих инновационное движение, инициируемое и направляемое основным (формальным) составом, являющимся структурообразующим центром сети.

4.      Кафедра института ДПО – научно – учебная структура, объединяющая профессорско – преподавательский состав и специалистов в тесно связанных отраслях знаний, осуществляющая подготовку слушателей в рамках определённой специализации.

5.      Кафедра института ДПО - самостоятельная научная отрасль (научная школа), определяющая специфические предмет преподавания и предмет научного исследования.

6.      Ваш вариант __________________________________________________

 

Карта стратегии развития кафедры педагогики и андрагогики

 

Прогностическое обоснование следующего шага

развития кафедры педагогики и андрагогики

 

Всю деятельность кафедры педагогики и андрагогики планируется представлять через систему работ по: А). Актуальным тематическим направлениям (то, что планируется выполнять) и Б). Потенциальным направлениям (то, что еще предстоит обсуждать и включать в программу).

А). Актуальные тематические направления:

1. Стратегический анализ развития системы дополнительного профессионального образования. Философские и методологические разработки. Экспертиза состояния и перспектив развития ДПО и профессионально-педагогической деятельности. Изучение, систематизация и обобщение инновационного опыта ДПО.

2. Научно-исследовательская деятельность. Разработка критериев оценки качества ДПО. Современные требования к компетентности преподавательской деятельности: анализ и сопоставление функционально-деятельностного и компетентностного подходов в профессиональной деятельности преподавателя. Антропологические основы ДПО.

Вся научно - исследовательская деятельность кафедры в рамках научной школы представляет собой систему работ по актуальным тематическим направления развития дополнительного профессионального образования педагогов: тьюторское сопровождение дистанционного повышения квалификации педагогов (Н.И. Городецкая, 2010) и консультационное сопровождение профессионального развития педагогов (Е.В. Стародубцева, 2012); новый тип содержания: модульное содержание информационно-технологической подготовки педагогов (М.И. Голунова, 2010), проектноориентированное содержание и обучение (И.Н. Смирнова, 2013); сетевое проектирование инновационной деятельности педагогов в условиях непрерывного образования (А.С. Мольков, 2013); проектно-сетевая организация инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования (И.Н. Лескина, 2014); проектирование и диссеминация инновационного педагогического опыта педагогов (О.Е. Фефелова, 2013); технология персонифицированного повышения квалификации педагогов (М.С. Клевцова, 2014).

3. Научное обеспечение: разработка научных материалов для слушателей системы повышение квалификации и переподготовки, стажеров. Разработка комплексной диагностики: 1) профессиональной квалификации. 2) профессионального педагогического стандарта. 3) продуктивности профессиональной и инновационной деятельности.

4. Учебно-методическое обеспечение: подготовка материалов, направленных на совершенствование и развитие профессиональной деятельности педагогических работников: методические комплексы, программы, методические рекомендации и т.п.

5. Проектно-инновационная деятельность: разработка вариативных моделей профессионально-педагогической деятельности. Проектирование форм профессионально-педагогического образования (стажировок, повышения квалификации и переподготовки). Разработка образовательных инновационных технологий.

6. Разработка и реализация программы маркетинга и PR-а образовательных услуг для обеспечения эффективного продвижения продукции кафедры. Проведение маркетинговых исследований состояния и изменений, происходящих на рынках образовательных и консалтинговых, научных услуг в сфере ДПО - разработка технологической карты.

7. Создание кадрового потенциала путем организации сетевых (кустовых) структур опережающей переподготовки и повышения профессионально-педагогической квалификации, привлечения педагогов инновационных площадок к деятельности кафедры. Проведение регулярных научно-методических и практических мероприятий (конференций, семинаров, коллоквиумов, мастер-классов и пр.) с изданием информационно-аналитических материалов.

8. Информационное обеспечение системы ДПО: сбор, хранение, обработка и предоставление информации о системе профессионально-педагогического образования. Размещение информации о деятельности кафедры по профессионально-педагогическому образованию в системе ДПО, в информационной сети Интернет. Издание научных трудов кафедры.

9. Организация консалтинговой службы на кафедре, обеспечивающей ориентацию педагогических работников системы ДПО в современных образовательных технологиях и методиках профессионального обучения взрослых.

10. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности кафедры: разработка моделей и схем самофинансирования. Осуществление политики в области привлечения различных инвестиций и финансово-материальных ресурсов, обеспечивающих деятельность кафедры.

Б). Потенциальные направления

Содействие повышению эффективности деятельности организаций и педагогических работников системы ДПО.

Программно-нормативные разработки: содействие разработке стандартов содержания ДПО с учетом профильной и общекультурной стандартизации.

Социальное партнерство. Анализ сложившихся механизмов партнерства и их совершенствование в системе: «кафедра – наука – образовательные организации общего образования - ДПО». Расширение круга социального партнерства с включением их в процессы развития системы профессионально-педагогического образования.

Главный результат программы - переход к устойчивому эволюционному развитию системы ДПО, удовлетворяющей интересы и потребности личности, общества и государства.

Научно-исследовательская деятельность:

К потенциальным направлениям (то, что еще предстоит обсуждать в научном сообществе и включить в программу исследований в рамках обозначенной научной школы) относятся исследование сетевого потенциала постдипломного образования педагогов (А.С. Мольков), построение антропологической концепции дополнительного профессионального педагогического образования (О.В. Тулупова), разработка социальноориентированной дидактики (В.В. Николина), разработка дидактической инноватики для системы дополнительного профессионального образования (Г.А. Игнатьева).

Примечание. 1. Результаты реализации тематических направлений будут обсуждаться в конце каждого года, что не исключает их уточнения и добавления новых тем. 2. Конкретизация тематических направлений по задачам и работам представлена в индивидуальных планах сотрудников кафедры.

 

 

 

 

 

 

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph