Аннотация материалов, представленных на
внутрикорпоративный
конкурс образовательных программ
Общая информация
|
Наименование
программы
|
Дополнительная профессиональная
программа
профессиональной переподготовки
|
Направление
|
«Педагогика»
(504 часа)
«Педагогика
и методика общего образования» (420 часов)
|
Программа
реализуется
|
Кафедрой педагогики
и андрагогики
|
Назначение и область применения
|
Категория
слушателей
|
1) специалисты 5 и 6 уровня
квалификации , желающие приобрести новую квалификацию «учитель»
2) специалисты, имеющие
квалификацию «учитель», желающие получить компетенцию, необходимую для
выполнения нового вида (профиля) педагогической деятельности по проектированию
и реализации образовательного процесса и основных общеобразовательных
программ в рамках другого уровня общего образования или другого учебного
предмета
|
Сфера применения
|
Система
профессиональной переподготовки педагога, ориентированная не только на
подготовку специалистов к новому виду профессиональной деятельности, но и на
становление обучающихся как субъектов собственной деятельности в
профессиогенезе
|
Аннотация
|
Образовательная деятельность в системе
профессиональной переподготовки построена в виде интегративной системы.
Учебный план имеет трехмодульную структуру:
-
базовый инвариативный компонент, основу
которого составляют общенаучные основы образования – философия, социология,
экономика и фундаментальные основы профессиональной подготовки – педагогика,
психология, дидактика;
-
предметно-вариативный компонент с учетом квалификационных
характеристик определенной должности педагогических работников;
-
личностно-развивающий – курсы и виды деятельности
по выбору.
В учебном плане
профессиональной переподготовки специалистов предусматривается стажировка
слушателей в форме прохождения педагогической практики.
Индивидуальный образовательный маршрут
слушателей системы профессиональной переподготовки строится в рамках
дифференцированного подхода с учетом данных психолого-педагогической
диагностики, включающей в себя:
-
уровень ценностно-смысловой мотивации;
-
уровень актуального и зону ближайшего
развития;
-
уровень подготовки слушателей.
Освоение дополнительной
профессиональной образовательной программы профессиональной переподготовки
специалистов завершается обязательной итоговой аттестацией в форме защиты
выпускной квалификационной работы
Организация образовательного процесса
предполагает:
• распределение ролевых позиций
участников;
• имитацию и моделирование
образовательных процессов и явлений образовательной реальности;
• рефлексию личного и профессионального
опыта;
• рассмотрение фактов и явлений
образовательной реальности как основы для собственного исследовательского
поиска;
• значительную протяженность во времени
и логическую целостность;
• использование информационных
ресурсов;
• наличие конструктивного
последействия.
|
Характеристика подготовки по программе
|
Нормативная трудоемкость
программы
|
Общая трудоемкость программы «Педагогика»
составляет 504 часа, из них блок общепрофессиональных дисциплин – 72 часа, блок
специальных дисциплин – 156 часов, блок специальных факультативных дисциплин
(по выбору слушателей) – 36 часов; блок дисциплин специализации – 144 часа,
программа стажировки (педагогической практики) – 72 часа, подготовка и
проведение итоговой аттестации – 24 часа
Общая трудоемкость программы «Педагогика
и методика общего образования» составляет 420 часов, из них блок общепрофессиональных
дисциплин – 72 часа, блок специальных дисциплин – 72 часа, блок специальных факультативных
дисциплин (по выбору слушателей) – 36 часов; блок дисциплин специализации –
144 часа, программа стажировки (педагогической практики) – 72 часа, подготовка
и проведение итоговой аттестации – 24 часа
|
Формы обучения
|
- очное
обучение с отрывом от работы;
-
заочное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий
|
Режим обучения
|
6 – 8 часов в день;
выездные занятия, стажировка в
образовательных учреждениях – 8 часов в день
|
Особенности обучения
|
Профессорско-преподавательский
состав
|
Освоение обучающимися блока
специальных дисциплин, отдельных специальных факультативных дисциплин (по выбору
слушателей), программы стажировки; подготовку и проведение итоговой аттестации
осуществляют преподаватели кафедры педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО; за
организацию образовательного процесса по общепрофессиональным дисциплинам,
отдельным специальным факультативным дисциплинам (по выбору слушателей) и
дисциплинам специализации отвечают преподаватели соответствующих кафедр ГБОУ
ДПО НИРО
|
Используемые
технологии и методы обучения
|
В основе
процесса профессиональной переподготовки лежит технология ситуационно-позиционного обучения, которая представляет собой взаимосвязанную систему
действий обучающих и обучающихся, направленную на построение ситуаций
профессионализации и становление комплекса профессиональных педагогических
позиций.
В рамках
программы переподготовки предусмотрены следующие формы организации образовательного процесса: установочные доклады
и лекции, проблемно-аналитические семинары, мастер – классы, групповые
дискуссии, проектные режимы индивидуальной и групповой работы, формы полипрофессиональной
и управленческой экспертизы, индивидуальные консультации, научные и
методологические комментарии, режимы психолого-педагогической поддержки
|
Формы
промежуточного и итогового контроля
|
Промежуточный контроль предполагает
зачет по каждому блоку дисциплин
Итоговый контроль
осуществляется в форме выпускной квалификационной работы в виде
практико-ориентированного педагогического проекта, представляющего собой специальным образом оформленную детальную
разработку определенной проблемы (или технологии ее решения), нацеленную на достижение позитивного
практически значимого результата для определенной области образовательной
практики.
|
Требования к результатам освоения программы
|
Слушатель, освоивший программу,
будет обладать профессиональными компетенциями, а именно:
|
- в области
обучения
|
- осуществление профессиональной
деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего
общего образования;
- разработка и реализация программ
учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;
- участие в разработке и реализации
программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и
комфортной образовательной среды;
- планирование и проведение учебных
занятий на основе современных подходов к обучению, осуществление
систематического анализа эффективности учебных занятий;
- организация, осуществление контроля и
оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной
образовательной программы обучающимися;
- формирование универсальных учебных
действий, навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями,
мотивации к обучению;
- осуществление объективной оценки
знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в
соответствии с реальными учебными возможностями детей.
|
- в области
воспитательной деятельности
|
- регулирование поведения
обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды
- реализация современных, в том
числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы;
- постановка воспитательных
целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и
характера;
- определение и обеспечение
выполнения обучающимися четких правил поведения в соответствии с уставом
образовательной организации и правилами внутреннего распорядка
образовательной организации;
- проектирование и реализация
воспитательных программ;
- реализация воспитательных
возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой,
трудовой, спортивной, художественной и т.д.);
- проектирование ситуаций и
событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру
переживаний и ценностные ориентации ребенка);
- оказание помощи и поддержки в
организации деятельности ученических органов самоуправления;
- участие в создании,
поддержании уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации;
- развитие у обучающихся
познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих
способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в
условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и
безопасного образа жизни;
- формирование толерантности и
навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;
- использование конструктивных
воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся,
оказание помощи семье в решении вопросов воспитания ребенка;
|
- в области
развивающей деятельности
|
- осуществление наблюдения обучающихся
в целях выявления поведенческих и личностных проблем, связанных с
особенностями их развития;
- осуществление оценки параметров и
проектирования психологически безопасной и комфортной образовательной среды,
участие в разработке программ профилактики различных форм насилия в школе;
- применение инструментария и методов
диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка;
- освоение и применение
психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых
для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети,
социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации,
дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями
(аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети
с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с
зависимостью
- взаимодействие с другими
специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;
- разработка (совместно с другими
специалистами) и реализация совместно с родителями (законными
представителями) программ индивидуального развития ребенка;
- проведение коррекционно-развивающей
работы;
- развитие у обучающихся познавательной
активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование
гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного
мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа
жизни
- участие в формировании и реализации
программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей
социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и
социальных сетях, формировании толерантности и позитивных образцов
поликультурного общения;
- формирование системы
регуляции поведения и деятельности обучающихся
|
- в области педагогической
деятельности по реализации программ начального, основного и среднего общего
образования
|
- проектирование образовательного
процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта
уровня общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития
обучающихся соответствующего возраста;
- определение на основе анализа учебной
деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном
образовательном контексте) способов его обучения и развития;
- формирование у детей личностных
результатов на основе требований федерального государственного
образовательного стандарта уровня общего образования;
- формирование универсальных учебных
действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ
следующего уровня общего образования;
- организация учебного процесса с
учетом своеобразия социальной ситуации развития обучающихся;
- определение совместно с обучающимся,
его родителями (законными представителями), другими участниками
образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и
т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при
необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной
программы развития обучающихся;
- планирование специализированного образовательного
процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов, обучающихся с
выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на
основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики
состава обучающихся, уточнение и модификация планирования;
- осуществление объективной оценки
успехов и возможностей обучающихся с учетом возрастной, гендерной специфики и
особенностей индивидуального психического развития детей;
- корректировка учебной деятельности
исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом возрастной,
гендерной специфики и особенностей индивидуального психического развития
детей.
|
Формы подтверждения освоения программы
|
Тип документа
|
Диплом
|
Контактная информация
|
Игнатьева Галина Александровна, зав. кафедрой педагогики и
андрагогики, руководитель программы
Тулупова Оксана Владимировна, доцент кафедры педагогики и
андрагогики, куратор пролграммы
|
innov-nn@mail.ru
perepodgotovka_niro@mail.ru
468-10-75
|
|