Региональная научно-практическая конференция «Воспитываем здоровое поколение».
Круглый стол по теме: «Нормативно-профессиональная компетентностная модель руководителя ООО в современных социокультурных условиях»
Региональный этап Всероссийского конкурса юных чтецов Живая классика-2017
Вход для пользователей
Подразделения

Научные школы кафедры

Научная школа Игнатьевой Г.А.

№ п/п

Структурные компоненты содержания научной школы

Краткая характеристика научной школы

1.

Название научной школы

Деятельностное содержание профессионального развития педагогов в системе постдипломного образования

2.

Отрасль науки, в рамках которой работает научная школа

13.00.08 - теория и методика профессионального образования (педагогические науки)

3.

Руководитель научной школы

Игнатьева Галина Александровна, доктор педагогических наук, зав. кафедрой педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО, заслуженный работник высшей школы РФ

4.

Статус научной школы

4.1. Социокультурный смысл научной школы

Разработка условий и механизмов профессионального развития педагога как субъекта собственной деятельности в профессиогенезе, способного проектировать и сценировать развивающиеся образовательные ситуации и строить свою профессиональную деятельность в соответствии с ценностями развития личности и общества

4.2. Базовые концептуальные идеи

Идея развития педагога в качестве субъекта собственной деятельности в профессиогенезе

Идея деятельностного проектно-ориентированного содержания профессионального развития как специфической психолого-дидактической категории теории профессионального образования

Идея самообучающейся организации как форма пространственной соорганизации учебного сообщества педагогов-профессионалов и построения практики

Идея технологии позиционного обучения взрослых и персонифицированного повышения квалификации

Идея сетевого проектирования как технологии инновационного развития образования

4.3. Ведущие направления научных исследований

Новый педагогический профессионализм; проектно-ориентированное содержание инновационного образования; дидактическая инноватика; технология научного и консультационного сопровождения инновационной деятельности педагогов; сетевое проектирование как технология инновационного развития образования; персонифицированная модель повышения квалификации педагогов; экспертиза в образовании и др.

5.

Ведущие научные труды школы

1. Игнатьева, Г.А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования: монография / Г.А. Игнатьева. – Н. Новгород: Изд-во НГЦ, 2010. 342 с.

2. Игнатьева, Г.А. и др. Кафедра педагогики и андрагогики: становление научной школы в системе постдипломного образования. Сборник трудов кафедры. Н. Новгород: ООО «Поволжье», 2011. 352 с.

3. Игнатьева, Г.А., Тулупова, О.В. Инновационный педагогический опыт: от уникальной идеи к передовой практике: пособие для работников образования, участвующих в инновационной деятельности. – Н. Новгород: ГОУ ДПО НИРО, 2011. 376 с.

6. Игнатьева, Г.А. и др. Проектно-сетевой институт инновационного образования. Учебно-методическое пособие. Н. Новгород: ГОУ ДПО НИРО, 2012. – 211 с.

7. Игнатьева, Г.А. Дидактическая инноватика как современная отрасль педагогической науки /Г.А. Игнатьева, О.В. Тулупова // «Преподаватель. XXI век». Общероссийский журнал о мире образования. – 2013. - № 1(часть 1). с. 26- 37.

8. Игнатьева, Г.А. Постдипломное образование педагогов: антропологическая проекция /Г.А. Игнатьева, В.И. Слободчиков // «Человек и образование». – 2014. – № 6. – с.18 – 26.. – 2014. - №3. с. 11- 23.

9. Игнатьева, Г.А. Инновационная привлекательность образовательных организаций в рамках «Проектно-сетевого института инновационного образования. // «Психология обучения». – 2015. - № 3. - с. 83-98.

10. Игнатьева, Г.А. Проектно-ресурсное управление инновациями в образовании: антропологическая проекция. / Г.А. Игнатьева, О.В. Тулупова // «Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2015. № 5. - с.490-509. http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/6256

11. Игнатьева, Г.А. Дополнительной профессиональное образование в проекции инновационного развития образования взрослых. / Г.А. Игнатьева, О.В. Тулупова // Социальные науки. Специальный выпуск. - 2015. – с.321-328.

6.

Сотрудничество с ведущими научными организациями, другими научными школами, ведущими образовательными учреждениями

1. Ведущая научная школа – психолого-педагогическая антропология образования. Научный руководитель Слободчиков В. И., член-корр. РАО, доктор. психол.н., проф., зав. отд. ИППД РАО г. Москва

2. Научная школа В.В. Давыдова – теория развивающего образования и деятельностная педагогика

3. Сотрудничество с ОУ в рамках ассоциации «Развивающее образование» (А.Б. Воронцов, Б.Д. Эльконин и др.)

7.

Распространение идей научной школы через участие в конференциях, семинарах. Организация проектного эксперимента, научно-исследовательской деятельности, проектирование инновационной деятельности педагогов в образовании

1. Создание инновационного инфраструктурного комплекса в системе образования, включающего сеть федеральных и региональных инновационных площадок (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 273 от 10 апреля 2012 г.)

2. Международные конференции и образовательные форумы по проблемам построения инновационного образования (ежегодно не менее 2-х)

3. Создание региональных инновационных площадок (Приказ Министерства образования Нижегородской области № 398-а от 15 октября 2012 г.

8.

Создание научной среды (участие в ФЦП, грантах, наличие научного центра, работа Научного семинара и др.)

1. Проведение научного исследования при поддержке РГНФ. Проект № 1/1 110600114А «Инновационная модель управления образовательным учреждением в условиях модернизации образования» (2011, 2012, 2013, 2014)

2. Научный семинар для аспирантов кафедры

3. Научный центр и библиотека кафедры

9.

Информация о подготовке и защите диссертационных исследований в рамках основных направлений научной школы.

Подготовлено и защищено 8 диссертационных исследования:

1. Городецкая Н.И. Тьюторское сопровождение дистанционного повышения квалификации педагогов в системе постдипломного образования (2010г.)

2. Голунова М.И. Проектирование модульного содержания информационно-технологической подготовки педагогов в системе повышения квалификации (2010 г.)

3. Стародубцева Е.В. Консультационное сопровождение профессионального развития педагогов в условиях непрерывного образования (2011 г.)

4. Смирнова И.Н. Проектное обучение как фактор системных изменений профессионально-педагогической деятельности (2013)

5. Мольков А.С. Технология сетевого проектирования инновационной деятельности педагогов (2013)

6. Фефелова О.Е. Технология проектирования и диссеминации инновационного педагогического опыта в системе непрерывного образования педагогов (2013)

7. Лескина И.Н. Проектно-сетевая организация инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования (2014)

8. Клевцова М.С. Технология персонифицированного повышения квалификации педагогических работников системы профессионального образования (2014)

Научная школа Николиной В.В.

№ п/п

Структурные компоненты, раскрывающие содержание научной школы

Краткая характеристика научной школы

1.

Название научной школы

Современные социокультурные стратегии профессионального развития педагога

2.

Отрасль науки, в рамках которой работает научная школа

44.06.01 - «Образование и педагогические науки», профиль 13.00.08 – «Теория и методика профессионального образования» и профиль

13.00.01. – Общая педагогика, история педагогики и образования.

3.

Руководитель научной школы

Николина Вера Викторовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО, Заслуженный работник высшей школы РФ

4.

Статус научной школы

4.1. Социокультурный смысл научной школы.

Разработка социокультурных стратегий, условий и механизмов профессионального развития педагогов в соответствии с духовно-нравственными и профессиональными ценностными ориентирами динамично изменяющегося постиндустриального мира.

4.2. Базовые концептуальные идеи.

- Идея социокультурной обусловленности образования определяющей направления инновационных изменений в образовании и подготовки педагога.

- Идея непрерывного развития и саморазвития внутреннего потенциала педагога и его компетенций.

- Идея компетенстностно ориентированной организации подготовки педагогов.

- Идея педагогической аксиосферы как области ценностного отношения педагога к себе, обучающимся, к миру и воплощения в ней гуманитарно-антропологической парадигмы.

- Идея ценностного самоопределения педагога в профессии.

- Идея гражданской идентичности педагога.

4.3. Ведущие направления научных исследований:

- Изменения современного образования под влиянием социокультурных факторов.

- Инновационные модели и стратегии профессиональной подготовки педагога.

- Непрерывное профессиональное педагогическое образование педагога.

- Ценностное самоопределение педагога.

- Современные компетентностно ориентированные образовательные технологии.

- Духовно-нравственное развитие педагога.

- Социальноориентированная дидактика в контексте непрерывного образования взрослых.

5.

Ведущие научные

труды школы

Всего руководителем опубликовано – свыше 200 научных работ, из них:

1. Николина, В.В. Технологии коэволюционного взаимодействия субъектов в условиях формирования культурно – экологической среды региона. Учебное пособие. /под редакцией Н.Ф. Винокуровой. - Н. Новгород: ООО «Исток», 2013, 148 с.

2. Николина, В.В. Компетентностно – ориентированное обучение в педагогическом вузе. Монография. / под редакцией В.В. Николиной, Н. Новгород.: НГПУ им. К. Минина, 2014, 354 с.

3. Николина, В.В. Формирование экологически целесообразной культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников. Монография. / под ред. О. С. Гладышевой. – Н. Новгород: НИРО, 2014, 169 с.

4. Николина, В.В. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы. Учебное пособие для учителей. / В.В. Николина, Е.К. Липкина. - М.: Просвещение, 2012, 176 с.

5. Николина, В.В. Педагогическое проектирование компетентностной модели высшего профессионально – экологического образования. / В.В. Николина, Г.С. Камерилова, М.А. Картавых // «Стандарты и мониторинг в образовании».- 2011. № 7. с. 46-52

6. Николина, В.В. Модель опережающего развития непрерывного профессионального педагогического образования в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина. / А.А. Федоров, Л.Е. Шапошников, В.В. Николина // «Аккредитация в образовании», 2012. - № 6., с. 51-53

7. Николина, В.В. Современные педагогические технологии как фактор реализации компетентностной модели подготовки учителя географии. // «География в школе», 2012. № 4. с. 45-56

8. Николина, В.В. Модели реформирования педагогического образования в странах Европы, Америки и Азии. / А. А. Федоров, Е. Ю. Илалтдинова, В.В. Николина // «Нижегородское образование». – 2013. - № 2. с. 39-44.

9. Николина, В.В. Философско – антропологические основания выбора стратегий и конструирование образовательных деятельностей. / В. А. Глуздов, В.В. Николина // «Приволжский научный журнал», 2013. - № 4, с. 248-251.

10. Николина, В.В. Формирование экологических ценностей у будущих инженеров – строителей на основе методов эмоционально – ценностного стимулирования / О. Н. Корнева// «Приволжский научный журнал», 2013. - № 1 (25). – с. 146-149

11. Николина, В.В. Географическое образование школьников в изменяющемся мире. // «География в школе». – 2014, № 9. – с. 34-39

12. Николина, В.В. Культурологический подход в контексте инновационных процессов в образовании. /Е. Л. Родионова // «Нижегородское образование». – 2014. - № 2. - с. 104 - 111.

13. Николина, В.В. Построение гуманитарных антропопрактик инновационного образования в сельской школе. / Г.А. Игнатьева // «Инициативы XXI». - 2015.-1-2.с.54-57.

6.

Сотрудничество с ведущими научными организациями, другими ведущими образовательными учреждениями, международными академиями и международными образовательными учреждениями.

Сотрудничество с образовательными учреждениями, научными учреждениями и академиями:

Учебно-методическое объединение по педагогическому образованию (Научно-методический совет по географии) Москва МПГУ;

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (С. – Петербург);

Кафедра методики обучения географии МПГУ;

Российская академия образования (г. Москва д. пед наук проф. Акад. РАО М.В. Рыжаков);

Балтийский федеральный университет им. И. Канта

7.

Распространение идей научной школы через участие в конференциях, семинарах, УМО по ППО, региональном инновационном образовательном проекте «Модель профессиональной образовательной организации как открытой образовательной системы».

1. В работе научно-методического совета по географии учебно-методического объединения по педагогическому образованию Москва МПГУ.

2.В работе. Учебно-методического объединения по педагогическому образованию С. – Петербург РГПУ им. А.И. Герцена.

3. Организация научно-исследовательской деятельности, прове.денияе научно-методического семинара для учителей географии

8.

Информация о подготовке и защите диссертационных исследований в рамках основных направлений научной школы.

Подготовлено и защищено 25 кандидатских диссертационных исследований, среди них:

1. Прохорова О.Н. Самостоятельная работа как фактор повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей технологии (2010 г.)

2. Абросимова И.Ю. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников на здоровый образ жизни (2010 г.)

3. Баринова М.Г. Формирование гуманистических ценностей у подростков – лидеров в условиях учреждений дополнительного образования детей (2011 г.)

4. Курышева И.В. Интерактивные методы обучения как фактор самореализации старшеклассников в учебной деятельности при изучении естественно научных дисциплин (2010 г.)

5. Корнева О.Н. Формирование экологических ценностей у будущих инженеров-строителей (2013 г.)

6. Трубина И.С. Формирование коммуникативной компетентности учащихся старших профильных медицинских классов (2013 г.)

7. Фролова С.В. Формирование духовно-нравственных ценностей бакалавров образования на основе индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности (2015 г.)

9.

Создание научной среды

(участие в грантах, работа Научного семинара и др.)

Тема НИР в рамках гос. задания:

6.43.44. 2013. Исследование компетентностно-ориентированной технологии профессиональной подготовки педагога (2013 г.)

Гранты:

Грант Российского Государственного научного фонда № 12-06-0004-80а «Теоретические и методические основы духовно-нравственного воспитания школьников во взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности» (2012 г.)

Грант Российского Государственного научного фонда № 09-06-002-74а «Изменения качества образовательной среды средней общеобразовательной школы в результате формирования индивидуальных образовательных маршрутов (2009 г.)

Проект «Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение» - российской школе». серия «Академический школьный учебник» (2007 г.)

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph