Нижегородский институт развития образования

Подразделения

Материалы публичного отчета о деятельности кафедры (2012-2016 гг.)

Материалы  публичного отчета о деятельности кафедры управления дошкольным образованием ГБОУ ДПО НИРО (2012-2016 гг.), представленного на открытом заседании кафедры 

27 сентября 2016 года

 

Публичный отчет о результатах деятельности кафедры управления дошкольным образованием был представлен по трем этапам стратегического управления ее развитием. Все они связаны с этапами модернизации системы образования в России, в том числе дошкольного.

Первый этап отчетного периода 2012 – 2013 г.г. – «прошлое» в развитии кафедры – обусловлен обновлением содержания дошкольного образования в контексте введения Федеральных государственных требований дошкольного образования и реализацией стратегии сопровождения в условиях деятельности кафедры.

Второй этап 2013-2016 г.г. – «настоящее» кафедры. В этот период осуществляется разработка и реализация стратегии развития кафедры в условиях нового законодательства, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), в соответствии с региональной образовательной политикой, нормативными документами Министерства образования Нижегородской области, направлениями и планами развития ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования».

Результатом реализации новых требований законодательства стала трансформация управления современной дошкольной организацией и системой дошкольного образования: с сентября 2013 года изменилась практически вся нормативно-правовая база и основные финансово-хозяйственные механизмы управления детскими садами, введены новые механизмы государственной регламентации деятельности дошкольных образовательных организаций (ДОО).

Новые вызовы потребовали от профессорско-преподавательского состава кафедры (в интеграции с другими структурными подразделениями института) разработки новой стратегии и содержательно-организационного обеспечения введения ФГОС дошкольного образовании.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» придал дошкольному образованию статус первого уровня общего образования и изменил всю структуру системы дошкольного образования. Произошло не просто переименование дошкольного образовательного учреждения в форму дошкольной образовательной организации: приведены в соответствие многие ранее коллизионные нормы различных кодексов и законов. Отменено деление учреждений на типы и виды и установлена дифференциация по организационно-правовым формам. Дошкольная организация как первый уровень системы общего образования становится необходимой ступенью в процессе воспитания, обучения и развития личности. Отсюда выстраивание новой стратегии развития, где главными задачами ДОО становятся: раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание нравственного, порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Ценностным основанием в управлении ДОО для заведующих становятся целевые ориентиры дошкольного образования.

Одним из основных системообразующих факторов развития ДОО становится образовательная программа дошкольного образования (ОП ДО) - обязательный локальный акт, регламентирующий содержание и организацию образовательной деятельности ДОО в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 утвержден новый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам дошкольного образования. В нём определены формы получения образования по конкретной основной общеобразовательной программе - образовательной программе дошкольного образования, есть норма о допустимости сочетания некоторых форм получения образования и форм обучения. Одним из результатов научно-методической деятельности кафедры явилась разработка методического пособия по проектированию образовательной программы дошкольного образования на федеральном уровне.

Согласно требованиям Профессионального стандарта руководителя (проект), он должен обладать необходимыми компетенциями стратегического управления детским садом в современных социально-экономических условиях. Программа развития – документ стратегического управления ДОО, определяющий перспективу ее развития на длительный период (3-5лет). Кафедра обосновала актуальные подходы к разработке этого документа в контексте нового законодательства, требований ФГОС дошкольного образования.

Изменилась структура ДОО как открытой образовательной системы. В результате теоретических исследований ППС кафедры разработана новая модель ДОО как открытой образовательной системы в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Данная модель явилась основой для определения стратегий развития дошкольных образовательных организаций.

Актуализированы подходы к аттестации руководителей и педагогических работников и оценке качества дошкольного образования. Сегодня важнейшим показателем работы детского сада является создание заявленных в стандарте условий для реализации ОП ДО, обеспечивающих выполнение государственного и муниципального заказа, реализацию востребованных родителями (законными представителями) образовательных услуг ДОО.

Изменения в законодательстве продиктовали новые подходы к дополнительному профессиональному образованию руководящих и педагогических работников детских садов. Одной из ключевых задач модернизации региональных систем дошкольного образования (МРСДО) – стало приобретение руководящими и педагогическими работниками ДОО новых компетенций в соответствии с требованиями профессионального стандарта руководителя (проект) и педагога в контексте реализации ФГОС ДО. ППС кафедры разработана профессиональная нормативно-компетентностная модель руководителя ДОО, которая явилась отправной точкой при разработке нового содержания дополнительных образовательных программ.

Следует отметить положительную динамику роста количества слушателей, получивших дополнительное профессиональное образование в условиях кафедры. Интеграция образовательной деятельности структурных подразделений института позволила обеспечить 100 % повышение квалификации и профессиональной переподготовки руководящих и педагогических работников из числа контингента обучающихся и удовлетворить их образовательные запросы.

Кроме того, в условиях модернизации региональных систем дошкольного образования кафедра гибко регулирует тенденции в запросах слушателей, формирует индивидуальные образовательные маршруты с правом выбора слушателями формы и содержания обучения. Количество курсов увеличилось в два раза по сравнению с предыдущим периодом, при этом ежегодно обновляется 50 % программ. Дважды, в связи с введением ФГТ и ФГОС дошкольного образования, кардинально менялось содержание образовательных программ. В течение отчетного периода постоянно трансформировались программы профессиональной переподготовки руководителей и педагогов ДОО.

Появились новые формы образовательной деятельности – очно-дистанционные курсы, реализуемые совместно с центром дистанционного обучения. Востребованной формой стали мобильные семинары как своевременный ответ на запрос муниципальных методических служб и руководителей ДОО отдаленных районов.

На официальном сайте института размещен актуальный для практики дошкольного образования образовательный контент, в том числе электронный ресурс методической поддержки частных детских садов.

7 сентября 2016 года на семинаре-совещании «Панорама практик введения ФГОС ДО» ППС кафедры и руководителями ДОО был представлен опыт деятельности стажерских площадок.

Опыт реализации ФГТ и ФГОС дошкольного образования в образовательном пространстве Нижегородской области представлен в ряде главных событий кафедры (ссылка на страницу кафедры официального сайта института):

 межрегиональная научно-практическая интернет-конференция «Проектирование современных моделей и технологий управления дошкольным образованием» (23-25 октября 2013 г.);

научно-практический интернет-семинар «Сайт как зеркало профессиональных достижений» (30 октября 2014 г.);

межрегиональный научно-практический семинар «Реализация ФГОС ДО: актуальная управленческая практика» (24 ноября 2015 г.).

На заседаниях Ученого совета института были представлены ежегодные отчеты кафедры по разнообразной тематике, наиболее важными из которых мы считаем выступления по взаимодействию двух профильных кафедр в  сопровождении введения ФГОС ДО и отчет по итогам реализации стратегии.

Важным результатом аттестационной деятельности кафедры считаем позитивную динамику в увеличении числа аттестуемых за отчетный период в два раза.

Ежегодно кафедрой осуществлялась работа в составе экспертных групп, участвующих в процедурах конкурсных отборов в сфере образования. 21 сентября 2016 г. на семинаре-совещании МО Нижегородской области в докладе заведующей кафедрой были представлены результаты анализа конкурсных Программ как инструментов инновационного развития новых детских садов, введенных в эксплуатацию в рамках МРСДО.

Следует отметить большое количество организационных мероприятий института с участием ППС кафедры управления дошкольным образованием. В их числе мероприятия Министерства образования Нижегородской области, мероприятия федерального уровня образования и организационные мероприятия, проводимые кафедрой в соответствии с планами ГБОУ ДПО НИРО.

В 2013-2016 гг. существенное внимание уделялось вопросам использования информационных технологий в управлении ДОО и автоматизации управления. Реализовывались пилотные проекты под общим руководством ректората в сотрудничестве с муниципальными управлениями образованием Администраций Шатковского и Балахнинского районов, в результате чего и ППС кафедры и руководители детских садов приобрели новые профессиональные компетенции.

Кафедра активно позиционирует свою деятельность в средствах массовой информации (ежегодные публикации в газете «Школа», участие ППС кафедры в телевизионном и радиовещании Нижегородской области).

В числе позитивных эффектов деятельности кафедры отмечаем внедрение результатов научных исследований, образовательной деятельности кафедры, обобщения передового управленческого и педагогического опыта ДОО в образовательное пространство Нижегородской области и Российской Федерации.

В текущий период продолжается реализация стратегии деятельности кафедры по реализации ФГОС ДО (в соответствии с планом-графиком Министерства образования Нижегородской области и планами ГБОУ ДПО НИРО).

27 сентября 2016 года в праздничный День дошкольного работника представляем стратегические ориентиры деятельности кафедры.

Третий этап – 2017-2020 г.г. – «будущее» кафедры. Стратегия и содержание деятельности кафедры направлены на реализацию ключевой задачи научной и образовательной деятельности института – разработку и апробацию инновационных моделей и технологий дополнительного профессионального образования руководителей и педагогов ДОО в условиях применения профессиональных стандартов; научно-методическое сопровождение управления результатами реализации ФГОС ДО.

Для определения стратегических ориентиров до 2020 года ППС кафедры было выявлено проблемное поле деятельности кафедры.

Прежде всего, по итогам анкетирования руководителей ДОО, в основу которого была положена разработанная ППС кафедры профессиональная нормативно - компетентностная модель руководителя, был проведен анализ и сделана выборка профессиональных затруднений руководителей ДОО.  Наряду с выявленными проблемами, необходимо отметить и позитивные качественные изменения: значительно повысился уровень мотивационной и информационной готовности руководителей к реализации ФГОС ДО.

В числе внутренних проблем кафедры отмечаем наиболее важные:

В числе внешних проблем констатируем отсутствие систематических партнерских и культурных связей с другими организациями Нижегородской области и РФ.

На основе вышеобозначенных проблем, представляем концептуальные основания перспектив развития кафедры.

В связи с изменением законодательства и новизной проблемы перехода от повышения квалификации субъектов образовательной деятельности к дополнительному профессиональному образованию в течение всей профессиональной деятельности возникла необходимость использования стратегических возможностей кафедры для построения качественно новой системы ДПО заведующих и педагогов ДОО. Для реализации этой цели мы применяем концепцию организационной открытости, ранее разработанную в теории систем (И.Ансофф).

Идея информационной перспективы лежит в основе исследования нами внешней и внутренней среды дошкольного образования как отправной точки для формирования новых трендов развития деятельности кафедры, направленной на совершенствование дополнительного профессионального образования руководителей и педагогов ДОО.

Перспектива действия, представляющая осведомленность ППС кафедры во всем, что касается прошлого опыта, позволит нам «придумать будущее» кафедры. Выступая в качестве «создателей информации», мы ищем новые схемы развития событий, которые можно будет реализовать путем продуманных действий: мы включаемся в поиск неохваченных сегментов образовательных услуг ДПО, неудовлетворенных профессиональных потребностей и амбиций руководителей и педагогов ДОО, новых соприкосновений потребностей и нереализованных возможностей в условиях применения профессиональных стандартов.

Прогнозируемый результат: построение качественно новой системы деятельности, направленной на совершенствование дополнительного профессионального образования руководителей и педагогов ДОО в условиях организационной открытости кафедры управления дошкольным образованием, станет возможным при формировании новых трендов.

Первый тренд: интеграция деятельности кафедры в единое образовательное пространство института путем реализации совместных проектов с другими структурными подразделениями института.

Второй тренд: информатизация деятельности кафедры через расширение спектра программ дистанционного обучения слушателей и использования новых средств повышения информационной открытости кафедры.

Третий тренд: деятельность в условиях образовательного пространства Нижегородской области и России за счет организационной открытости кафедры управления дошкольным образованием.

Представляем ценности, положенные в основу деятельности кафедры:

Миссия кафедры отражает сферу профессиональной деятельности – управление дошкольным образованием, запросы и потребности субъектов обучения (руководители и педагоги ДОО), показывает социальную пользу – практикоориентированность дополнительного профессионального образования.

Миссия кафедры: обеспечивать практикоориентированное дополнительное профессиональное образование руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций в контексте требований законодательства, с учетом образовательных потребностей и запросов слушателей в соответствии с приоритетными направлениями и планами деятельности Нижегородского института развития образования в условиях организационной открытости кафедры.

В этой связи приоритетными являются:

Цель определяет предназначение деятельности кафедры.

Цель: построение качественно новой системы деятельности кафедры, направленной на совершенствование дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов ДОО в соответствии с законодательством, основными направлениями деятельности государственной, региональной политики и планами ГБОУ ДПО НИРО на основе организационной открытости кафедры.

В соответствии с миссией и целью определены задачи по каждому направлению деятельности кафедры. Задачи деятельности кафедры выстроены в логике обозначенных проблем в соответствии с приоритетными направлениями деятельности института и представлены в отчете.

В публичном отчете представлены также стратегический план действий и карты индикаторов результативности его реализации, которые и будут свидетельствовать о достижениях кафедры и выполнении поставленных задач.

Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit

Копировать | Печать | Закрыть