Нижегородский институт развития образования

Актуальная тема

Воспитывать граждан и патриотов России

Воспитание патриота – одна из главнейших, если не самая главная, задача школы: от того, насколько успешно эта задача будет решена, зависит, кто и как будет решать многочисленные вызовы времени, каким будет завтрашнее общество, какой будет Россия. История Отечества - это и великие свершения в области образования и науки, искусства, и в то же время непростые судьбы наших предков – хлеборобов и воинов, ремесленников и купцов. Все это героическое и обыденное, большое и малое должно быть понято и воспринято нашими учениками, для того чтобы стать основополагающей частью их миропонимания, той базой, на которой должно формироваться их представление о своем Отечестве как великой и уникальной и вместе с тем родной и любимой стране. Учебно-методический комплекс для факультативного курса в школе «Дни воинской славы России», разработанный старшим научным сотрудником кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО Э.С. Иткиным, - не только дает представление о героическом прошлом России, но и позволяет вести эффективную работу по формированию представления школьников о патриотизме, свободе и независимости Родины, воинском долге, любви и уважении к защитникам Отечества.

Участники факультатива в Кстовской МБОУ «ШКОЛА № 6 с кадетскими классами»
Занятия по корабельной пожарной безопасности. Отряд «Багира» на пожарном корабле «Вьюн-2»
Смотр строевой подготовки.
Смотр строевой подготовки. Сдача рапорта командиром ВСК «Багира».шк.123
Смотр строевой подготовки. Выполнение команды «Смирно». Строевую подготовку демонстрирует ВСО «Подвиг».шк. 179
Участники урока мужества «Три обороны Севастополя»
Экскурсия для членов АДМОНН в музее школы № 44 «Морская слава Нижегородцев». Слева директор музея М.М. Михайлов.
Экскурсия в музее «Морская слава Нижегородцев». Школа № 44: Тема: «Штурманские навигационные приборы»


Программы дополнительного образования «Слава Российского флота и Нижегородская земля» и «Ассоциация детских морских объединений города Нижнего Новгорода», реализуемые на инноващионных площадках кафедры, также создают условия для духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания обучающихся.
Патриотизм и гражданственность – это не просто красивые слова о любви к Отечеству, это еще и большая ответственность перед ним. В одном из интервью писатель Валентин Распутин говорил: «Из отечественного общества выйти нельзя. Можно не исполнить свою обязанность, но в таком случае эту долю придется взять кому-то другому. Неисполнение этой обязанности есть гражданское дезертирство. Когда оно становится массовым, происходит сначала ослабление, потом загнивание, потом разложение государственного организма… разумом которого является именно патриотическое сознание населения».

Кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО оказывает методическую помощь образовательным организациям Нижегородского региона в выборе форм и методов работы по патриотическому воспитанию. УМК «Дни воинской славы России» для школ – инновационных площадок (автор – старший научный сотрудник кафедры Э.С. Иткин) включает:

Все материалы изданы в Издательском центре ГБОУ ДПО НИРО. Цель элективного и факультативного курсов «Дни воинской славы России» - дать представление о героическом прошлом России, способствовать воспитанию чувства гордости за ратные дела своих предков, развитие гражданских компетентностей. УМК позволяет решать следующие задачи: формирование представлений школьников о патриотизме, свободе и независимости Родины, воинском долге, любви и уважения к защитникам Отечества, почитание воинских символов и святынь; развитие способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о военной истории; формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных событий и явлений.

Учебный комплекс «Дни воинской славы России» успешно реализуется в Кстовской МБОУ «Школа № 6 с кадетскими классами» в 7-8 и 10-11 классах.

Другим направлением работы инновационных площадок являются программы дополнительного образования «Слава Российского флота и Нижегородская земля» и «Ассоциация детских морских объединений города Нижнего Новгорода». Эти программы реализуют в МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 44» (поисковая группа «Наследники Победы под Андреевским флагом»), МБОУ школы № 52 (патриотическое объединение «Морячок»), 123 (военно-спортивный клуб морской пехоты «Багира»), 179 (военно- спортивный отряд морской пехоты «Подвиг») и городской военно-спортивный клуб морской пехоты «Пантера», объединяющий учащихся школ Автозаводского района № 6, 15, 37, 130, 169, 179. Цель детских объединений, работающих по данным программам, - создание условий для духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания обучающихся посредством их приобщения к традиционным российским ценностям, к героической истории страны, российского флота и малой родины. Программы дополнительного образования «Слава Российского флота и Нижегородская земля» и «Ассоциация детских морских объединений города Нижнего Новгорода» позволяют педагогам решать такие образовательные задачи:

В программах «Слава Российского флота и Нижегородская земля», «Ассоциация детских морских объединений города Нижнего Новгорода» первостепенное место уделяется сотрудничеству с ветеранскими организациями: Нижегородское областное общественное объединение «Ветераны Флота» (Председатель Совета организации контр-адмирал Г.С. Яковлев) и Нижегородское городское общественное объединение «Жители блокадного Ленинграда» города Нижнего Новгорода (Председатель Совета - почетный член международной ассоциации блокадников города-героя Ленинграда Н.Ю. Курепина).

Среди форм воспитательной работы гражданско-патриотической направленности можно выделить:

Нормативно-правовую базу гражданско-патриотического воспитания составляют такие документы, как: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», Закон Российской Федерации «О днях Воинской славы России», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования».

Помимо воспитательного эффекта участия в работе Ассоциации для школьников, членство в Ассоциации обеспечивает педагогам-руководителям детских объединений возможность обмена опытом работы по воспитанию подростков, совершенствование связи школ, как между собой, так и с ветеранскими, конфессиональными, военно-спортивными и культурными организациями.

Сотрудничество школ - инновационных площадке НИРО с кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования позволяет объединить патриотический потенциал учителей и школьников, ученых, ветеранов и духовенства в воспитании любви к Родине, к своему народу, к своей малой родине.

История Отечества - это и великие свершения в области образования и науки, и бесценный вклад наших соотечественников в мировое искусство, это и жизнь известных подвижников, и в то же время непростые судьбы наших предков – хлеборобов и воинов, ремесленников и купцов. Все это героическое и обыденное, большое и малое должно быть понято и воспринято нашими учениками, для того чтобы стать основополагающей частью их миропонимания, той базой, на которой должно формироваться их представление о своем Отечестве как великой и уникальной и вместе с тем родной и любимой стране.

Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit

Копировать | Печать | Закрыть