Нижегородский институт развития образования

Актуальная тема

Инновационные проекты по здоровьесбережению в образовательных организациях

Деятельность по сохранению и укреплению здоровья школьников – одна из самых значимых задач педагогической науки и общего образо­вания. Специалистами кафедры здоровьесбережения в образовании ГБОУ ДПО НИРО разработана «Системная модель деятельности образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья учащихся». В школах Нижегородской области инновационные проекты по здоровьесберегающей деятельности (ЗСД) реализуются сегодня в муниципальных ресурсных центрах. Эффективность их работы обеспечивается системой взаимодействия между информационно-диагностической службой района, ресурсным центром по ЗСД и школами данного муниципального образования.

С 1998 года на базе лаборатории проблем здоровья в образовании (в настоящее время - кафедра здоровьесбережения в образовании ГБОУ ДПО НИРО) совместно с образовательными учреждениями Нижнего Новгорода и области велась экспериментальная работа по поиску новых средств и подходов к созданию школы здоровьесберегающей направленности для всех участников образовательного процесса. Объединяющим началом для этих школ стало участие в региональном сетевом образовательном проекте «Нижегородская школа – территория здоровья» (2009 – 2013 г.г.), а базовым научным основанием проекта послужила разработанная сотрудниками кафедры системная модель здоровьесбережения в образовательных организациях. Конкретным способом внедрения этой модели в ходе реализации регионального сетевого образовательного проекта стала проектировочная деятельность коллективов ОО, которые после подготовительного обучения в системе повышения квалификации и самостоятельной апробации проектировочной практики смогли реализовать в своих образовательных организациях необходимые условия для здоровьесберегающего образовательного пространства. Но созданные школы-ресурсные центры здоровьесберегающей направленности не могли должным образом решить проблему построения ЗСД на уровне, требуемом ФГОС, в остальных школах своего муниципалитета, т.к. не обладали определенной управленческой властью. Для решения данной проблемы был запущен новый региональный сетевой проект «Нижегородская школа – территория здоровья: новые границы на образовательной карте региона». Основная идея проекта - усиление управленческой составляющей в реализации основных направлений ЗСД на основе создания системы взаимодействия между информационно-диагностической службой района, районным ресурсным центром по здоровьсберегающей деятельности и школами данного муниципального образования.

Ресурсные центры, созданные в ходе реализации предыдущего проекта, сегодня выполняют роль эффективных стажерских площадок, предоставляя возможность практического освоения опыта деятельности в области здоровьесбережения для новых участников проекта.

Одним из важнейших результатов реализованных инновационных проектов можно считать создание на территории Нижегородской области опережающих зон развития по реализации здоровьесберегающего направления работы в в образовательных организациях.

Школы - участники проекта смогли добиться определенных социальных эффектов в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников, среди которых такие, как:

Сегодня для эффективной здоровьесберегающей деятельности создана нормативная база, определяющая объем и направление работы в ОО по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников. Кафедрой здоровьесбережения в образовании разработаны и апробированы инновационные подходы и алгоритмы системной реализации ЗСД в ОО различного типа. Эти исследования также внедрены в систему повышения квалификации педагогических работников. Наступает время широкого использования.

Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit

Копировать | Печать | Закрыть