Процесс введения Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) вступил в свою заключительную фазу: творчески осмысливается новое содержание дошкольного образования и условия его реализации относительно особенностей конкретной дошкольной образовательной организации (ДОО), определяются наиболее эффективные формы и методы организации профессиональной деятельности педагогов и воспитателей. Наиболее распространенный способ профессионального развития - повышение квалификации в условиях дополнительного профессионального образования, содержание которого учитывает личностные и профессиональные потребности педагога.
Кафедрой теории и методики дошкольного образования ГБОУ ДПО НИРО разработана и апробируется компетентностная модель педагога, реализующего ФГОС ДО.
Коллективом кафедры теории и методики дошкольного образования проведен анализ профессиональной компетентности педагогов ДОО. Методическим службам ДОО - стажерских и инновационных площадок кафедры - была предложена разработанная преподавателями кафедры оценочная таблица. Творческое задание заключалось в том, чтобы методические службы инновационных ДОО попытались самостоятельно определить показатели профессиональной компетентности педагога по предложенным критериям. Методы диагностики: анализ планов, конспектов, предметной среды, собеседование. Полученные данные позволяют сказать, что коммуникативная, деятельностная, игровая и рефлексивная компетентности сформированы у педагогов на достаточном уровне. Методическая и технологическая компетентности частично сформированы. Не сформирована или лишь частично сформирована на сегодня - креативная компетентность педагогов ДОО. Эти результаты показали лучшие представители педагогического корпуса детских садов Нижегородской области. Для большей достоверности результатов важно провести дополнительные исследования в других ДОО области. Слушателям курсов повышения квалификации и переподготовки кафедры теории и методики дошкольного образования было предложено написать эссе на темы:
«Мои достижения и проблемы в реализации ФГОС дошкольного образования».
«Почему я работаю воспитателем?»
В качестве критериев анализа были выбраны следующие:
Участие в написании эссе было добровольным и никак не регламентировалось. Поэтому откликнулись на предложение только 38 %, что говорит либо о нежелании обременять себя размышлениями о собственной профессионально-педагогической деятельности, либо о личностных проблемах педагогов. По этой же причине ряд респондентов не указали свои данные (фамилию, имя, отчество, место работы).
В представленных воспитателями эссе в большей степени отражаются их профессиональные потребности, нежели личностные качества. Это, на наш взгляд, обусловлено тем, что личностное самоопределение и профессиональное имеют очень много общего, а в высших проявлениях почти сливаются. Педагогу сложно дифференцировать свою «Я-позицию» и профессиональные задачи, поставленные перед ним социумом. Проведенный анализ показал, что принявшие участие в написании эссе педагоги имеют активную жизненную позицию, готовы поделиться своими достижениями в профессиональной деятельности, пришли в профессию осознанно и намерены продолжать свою деятельность в качестве воспитателя. Однако большинство из них не осознает своих проблем и не видит точек роста.
Анализ профессиональной компетентности педагогов ДОО, проведенный кафедрой, показал - дефициты в профессиональных умениях уменьшались по количеству и по качеству. Низкий уровень развития или отсутствие у обучающихся профессиональных компетенций, необходимых для реализации ФГОС ДО, не позволяет на данном этапе достичь более высокого уровня планируемых результатов. Объективные причины создавшейся ситуации заключаются в том, что профессиональное образование еще не выпускало специалистов, подготовленных к решению новых для образовательной практики задач.
Компетентностная модель педагога, реализующего ФГОС ДО, разработанная кафедрой теории и методики дошкольного образования, представлена следующими основными компонентами:
Результат соответствия педагога компетентностной модели -профессионально-педагогическая культура, которая позволит ему не только решать сложные профессиональные задачи (особенно в условиях реализации ФГОС ДО), но и сохранить в меняющейся социокультурной ситуации принятые им личностные смыслы и ценности.
Профессиональное развитие педагога - это активное качественное преобразование педагогом своего внутреннего мира, внутренняя детерминация активности педагога, приводящая к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности
Непрерывное профессиональное развитие педагогов осуществляется с использованием различных ресурсов:
Федеральный ресурс – это прежде всего участие педагогов в работе федеральных экспериментальных площадок, участие в федеральных конкурсах, грантах, участие в вебинарах и он-лайн семинарах, конференциях, общение в сетевых сообществах и пр.
Региональный ресурс – дополнительное профессиональное образование, аттестация, участие в работе региональных инновационных площадок, стажерских площадок ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», конференции и семинары, региональные конкурсы профессионального мастерства и т.п.
Возможности на муниципальном уровне – это прежде всего методические объединения по профессии, семинары, конкурсы, а также работа с помощью тьюторов, которых готовит ГБОУ ДПО НИРО, возможность повышать квалификацию на местах.
На институциональном – внутрикорпоративное повышение квалификации, работа в творческих группах, саморазвитие. Большую роль в данной работе играют как муниципальные методические службы, так и методические кабинеты дошкольных образовательных организаций.
С учетом ресурсов обеспечения профессионального развития педагога кафедра теории и методики дошкольного образования ГБОУ ДПО НИРО ставит перед собой следующие задачи:
Решение данных задач определило следующие направления в обеспечении системности и вариативности повышения квалификации специалистов ДОО:
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть