Нижегородский институт развития образования

Актуальная тема

Современные концепции организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков

Развитие системы отдыха и оздоровления детей рассматривается как непременный атрибут социальной политики в отношении детей в Российской Федерации. ФЗ «Об образовании в РФ» определяет летнее детское учреждение как «детское оздоровительно- образовательное учреждение» в сфере летнего детского отдыха. Современная ситуация требует рассматривать летний отдых школьников как дополнительное образование, утверждены Основы государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей, закрепляющие основные цели и задачи. Результативность летней оздоровительной кампании во многом определяется готовностью вожатых, педагогов- организаторов к работе с детьми и подростками в условиях детских оздоровительных и профильных лагерей. Кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО в системе повышения квалификации вожатых и воспитателей разрабатывает основные вопросы содержания и методики такой работы

Современные концепции организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков рассматривают детский отдых в летних оздоровительных лагерях не как особую педагогическую систему или методику, а как неотъемлемую составляющую всей жизнедеятельности ребенка. Воспитание, развитие и оздоровление детей и подростков в значительной мере зависит от знаний, умений и подготовленности к творческой работе тех взрослых, которые организуют их жизнедеятельность в лагере в течение всей смены. Результативность летней оздоровительной кампании во многом определяется готовностью вожатых, педагогов- организаторов к работе с детьми и подростками в условиях детских оздоровительных и профильных лагерей. Кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО в системе повышения квалификации вожатых и воспитателей разрабатывает основные вопросы содержания и методики такой работы.

Современные тенденции развития сферы отдыха и оздоровления детей ориентированы на включение её в систему непрерывного образования с учетом уникальности данного социального института в становлении и развитии растущего человека.

Развитие системы отдыха и оздоровления детей является одним из основных направлений государственной политики и рассматривается как непременный атрибут социальной политики в отношении детей в Российской Федерации. Современная ситуация требует более глубокого и структурированного подхода к организации отдыха и оздоровления детей, так как претерпел качественные изменения образовательный, культурный и нравственный уровень развития детей; остается высоким количество социально не защищенных категорий детей; социально-экономическое положение многих семей не позволяет самостоятельно организовать их отдых и оздоровление.

В соответствии с поручениями Президента РФ с целью совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы организации детского отдыха и оздоровления, 29 декабря 2016 года был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей».

Сегодня отдых и оздоровление детей строится с учетом следующих требований:

Отдых детей и их оздоровление - деятельность, осуществляемая в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов образования, включая отдых и оздоровление детей, вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.

Современное определение понятия летнего детского учреждения как «детского оздоровительно образовательного учреждения» в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 15, п. 2) объединило возникшее в последнее время многообразие различных форм дополнительного образования в сфере летнего детского отдыха (детский центр отдыха и оздоровления детей и подростков, база детского отдыха, летний дом детского отдыха, экологическая площадка, дача, детский лагерь санаторного типа, летняя школа здоровья, туризма, лидеров и т.д.)

Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.

Соответственно, задача оптимального сочетания образования и оздоровления в сфере детского отдыха и оздоровления обозначена как актуальная и перспективная стратегия развития данной сферы.

Современный детский оздоровительный лагерь выполняет важный государственный заказ не только по оздоровлению, но и по разностороннему развитию детей и подростков.

Современные концепции организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков рассматривают детский отдых в летних оздоровительных лагерях не как особую педагогическую систему или методику, а как неотъемлемую составляющую всей жизнедеятельности ребенка, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, рационально-познавательные, идейно-нравственные начала, это освоение жизни ребенком самым непосредственным, естественным образом.

Оздоровительная и воспитательная функции являются основополагающими в работе организаций, основной деятельностью которых является организация детского отдыха.

Под оздоровительной функцией понимается создание условий и проведение мероприятий, которые способствуют укреплению здоровья детей, направленных на профилактику заболеваний, санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания и отдыха в благоприятной среде, занятия физической культурой и спортом.

Под образовательной функцией имеется в виду реализация дополнительных образовательных программ, которые обеспечивают актуализацию и адаптацию ресурсов ребенка через самореализацию в образовательной деятельности. Детский лагерь способствует развитию интеллектуального потенциала детей, реализации их личных планов, удовлетворяет потребность в наиболее значимых сферах деятельности.

В загородном оздоровительно-образовательном лагере существуют преимущества перед другими образовательными учреждениями по организации личностного и предметного общения между самими подростками, а также взрослыми, которые строят взаимоотношения с подростками на отдыхе как с равными.

Для учащихся, принимающих участие в различных профильных сменах, – это время обогащения, действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Детский оздоровительный лагерь позволяет ребенку измениться, проявить свои потенциальные возможности, раскрыть таланты, испытать личную инициативу и завоевать уважение сверстников, участвуя в предложенном спектре оздоровительно-образовательных услуг.

В качестве основных факторов, влияющих на оптимизацию воспитательного процесса при проведении определенной профильной смены в лагере можно рассматривать:

Для успешной реализации задач по воспитанию детей необходимо организовать сотрудничество нескольких организаций, так как именно оно позволяет объединять их ресурсы. Сетевое взаимодействие – совместная деятельность образовательных учреждений (или других организаций) по использованию информационных, инновационных, методических, кадровых ресурсов для достижения общей цели.

Участники лагеря должны иметь возможность наиболее полно удовлетворить интерес к определенной области знаний, творчества или искусства в сочетании с оздоровительным отдыхом в кругу сверстников, продемонстрировать свои способности и талант, приобрести новых друзей, новый социальный опыт. Разработка содержания деятельности лагерной смены должна базироваться на личностно-ориентированном подходе. Личность ребенка должна рассматриваться прежде всего как активный субъект деятельности, включенный, в сложную систему полисубъектных «субъект-субъектных» и «субъект-объектных» отношений. При этом личностное развитие определяется природными задатками, социальной средой, условиями обучения, сотрудничеством с родителями, учителями, с другими людьми, а также собственной активной учебно-познавательной деятельностью подростка.

Инновационные направления развития детских лагерей - это отказ от однообразия; разработка новых форм летнего детского отдыха с различными источниками финансирования; создание оптимальных условий для работы педагогического состава; установление связей между образовательной деятельностью школы и учреждениями, осуществляющими летний отдых детей; дальнейшая гуманизация деятельности детских оздоровительных лагерей для удовлетворения интересов и творческих потребностей детей и подростков.

Организация отдыха детей и их оздоровления в каникулярный период и круглый год – приоритетное направление заботы о подрастающем поколении, комплексная задача, для решения которой требуется слаженная работа всех ведомств на разных уровнях

Жизнедеятельность детского оздоровительного лагеря - это целостная система, в которой заложены возможности укрепления здоровья и одновременно формируются ценностные ориентации. Такую деятельность отличает обогащенное содержание, самостоятельно-творческие способы организации, направленность на всестороннее комплексное развитие детей (физическое, умственное, психическое), всего коллектива лагеря.

Именно в каникулярный отдых дети имеют возможность приобрести опыт самостоятельности, ценный и полезный опыт проведения досуга, который запоминается на всю жизнь; развитие чувства ответственности за свои поступки; опыт самостоятельного принятия решений; опыт уважения прав других; опыт межличностных отношений и адаптации в коллективе; навыки заботы об охране природы. Помимо этого, детям, имеющим разное воспитание, в лагере предоставляется возможность пожить в реальном демократическом сообществе. Лагерь дает ребенку шанс раскрыть свои потенциальные возможности, испытать личную инициативу и завоевать уважение за свое поведение. В лагере происходит осознание детьми многих нравственных понятий не столько через обучение, сколько в реальных жизненных ситуациях.

В соответствии со «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» рекомендуется охватить такие направления, как патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, семейное воспитание, гражданское воспитание, духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей, приобщение детей к культурному наследию, популяризацию научных знаний среди детей, физическое воспитание и формирование культуры здоровья.

Воспитание, развитие и оздоровление детей и подростков в значительной мере зависит от знаний, умений и подготовленности к творческой работе тех взрослых, которые организуют их жизнедеятельность в лагере в течение всей смены. Результативность летней оздоровительной кампании во многом определяется готовностью вожатых, педагогов- организаторов к работе по воспитанию и оздоровлению детей и подростков в условиях детских оздоровительных и профильных лагерей. В системе повышения квалификации вожатые и воспитатели разрабатывают на занятиях основные вопросы содержания, методики и организации отдыха, досуга, воспитания и оздоровления в лагере; работают с методической литературой, развивают необходимые умения на практикумах по туризму, игровой, спортивно- массовой и физкультурно-оздоровительной работе, оформительскому делу, природоохранной, медицинской и санитарной работе.

Перечень основных нормативных правовых актов, необходимых для руководства и использования в работе организациями отдыха детей и их оздоровления (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности) при организации отдыха детей и их оздоровления

Отдых и оздоровление детей: особенности проведения летней кампании-2017

Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit

Копировать | Печать | Закрыть