Нижегородский институт развития образования
Мероприятия Августовской афиши 2016
Областной конкурс общеобразовательных программ дополнительного образования.Фото: министерство образования Нижегородской области
Вход для пользователей
Подразделения

Заседание круглого стола «Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» при участии Николая Николаевича Малофеева

20 апреля 2010г. в рамках

 

Выездного расширенного заседания Президиума РАО при участии  МИНОБРНАУКИ России, РОСОБНАДЗОРА, Комитета по образованию Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Высшей Аттестационной комиссии МИНОБРНАУКИ России в ГОУ ДПО НИРО состоялось заседание круглого стола «Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» при участии Николая Николаевича Малофеева —

доктора педагогических наук, профессора, академика Российской академии образования, директора Института коррекционной педагогики РАО

 

Н.Н.Малофеев - автор концепции социокультурного анализа и прогнозирования развития национальных систем специального образования (ССО).

Им разработан новый методологический подход к сравнительному анализу процессов становления ССО в различных странах мира; созданы периодизация отношения государства и общества к детям с отклонениями в развитии и периодизация процесса формирования ССО России, являющиеся инструментами анализа и прогнозирования тенденций в развитии этих систем; обоснована необходимость эволюционного перехода к ССО нового типа; выделены ее основные параметры; разработана комплексная программа опережающего научного обеспечения процесса структурно-функциональной и технологической модернизации российской системы специального образования.

 

Основные проблемы, рассмотренные на заседании:

 

  • Проблема кадрового обеспечения специальной школы и вопрос качества предлагаемых на современном этапе учебников. По мнению Н.Н. Малофеева, эти проблемы взаимосвязаны. Специалисты отсутствуют как в высшей, так и в общеобразовательной школе. Недостаточная квалификация тех, кто получает сегодня высшее образование обусловлена тем, что рынок учебной литературы перенасыщен пособиями сомнительного качества: «На каком-то этапе случилось так, что все, у кого есть время и амбиции, стали писать книги». Проблема усугубляется тотальным незнанием современными студентами классических трудов в области специальной педагогики. Активное развитие дистанционных форм обучения повлекло за собой смежную с обозначенными выше проблемами: при высоком уровне технического обеспечения данного процесса, его содержательная сторона (контент) недостаточно разработана.
  • Вопрос о невозможности безоценочного калькирования западных образцов развития коррекционной педагогики. Главный тезис – изучая прогрессивный зарубежный опыт, необходимо совершенствовать свой, уникальный опыт, учитывая при этом культурное своеобразие страны, ее научный потенциал, нравственные и религиозные ценности, экономическую ситуацию, а также степень разработанности нормативно-законодательной базы. Краткий экскурс в историю ряда западных стран и России в аспекте проблем коррекционной педагогики. История коррекционной педагогики в России представлена как смена мировоззренческих парадигм: от милосердия, сострадания к “убогим” (до 1917 года) через осознание необходимости “перековки” с помощью дефектологических методик бракованного человеческого материала и подготовки «полезных граждан» (Л.С. Выготский) к концепции интегрированного обучения (с 90-х гг.).
  • Современный этап развития коррекционной педагогики. Интеграция как «перемещение ребенка из специального учреждения в общеобразовательное и оказание ему специальной помощи в условиях общеобразовательной школы”. Главный тезис – интеграция и инклюзия не могут рассматриваться как абсолютные синонимы. Инклюзия – это “физическое перемещение проблемного ребенка в общеобразовательное учреждение» – она неприемлема, по мнению Н.Н. Малофеева. Специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы – в независимости от того, обучается ребенок в общеобразовательной или специальной школе. К числу таких условий относятся: специальная образовательная программа, методы обучения, специальные учебники, учебные пособия, дидактический материал, а также психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, технические средства обучения, медицинские, социальные услуги, обеспечивающие безбарьерную среду обучения.
  • Сегодня специальным образованием охвачено 7-9 % детского населения страны. Состав категории «дети с ограниченными возможностями здоровья» широк:

а) инвалиды.

б) дети от рождения до 18 лет, не признанные в установленном порядке инвалидами, но имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии.

в) дети «группы риска» (не владеющие русским языком, ВИЧ-инфицированные, дети-сироты, дети из социально неблагополучных семей, не получившие специальную дошкольную подготовку.

5. Идея о 4-х образовательных стандартах для детей с ограниченными возможностями здоровья:

а) единый государственный стандарт, по которому сегодня работают общеобразовательная школа и часть специальных школ. Это стандарт, который должен быть реализован в условиях общеобразовательного учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, речи, но не имеющих интеллектуальных нарушений;

б) стандарт для умственно отсталых детей;

в) стандарт для детей, которые сегодня учатся в т.н. коррекционных классах. Введение данного стандарта будет способствовать закрытию этих классов;

г) стандарт для т.н. необучаемых детей. Этот стандарт создается педагогом, знающим ребенка, родителем, или лицом, его заменяющим. Измерителем успеха при этом является динамика развития этого ребенка сегодня по сравнению со вчерашними возможностями.  

 

 

 

 

 

 

 

Определены возможные перспективы

сотрудничества ГОУ ДПО НИРО, кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии с Институтом Коррекционной педагогики РАО:

  • подготовка высококвалифицированных кадров;
  • участие в стажировках (72часа);
  • подготовка аспирантов к сдаче кандидатских экзаменов по специальности;
  • сдача кандидатских экзаменов;
  • участие в научно-практических конференциях;
  • участие специалистов ИКП в учебном процессе на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров по специальностям «Олигофренопедагогика» и « Логопедия»;
  • организация научно-исследовательской работы;
  • проведение совместной научно-методической работы (подготовка регионального выпуска журнала «Дефектология»);
  • разработка и реализация совместных проектов по проблемам обучения, воспитания и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph