1
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
11
Новости

05.05.2010Госдума приняла закон о реформировании сети бюджетных учреждений в РФ

Госдума 23 апреля приняла в третьем окончательном чтении закон, который реформирует сеть бюджетных учреждений в РФ. Нормативный документ предоставляет бюджетным учреждениям право заниматься деятельностью, приносящей доход, которым они смогут распоряжаться сами. Закон вводит новый тип учреждений - казенные. В этот новый тип переводится большое количество бюджетников, в том числе армия и силовики. Для образовательных учреждений преимущественно предполагается перевод в автономные бюджетные учреждения.
Представители образовательного сообщества и депутаты ранее высказывали опасение, что бюджетная автономия школ и вузов может привести к тому, что бесплатно будет оказываться только минимум услуг, а за все, что сверх госзаказа, россиянам придется доплачивать из собственного кармана.
Никакого увеличения доли платности в образовании нет и быть не может. Более того, у нас по объему финансирования бюджетное образование на всех уровнях: на уровне школы и на уровне профессионального образования очень существенно выросло", - прокомментировал министр эти настроения.
Так, в 2004 году государство выделяло из бюджета на одного студента в среднем 21 тысячу рублей. Сегодня, по словам Фурсенко, эта сумма увеличилась до 80 тысяч рублей.
Закон определяет, что на бюджетные и автономные учреждения будет распространена норма, ранее действовавшая только для унитарных предприятий, - о том, что инвестиции в эти учреждения влекут за собой увеличение стоимости основных средств этих учреждений. Также сохранен порядок применения упрощенной системы налогообложения для автономных учреждений. Главная задача закона - сокращение внутренних издержек, повышение эффективности работы и привлечение внебюджетных источников финансирования.
Глава Минобрнауки РФ Андрей Фурсенко отметил, что новый закон не приведет к банкротству вузов, техникумов и школ, не урежет их финансирование. И, кроме того, реформа позволит сделать образование детей дешевле для родителей, поскольку не будет давать возможности школам взимать поборы за оплаченные государством услуги.
Банкротства не будет
По словам Фурсенко, при обсуждении нового закона высказывалось опасение по поводу того, что директора школ и других образовательных учреждений будут неразумно распоряжаться средствами, что приведет к тому, что учебным заведениям будет не хватать денег на выполнение взятых ими обязательств.
"В законе прямо прописано, что банкротство исключено", - сказал министр.
Фурсенко отметил, что существуют институты, которые не дадут возможности обанкротиться учреждениям. Во-первых, существует такое понятие, как крупные сделки, которые могут совершаться только с согласия учредителя, отметил он. По его словам, любая сделка, которая может поставить под вопрос выплату зарплат, является крупной, потому что объем финансирования, который идет на зарплату, как правило, превышает все остальные, составляя более половины всех расходов.
Во-вторых, отметил Фурсенко, казначейство, финансовые органы не имеют права решать, на что должны быть потрачены деньги. Они контролируют прохождение денег.
"Это означает, что в случае появления опасности казначейство сообщает учредителю о том, как идут финансовые обстоятельства, и учредитель может вмешаться в ход работы (учреждения)", - сказал министр.
В-третьих, по его словам, не могут быть обращены взыскания на особо ценное имущество учреждения. Фурсенко пояснил, что ценное имущество - как движимое, так и недвижимое - определяется учредителем.
"Я не знаю ни одного случая не только банкротства автономного учреждения, но и ни одного случая, в котором бы учредитель вынужден был использовать понятие субсидиарной ответственности... Поэтому я считаю, что все страхи очень сильно надуманы", - сказал министр.
Финансирование не урежут
Фурсенко отметил
, что в настоящее время ведутся разговоры о том, что с принятием закона резко уменьшится финансирование бюджетных учреждений.
"В настоящем законе зафиксировано, что объем финансирования не может быть уменьшен по каждому образовательному учреждению в 2011-м, переходном, году по сравнению с 2010 годом. То есть никакого обвала финансирования быть не может", - сказал министр.
При этом возможна ситуация, когда возрастет внебюджетное финансирование, добавил он.
"Но я считаю, что главная ответственность бюджета - это устойчивое сохранение и увеличение финансирования за счет бюджета. Мы шли по этому пути, и я абсолютно уверен, будем идти дальше", - заявил Фурсенко.
Он сообщил, что за последние десять лет в России значительно увеличились расходы на образование. Так, на высшее и послевузовское образование государство выделило в 2000 году 24,5 миллиарда рублей, а в 2004 году - 77 миллиардов рублей (или 50 миллиардов рублей в ценах 2000 года), в 2009 году - 347 миллиардов рублей (или 142 миллиарда рублей в ценах 2000 года).
Устойчивый рост наблюдался и в общем образовании, отметил министр. Так, в 2000 году финансирование составляло 108 миллиардов рублей, в 2004 году - 298 миллиардов рублей (или 193 миллиарда рублей в ценах 2000 года), в 2009 году - 796 миллиардов рублей (или 325 миллиардов рублей в ценах 2000 года).
Консолидированный бюджет образования в 2000 году составил 215 миллиардов рублей, в 2004 году - 593 миллиарда рублей (или 384 миллиарда рублей в ценах 2000 года), в 2009 году - 1 триллион 778 миллиардов рублей (или 726 миллиардов рублей в ценах 2000 года).
Таким образом, наблюдался устойчивый рост финансирования системы образования по всем направлениям, сказал министр. Он напомнил также, что в прошлом году консолидированный бюджет образования составил 1,6 триллиона рублей. С 2004 года, по его словам, бюджет вырос в три раза.
Поборов будет меньше
Закон о бюджетных учреждениях позволит
сделать образование детей дешевле для родителей, поскольку не будет давать возможности школам взимать поборы за оплаченные государством услуги, отметил Фурсенко.
"Я думаю, что придется платить меньше, потому что, во-первых, в законе четко оговорено, что платить можно только за то, что идет сверх стандартов (образования)", - пояснил он.
Министр отметил, что сегодня в ряде школ родителей просят платить не за те предметы и секции, которые идут сверх стандартов (например, за второй иностранный язык). Плату требуют за то, чтобы учителя лучше преподавали предметы, предусмотренные в рамках тех же образовательных стандартов, добавил Фурсенко.
"Сегодня человек не может официально платить за то, за что уже заплатило государство", - пояснил он.
Кроме того, расходы родителей на образование детей, по мнению Фурсенко, уменьшатся еще и за счет сокращения издержек.
Он пояснил, что сегодня для того, чтобы родители могли легально заплатить за дополнительные услуги (секции, кружки), школе необходимо специально зарегистрировать какой-либо фонд. Этот фонд, в свою очередь, должен арендовать помещения, принять на работу бухгалтера, вести делопроизводство, платить налоги.
"То есть это как минимум дополнительные издержки", - отметил министр.
С принятием соответствующего закона школам не нужно будет создавать фонды и нести дополнительные издержки, за которые, в конечном счете, приходится платить родителям.

"Мы должны создать возможности, когда школы имели бы право абсолютно легально получать деньги за дополнительные услуги", - считает Фурсенко.
Он пояснил, что в ряде школ сегодня существуют спортивные секции, где школьники занимаются дополнительно после уроков. По его словам, необходимо легализовать подобную практику, чтобы директорам школ не приходилось создавать какие-то специальные фонды.
При этом министр считает нецелесообразным перевод в автономные учреждения малокомплектных школ, расположенных в селах.
Закон, реформирующий сеть бюджетных учреждений, должен вступить в силу с 1 января 2011 года, но до 1 июля 2012 года предлагается установить переходный период.

О совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений
603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph