2
6
Областной форум Современные приоритеты в региональной системе воспитания: новые возможности и управление изменениями
Подразделения

Итоги конкурса "Учитель года Нижегородской области - 2010"

 

Информация

об итогах проведения областного конкурса

"Учитель года Нижегородской области – 2010"

 

В соответствии с планом работы министерства образования Нижегородской области на 2010 год и приказом министерства образования Нижегородской области от 18.01.2010 № 22 "О конкурсе "Учитель года Нижегородской области – 2010", в период с февраля по март 2010 года состоялся областной конкурс "Учитель года Нижегородской области – 2010".

Учредителями и организаторами конкурса стали министерство образования Нижегородской области, государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования", Нижегородская областная организация профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.

Конкурс проводился в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" и был направлен на развитие инновационного потенциала системы образования Нижегородской области, на выявление ведущих педагогических идей в контексте современных тенденций развития образования, на совершенствование уровня профессионализма учителя, способного оценивать, выбирать и воплощать наилучшие варианты организации инновационного образовательного процесса в школе, на демонстрацию умений воплощать свои педагогические идеи в реальной учебно-воспитательной практике школы, утверждение приоритетов образования в обществе.

Целью конкурса стала поддержка инновационного движения, выявление талантливых педагогических работников, их поддержка и поощрение; повышение престижа учительского труда; распространение педагогического опыта лучших учителей, развитие и расширение профессиональных контактов; внедрение новых педагогических технологий.

В оргкомитет областного конкурса для участия были представлены материалы от 48 учителей образовательных учреждений всех типов из 28 муниципальных районов и городских округов (Арзамасский район – 1 человек, Ардатовский район – 1 человек, Балахнинский район – 1 человек, Богородский район – 1 человек, Большемурашкинский район – 1 человек, Вадский район – 1 человек, Володарский район - 1 человек, Вознесенский район – 2 человека, Воротынский район – 1 человек, Гагинский район – 1 человек, Городецкий район – 1 человек, Кстовский район – 1 человек, Краснобаковский район – 1 человек, Краснооктябрьский район – 1 человек, Кулебакский район – 1 человек, Навашинский район – 1 человек, Павловский район – 2 человека, Починковский район – 6 человек, Семеновский район – 1 человек, Сосновский район – 3 человека, Спасский район – 2 человека, Уренский район – 1 человек, Чкаловский район – 1 человек, Шахунский район – 2 человека, г. Арзамас – 2 человека, г. Выкса – 2 человека, г.Дзержинск – 3 человека, г. Нижний Новгород – 6 человек).

Областной конкурс "Учитель года Нижегородской области – 2010" проводился в три этапа:

- первый (заочный) этап (8 - 19 февраля 2010 года);

- второй (очный) этап (23-25 марта 2010 года);

- финал конкурса (30 марта 2010 года).

Кроме того, с 3 по 5 марта 2010 года на базе государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования" (далее – ГОУ ДПО НИРО) был организован установочный семинар. Организаторами конкурса, научными консультантами кафедры педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО и муниципальными методическими службами были созданы оптимальные условия для адресной помощи и поддержки конкурсантов в подготовке конкурсных мероприятий.

Информационно-аналитические материалы по итогам областного конкурса "Учитель года Нижегородской области – 2010" включают в себя следующие разделы:

1.     Общие данные об участниках конкурса.

2.     Содержательный аспект конкурса.

3.     Выводы и предложения.

 

1.                 Общие данные об участниках конкурса

Всего в оргкомитет конкурса были представлены материалы от 48 учителей образовательных учреждений всех типов из 28 муниципальных районов и городских округов области.

В их числе один директор школы и педагогические работники 14 учебных предметов:

учителей истории – 9,

учителей начальных классов – 8,

учителей биологии – 4,

учителей русского языка и литературы – 6,

учителей иностранного языка – 4,

учителей математики – 3,

учителей физики – 2,

учитель химии – 1,

учителей информатики – 3,

учитель экономики – 1,

учителей технологии – 2,

учителей физической культуры – 1,

учителей географии – 3,

учитель музыки – 1.

2.                 Содержательный аспект конкурса

В соответствии с Порядком проведения областного конкурса "Учитель года Нижегородской области – 2010" конкурс включал первый (заочный), второй (очный) этапы и финал. Критериальную базу оценки конкурсных заданий составили следующие типы критериев:

 -общие критерии (оценка социальной значимости и профессиональной востребованности материалов конкурсантов с точки зрения основных тенденций, целей и направлений развития образования): актуальность, новизна, системность, эффективность и транслируемость;

-специальные критерии (оценка профессиональной педагогической компетентности конкурсанта, содержательности и степени обоснованности представляемых материалов): полнота, степень проработанности, степень согласованности структурных частей презентационного материала;

-конкретные практические критерии (оценка степени соответствия материалов конкурсантов реальной образовательной ситуации, уровня технологической оснащенности профессиональной деятельности участников конкурса): результативность, реалистичность, инструментальность.

Первый (заочный) этап предполагал экспертизу конкурсных материалов: информационная карта инновационного педагогического опыта учителя – победителя ПНП " Образование"; методическая разработка раздела образовательной (учебной) программы; проект воспитательного мероприятия или проект родительского собрания.

Представленные конкурсантами информационные карты инновационного педагогического опыта свидетельствуют об общей ориентации учителей на реализацию в своей педагогической практике основных задач модернизации отечественного школьного образования: духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание школьников, формирование экологической культуры учащихся, развитие способностей к исследовательской, проектной, творческой деятельности, построение компетентностно-ориентированного образования, информатизация образовательного процесса, реализация здоровьесберегающих технологий. В то же время присутствует и опыт, предполагающий реализацию ставших уже традиционными способов организации образовательного процесса, как-то проблемное обучение, методы развития познавательного интереса и познавательной активности школьников. У части конкурсантов выявлено непонимание сущности инновационного опыта как процесса внедрения новшеств, направленного на внесение качественных изменений в образовательную практику.

Экспертиза методических разработок раздела образовательной программы была направлена на выявление методической компетентности учителя – конкурсанта, его способности осуществлять реализацию содержания образования с помощью современных образовательных подходов и технологий, дидактических средств. Учитывая то, что компьютерная презентация методической разработки раздела образовательной программы в 2009/2010 учебном году стала одной из форм аттестации педагогов по направлению «определение профессиональной компетентности», представленные на конкурс методические разработки составили качественную информационно-методическую базу для работы по подготовке педагогов области к прохождению аттестационных процедур.

Среди представленных конкурсантами разработок проектов воспитательных мероприятий наряду с традиционными формами классных часов, литературных гостиных, музыкальных вечеров, телемостов, турниров и викторин, присутствуют интересные разработки, имеющие характер социально-ориентированных проектов, психологических тренингов, организационно-деятельностных игр.

Практически все представленные на конкурс проекты родительских собраний заслуживают внимания, как с точки зрения актуальности поднимаемых проблем: поддержание и развитие здоровьесберегающих интересов ребенка; развитие творческой одаренности школьников; воспитание потребности школьников в знаниях; формирование читательского интереса школьников; взаимодействие семьи и школы при подготовке старшеклассников к ЕГЭ; поощрение и наказание, как методы семейного воспитания, так и по предлагаемым формам их проведения: педагогическая мастерская, мастер-класс, организационно-деятельностная игра, круглый стол, дискуссионный клуб.

Победителями первого (заочного) этапа конкурса стали 14 участников, занявшие 10 первых рейтинговых мест:

1. Баринова Светлана Эрнестовна – учитель французского языка муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 11 г. Павлово;

 2. Галкина Инна Анатольевна – учитель начальных классов муниципального образовательного учреждения Водоватовской средней общеобразовательной школы Арзамасского района;

3. Денисова Ольга Викторовна – учитель географии муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 22 с углублённым изучением французского языка» г. Дзержинска;

4. Депутатова Наталья Ивановна – учитель начальных классов муниципального образовательного учреждения Большемурашкинской средней общеобразовательной школы, р.п. Большое Мурашкино;

5. Держурина Елена Николаевна – учитель английского языка муниципального образовательного учреждения «Шахунская гимназия им. А.С.Пушкина», г. Шахунья;

6. Дюжаков Александр Михайлович - учитель истории и мировой художественной культуры муниципального образовательного учреждения Воротынской средней общеобразовательной школы, п. Воротынец;

7. Иващенко Сергей Антонович - учитель русского языка и литературы муниципального образовательного учреждения - средней общеобразовательной школы № 186 “Авторская академическая школа” г. Нижнего Новгорода;

8. Козлова Татьяна Викторовна - учитель музыки и мировой художественной культуры муниципального образовательного учреждения «Гимназия № 38» г. Дзержинска;

9. Кудимова Наталья Вячеславовна – учитель информатики муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 14 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Балахны;

10. Мерзлов Николай Михайлович – учитель географии муниципального образовательного учреждения лицея № 1 г. Семенова.

11. Сучкова Ирина Анатольевна – учитель начальных классов муниципального образовательного учреждения лицея г. Арзамаса;

12. Терехина Елена Владимировна – директор, учитель физики муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 175 г. Нижнего Новгорода;

13. Фадеев Алексей Михайлович – учитель физической культуры муниципального образовательного учреждения «Атемасовская основная общеобразовательная школа» Ардатовского района;

14. Федотова Наталья Михайловна – учитель технологии муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 г. Павлово.

Победители первого (заочного) этапа стали участниками второго (очного) этапа конкурса. Второй (очный) этап включал в себя следующие конкурсные мероприятия, которые должны были представить целостную линию:

1. Презентация инновационного педагогического опыта участника конкурса (устное выступление с мультимедийной презентацией, регламент 15 минут). Участники конкурса должны были представить свой профессиональный опыт как опыт, сформировавшийся при взаимодействии с коллегами: учителями различных предметов, педагогами и специалистами образовательных учреждений разных типов и видов, родителями учеников, общественными организациями, работниками науки, культуры, сферы здравоохранения, представителями других сфер. Задача экспертов – выявить максимальный на данный момент уровень развития профессионализма, способности оценивать, выбирать и воплощать наилучшие варианты организации образовательного процесса с учетом меняющихся социально-экономических условий, общей ситуации в системе образования России. В опыте, представленном участниками конкурса, отражены ведущие направления модернизации отечественного образования: информатизация образовательного процесса; гражданское, поликультурное, экологическое образование школьников; внедрение здоровьесберегающих технологий и формирование здорового образа жизни; реализация компетентностного подхода; внедрение аутентичных форм оценки образовательных достижений; формирование исследовательской и проектной деятельности учащихся;

2. Презентация инновационного педагогического проекта участника конкурса (устное выступление с мультимедийной презентацией, регламент 15 минут). Участники должны были представить комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание и распространение или внедрение педагогических новшеств в области содержания образования, образовательных технологий, технологий управления, образовательной диагностики и т.п. и гарантирующих достижение необходимых эффектов, а также представляющих варианты изменения социальной среды (решения социальных проблем) педагогическими средствами. Среди большинства проектов, представляющих собой попытки совершенствования организации учебного процесса на основе внедрения авторских программ или методик («Школьный клуб «Познай себя», авторская программа дополнительного образования «Мастерская Марьи-искусницы», авторская программа по развитию речи «От любознательности к мудрости», «Создание школы здоровья», «Школа гидов-переводчиков», электронный атлас юного краеведа - исследователя, «Использование Веб 2.0 и интернет-ресурсов в экологических экспедициях и лагерях»») есть проекты, демонстрирующие оригинальные варианты решения значимых социально-образовательных проблем (реализуемый в рамках программы «Одаренные дети» проект «Прометеев дар» Козловой Т.В., учителя музыки и МХК МОУ «Гимназия № 38» г. Дзержинска; проект «Общешкольная газета как средство развития компетентностей учащихся» Иващенко С.А., учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 186 г. Н. Новгорода; проект организации межкультурного взаимодействия народов Присурья «Встречи у Супротивного ключа»; проект педагогической мастерской «Знание – в действии!» Держуриной Е.Н., учителя английского языка МОУ «Шахунская гимназия им. А.С. Пушкина»).

3. Метапредметное учебное занятие (регламент - 30 минут, самоанализ – 10 минут). Участники конкурса должны были провести учебное занятие с учащимися, отражающее метапредметный подход и междисциплинарные связи, умение формировать целостную картину мира и надпредметные компетентности. Базой для проведения конкурсантами метапредметных учебных занятий было выбрано муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением отдельных предметов г. Кстово (директор С.Н. Гашкова). Метапредметные темы учебных занятий определялись конкурсантами исходя из особенностей содержания предметных тем уроков. Среди наиболее ярких конкурсных учебных занятий следует отметить уроки: «Контрреформы как основа внутренней политики Александра III» (метапредметная тема «Изменение и развитие») А.М. Дюжакова; «Мастер и наше время: проблематика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (метапредметная тема «Мировоззрение и проблематизация») С.А. Иващенко; «Вечный театр Петрушки» (метапредметная тема «Позиция и роль») Т.В. Козловой; урок литературного чтения «От любознательности к мудрости» (метапредметная тема «Мировоззрение и проблематизация») И.А. Сучковой; “Do you help at home?” (метапредметная тема «Порядок и хаос») Е.Н. Держуриной.

В соответствии с п. 2.12. Порядка проведения областного конкурса "Учитель года Нижегородской области – 2010" участниками финала конкурса стали учителя – победители второго (очного) этапа (5 человек):

  • Держурина Елена Николаевна – учитель английского языка муниципального образовательного учреждения «Шахунская гимназия им. А.С.Пушкина», г. Шахунья;
  • Дюжаков Александр Михайлович - учитель истории и мировой художественной культуры муниципального образовательного учреждения Воротынской средней общеобразовательной школы, п. Воротынец;
  • Иващенко Сергей Антонович - учитель русского языка и литературы муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 186 «Авторская академическая школа» г. Нижнего Новгорода;
  • Козлова Татьяна Викторовна - учитель музыки и мировой художественной культуры муниципального образовательного учреждения «Гимназия № 38» г. Дзержинска;
  • Сучкова Ирина Анатольевна – учитель начальных классов муниципального образовательного учреждения лицея г. Арзамаса.

Финал конкурса проводился 30 марта текущего года на базе государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области". Участники финала выступали на сцене и приобрели опыт сценического поведения.

Финал конкурса включал следующие конкурсные задания:

  • мастер-класс, демонстрирующий авторский способ профессиональной педагогической деятельности конкурсанта, отражающий значение преподаваемого им предмета для формирования мировоззрения и общекультурных компетенций;
  •  «Открытая дискуссия» - открытое обсуждение конкурсантами одного из направлений модернизации школьного образования, представленного в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа".

Жюри оценивало: глубину и оригинальность содержания выступлений конкурсантов; социальную значимость демонстрируемых авторских способов профессиональной педагогической деятельности; общую культуру и эрудицию, умение взаимодействовать с широкой аудиторией, вести дискуссию.

Мастер-классы участников финала показали высокий уровень их методической подготовки. Во всех мастер-классах была использована работа с залом, продемонстрированы способы работы с взрослой аудиторией. Идеи мастер-классов в содержательном аспекте носили метапредметный характер, конкретизировали темы, заявленные в презентации опыта, инновационного проекта и учебном занятии на втором (очном) этапе конкурса.

Главная идея конкурсного задания «Открытая дискуссия» - показать способность конкурсантов выражать, аргументировать и отстаивать свою позицию относительно актуальных задач построения новой модели общего среднего образования: обновление образовательных стандартов; поддержка одаренных детей; развитие учительского потенциала; сохранение и укрепление здоровья школьников; создание современной школьной инфраструктуры. Конкурсанты вышедшие в финал продемонстрировали активную гражданскую позицию, личную заинтересованность в эффективной реализации национальной образовательной инициативы.

Участников финала областного конкурса "Учитель года Нижегородской области – 2010" оценивало профессиональное жюри, в состав которого вошли представители министерства образования Нижегородской области, профессорско-преподавательского состава государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования", государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет", победитель областного конкурса "Учитель года Нижегородской области – 2009", руководитель образовательного учреждения – организатора второго (очного) этапа конкурса, руководитель муниципальной методической службы – победителя регионального этапа конкурса инновационных моделей муниципальных методических служб «Методическая служба – новой школе».

В целях повышения престижа учительской профессии, утверждения приоритетов образования в обществе на финале конкурса работало общественное жюри в составе представителей Нижегородской областной организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации; средств массовой информации Нижегородской области, бизнес – сообщества, родительской общественности. Общественным жюри были учреждены награды для финалистов конкурса "Учитель года Нижегородской области – 2010" в соответствии с номинациями:

"Лидер в профессии" - Сучкова Ирина Анатольевна;

"Учитель – новатор" - Козлова Татьяна Викторовна;

"Мастер педагогического слова" - Иващенко Сергей Антонович;

"Учитель – гражданин" – Дюжаков Александр Михайлович;

"Мастер коммуникаций" – Держурина Елена Николаевна.

По результатам финала конкурса итоги распределились следующим образом:

Ф.И.О.конкурсанта

1 конкурсное задание

2 конкурсное задание

Сумма баллов

Итоговое место

1.Козлова Т.В.

23,10

17,0

40,1

Диплом I степени

2.Дюжаков А.М.

22,20

16,9

39,1

Диплом II степени

3.Иващенко С.А.

22,40

14,2

36,6

Диплом II степени

4.Держурина Е.Н.

21,30

15,0

36,3

Диплом III степени

5.Сучкова И.А.

21,50

14,2

35,7

Диплом III степени

 

По итогам финала областного конкурса состоялась церемония награждения лауреатов, дипломантов и победителя конкурса, которым были вручены почетные дипломы министерства образования Нижегородской области и денежные премии:

победитель (1 человек) – 55.000 рублей, кубок победителя конкурса,

дипломанты II степени (2 человека) – по 30.000 рублей, медали финалистов конкурса,

дипломанты III степени (2 человека) – по 20.000 рублей, медали финалистов конкурса.

Нижегородская областная организация профсоюза работников образования и науки РФ учредила свои почетные грамоты обкома профсоюза и премии: лауреатам конкурса – денежная премия в размере 3.000 рублей каждая и финалистам конкурса - денежная премия в размере 5.000 рублей каждая.

Также лауреаты конкурса были награждены подарками от спонсора конкурса ООО "Дом книги".

Информационными партнерами конкурса стали: телекомпании "Сети - НН", "Вести Приволжья", "Кремль", "ННТВ", газеты "Биржа плюс карьера", "Школа", "Сюжет", "Нижегородский рабочий", "Нижегородские новости", "Нижегородская правда", журнал "Нижегородское образование", Нижегородское областное радио. По итогам второго (очного) этапа конкурса подготовлен специальный выпуск газеты "Школа".

Победитель финала конкурса Козлова Татьяна Викторовна, учитель музыки и мировой художественной культуры муниципального образовательного учреждения «Гимназия № 38» г. Дзержинска, делегируется для участия во Всероссийском конкурсе "Учитель года России – 2010", который пройдет в г. Магнитогорске Челябинской области.

3. Выводы и предложения

3.1.Члены оргкомитета и жюри отмечают положительные результаты конкурса "Учитель года Нижегородской области – 2010":

- областной конкурс был проведен на достаточно высоком организационном и научно-методическом уровне. Возросла общая культура участников конкурса и демонстрационные навыки представления инновационного педагогического опыта с соблюдением требований и норм Порядка проведения конкурса,

- координация требований российского и областного конкурсов, включение новых форм демонстрации опыта профессиональной деятельности конкурсантов (метапредметное учебное занятие, «открытая дискуссия») содействовали повышению качества конкурсных мероприятий,

- конкурс может считаться одной из перспективных форм повышения квалификации и творческой поддержки педагогических кадров,

- о конкурсе прошла системная информация в средствах массовой информации. Конкурс широко освещался на региональном телевидении и радио, в местных печатных органах.

  • Предложения и рекомендации:

1. Предложения по организации конкурса.

1.1. Поскольку в конкурсе приняли участие лучшие учителя Нижегородской области, продемонстрировавшие высокий уровень методического мастерства предлагаем оформить их конкурсные материалы в виде публикаций в печатном и электронном виде с целью широкого распространения их опыта среди педагогической общественности региона.

1.2. Предлагаем на заочном этапе конкурса оставить в качестве конкурсного материала только информационную карту инновационного опыта победителя ПНП "Образование" и в качестве формы предварительного отбора ввести проведение будущими конкурсантами мастер-классов, презентаций своего инновационного опыта в рамках мероприятий районного или областного уровня с представлением в организационный комитет конкурса удостоверяющего документа о качестве проведенного претендентом мероприятия.

1.3. Предлагаем оставить в Порядке проведения конкурса общественную экспертизу конкурсных выступлений на финале конкурса с привлечением представителей родительской общественности, средств массовой информации и других социальных партнеров.

1.4. С целью повышения объективности и открытости конкурса предлагаем размещать присылаемые на конкурс информационные карты инновационного опыта победителя ПНП "Образование" на сайте ГОУ ДПО НИРО с тем, чтобы опыт конкурсантов мог получить широкую общественную оценку.

2. Рекомендации:

Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов области:

- рассмотреть итоги областного конкурса "Учитель года Нижегородской области – 2010" на совещаниях руководителей образовательных учреждений, районных методических объединениях;

- усилить внимание к уровню профессиональной готовности будущих конкурсантов и качеству представления материалов на областной конкурс;

- использовать потенциал победителей и участников конкурса "Учитель года" при подготовке и проведении районных (городских) конкурсов, а также для организации методической работы по развитию инновационной деятельности в муниципальной системе образования.

Государственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования":

- рассмотреть вопрос о создании системы научно-методического сопровождения конкурса, включая дополнительную профессиональную образовательную программу подготовки конкурсантов в объеме 108 учебных часов, на основе принципов межпредметного взаимодействия между структурными подразделениями ГОУ ДПО НИРО.

Информация подготовлена кафедрой педагогики и андрагогики государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования", отделом дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской области

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph