Физическая культура, являясь частью общей культуры человека и общества, напрямую связана с социальным запросом государства, и уровень ее развития определяет уровень жизнеспособности людей. В процессе освоения учебного предмета «Физическая культура» формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической культурой, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников. Основные направления модернизации учебного предмета «Физическая культура» - обновление содержания и систематизация технологий преподавания учебного предмета, обновление учебно-методического обеспечения, повышение кадрового потенциала, - предполагают внесение изменений в содержание дополнительных профессиональных программ кафедры теории и методики физвоспитания и ОБЖ ГБОУ ДПО НИРО в рамках курсов повышения квалификации педагогов, обновление содержательно-методического и дидактического обеспечения учебных модулей.
Кафедра теории и методики физвоспитания и ОБЖ , представляя научно-методический и образовательный центр дополнительного профессионального образования в области физической культуры и ОБЖ, видит свое главное предназначение в обеспечении условий для повышения квалификации и переподготовки специалистов в сфере физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности с востребованным уровнем профессиональной и социальной компетентности, готовых к самоопределению, саморазвитию, самосовершенствованию в условиях развивающейся образовательной среды. В соответствии с социальными запросами общества и перспективными задачами развития России разработан проект «Концепции модернизации учебного предмета «Физическая культура» в РФ». Цель Концепции - обеспечение высокого качества изучения и преподавания предмета /дисциплины «Физическая культура», повышения его образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала в образовательных организациях. Концепция представляет собой систему взглядов на основные цели, задачи и направления модернизации учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы в Российской Федерации. В ней определены стратегия и вектор развития учебного предмета в контексте тенденций отечественного и мирового опыта. Содержание «Концепции» предусматривает выделение и детализацию основных направлений её реализации: обновление содержания и систематизацию технологий преподавания учебного предмета, обновление учебно-методического обеспечения, обновление материально-технического обеспечения, повышение кадрового потенциала, формирование у обучающихся мотивации к регулярным занятиям, механизм реализации.
Выделенные направления и поставленные задачи в проекте «Концепции» не вызывают сомнений и предполагают внесение изменений в содержание дополнительных профессиональных программ кафедры теории и методики физвоспитания и ОБЖ в рамках курсов повышения квалификации педагогов, обновление содержательно-методического и дидактического обеспечения учебных модулей.
Определяя стратегию развития образовательной деятельности, представляя научно-методический и образовательный центр дополнительного профессионального образования в области физической культуры и ОБЖ, кафедра видит свое главное предназначение в обеспечении условий для повышения квалификации и переподготовки специалистов в сфере физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности с востребованным уровнем профессиональной и социальной компетентности, готовых к самоопределению, саморазвитию, самосовершенствованию в условиях развивающейся образовательной среды.
В контексте современных тенденций развития образования, реализации федеральных целевых программ, ФГОС главными профессиональными качествами педагогов становятся: умение учиться, готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений.
В связи с этим кафедрой разрабатываются дополнительные профессиональные программы (ДПП) для слушателей курсов повышения квалификации на основе усиления практической деятельности и внедрения вариативных форм обучения, использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ для внедрения в практику профессиональной деятельности педагогов. Начинающим педагогам физической культуры, совместителям предлагается отдельная программа и вариативные модули, содержание которых учитывает их уровень готовности к реализации профессиональной деятельности. Имеется также возможность пройти курс профессиональной переподготовки лицам, не имеющим физкультурно-педагогического образования, с предоставлением права на осуществление нового вида профессиональной деятельности.
Для реализации практических занятий со слушателями на базе передовых школ открыты стажерские площадки , где педагоги получают возможность осваивать инновационные технологии обучения, воспитания и развития школьников, применительно к образовательной области «Физическая культура и ОБЖ».
В рамках реализации научной деятельности кафедры в мае 2017 года в ГБОУ ДПО НИРО состоялась I Всероссийская научно-практическая конференция по теме: «Организационно-содержательное обеспечение физкультурно-спортивной деятельности образовательных организаций в современных условиях» (ссылка на страницу кафедры- научная деятельность - конференции). Конференция была организована кафедрой с участием представителей Министерства спорта Нижегородской области, Регионального центра тестирования Нижегородской области; специалистов органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов / городских округов, курирующих деятельность по внедрению ВФСК ГТО в образовательных организациях. В ходе конференции рассматривались актуальные проблемы, связанные с учебной, внеурочной деятельностью обучающихся и работой педагогов по подготовке к сдаче испытаний/тестирований ВФСК ГТО в образовательных организациях; представлен опыт школ, имеющих успешный опыт работы по Комплексу ГТО, внедрению инновационных форм, технологий обучения.
В декабре 2017 года в г. Москве прошел I Всероссийский съезд учителей физической культуры. Нижегородскую область от НИРО представляли два педагога: Семенова Альбина Федоровна, учитель физической культуры высшей категории, МАОУ гимназия №80, г. Нижний Новгород, (директор Винтер Лев Матвеевич) и Прошина Жанна Викторовна, учитель физической культуры высшей категории, МАОУ «Школа № 118 с углубленным изучением отдельных предметов», г.Нижний Новгород, (директор Жукова Надежда Николаевна). Съезд стал федеральной дискуссионной площадкой, на которой рассматривались перспективы модернизации учебного предмета в части повышения его образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала на основе преемственности и взаимосвязи урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
Для улучшения качества курсовой подготовки слушателей по учебным предметам «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности» в здании общежития НИРО на ул. Чукотской открыт учебный кабинет-лаборатория, оснащенный необходимым оборудованием для использования его в образовательном процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов. В рамках проведения широкомасштабных спортивных мероприятий текущего года, дальнейшего внедрения Комплекса ГТО в Нижегородском регионе кафедра готовится к проведению в августе межрегиональной научно-практической конференции «Инновационные подходы к реализации системы физкультурно-спортивной деятельности образовательных организаций» с привлечением представителей сетевого сообщества учителей ФК и ОБЖ Нижегородского региона; демонстрацией опыта работы педагогов на инновационных площадках кафедры, представлением эффективных моделей, систем, технологий учебной и внеурочной деятельности для подготовки обучающихся к сдаче нормативов ВФСК ГТО, повышения интереса к занятиям физической культурой.
Рассматривается возможность проведения совместных с Министерством спорта Нижегородской области, региональным Центром тестирования курсов повышения квалификации педагогов физической культуры Нижегородской области для осуществления судейства при проведении испытаний / тестирований по Комплексу ГТО.
Вместе с тем, несмотря на системную работу педагогов в Нижнем Новгороде и Нижегородском регионе по созданию условий для вовлечения детей и молодежи в регулярные занятия физической культурой и спортом, как в процессе учебной деятельности, так и во внеурочное время, остаются нерешенными многие проблемы. В частности, это проблемы: организационно-методического обеспечения и сопровождения предмета «Физическая культура» на местах, недостаточного внимания к развитию (совершенствованию) физкультурно-спортивной инфраструктуры для качественной организации и проведения урока физической культуры (три часа в неделю с одним классом); отсутствия системного, дифференцированного подхода к процессу обучения (с учетом групп здоровья; детей с ОВЗ); недостаточного внимания к формированию позитивного имиджа учителя физической культуры, престижу педагогической профессии физкультурно-спортивного профиля в профессиональной среде и в обществе.
Следует вспомнить прекрасные слова К.Д.Ушинского, которые и на сегодняшний день не потеряли своего уникального значения: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Именно учитель является ключевой фигурой педагогической деятельности и играет ведущую роль в реформировании системы образования.
В условиях разработки и дальнейшего внедрения Концепции модернизации учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях Российской Федерации кафедра предлагает педагогам физической культуры принять участие в интерактивном опросе,
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть