3
7
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Подразделения

Областная научно-практическая конференция «Региональная история – составная часть современного школьного исторического образования», приуроченная к 25-летию кафедры истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Нижегородский институт развития образования, кафедра истории и обществоведческих дисциплин приглашает Вас принять участие в областной научно-практической конференции «Региональная история – составная часть современного школьного исторического образования», приуроченная к 25-летию кафедры истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО.

Цель конференции – обобщить опыт внедрения нижегородской модели региональной истории в систему школьного образования, выявить и дессиминировать эффективные практики ее преподавания в контексте Историко-культурного стандарта и Концепции нового УМК Отечественной истории, привлечь внимание педагогической общественности к 800-летнему юбилею Нижнего Новгорода.

Конференция состоится 31 октября 2018 года в Нижегородском институте развития образования по адресу: Нижний Новгород, ул. Ванеева 203, учебный корпус.

В рамках конференции предлагается обсудить вопросы:

- роль и значение региональной истории как научного направления и школьного предмета;

-нижегородская модель региональной истории и эффективные практики ее реализации в системе школьного образования Нижегородской области;

- изучение историко-краеведческих проблем в прошлом и настоящем на региональном и локальном (местном) уровнях;

- региональная и локальная история в лицах, вклад нижегородских краеведов в изучение родного края;

- соотношение общероссийского, регионального и локального содержательного компонента в школьном курсе региональной истории;

- опыт использования современных образовательных технологий и методик в преподавании региональной истории;

- организация проектной и исследовательской деятельности учащихся при изучении истории родного края;

- эффективные практики организации внеурочной деятельности учащихся историко-краеведческой направленности;

- школьные музеи как ресурсные центры преподавания региональной истории, сохранения и популяризации культурно-исторического наследия;

- воспитательный потенциал региональной истории, ее роль в формировании гражданской идентичности и культурной самоидентификации учащихся;

- школьная региональная история и формирование профессионального сообщества учителей-краеведов.

     Принимаются так же материалы по другим аспектам, соответствующим теме конференции

Формат конференции: пленарное и секционные заседания, круглые столы, проведение мастер-классов, презентаций, интерактивных экскурсий, выставки учебной и методической литературы кафедры истории и обществоведческих дисциплин.

К участию в конференции приглашаются: учителя истории и обществознания, преподаватели вузов и средних специальных учебных заведений, педагоги дополнительного профессионального образования, ученые-краеведы, краеведы локальной истории,  руководители районных методических объединений и методисты, курирующие вопросы исторического образования.

Регламент работы конференции:

9-00—10-00 Регистрация участников конференции
9-00—14-00 Выставка научных и учебно-методических изданий сотрудников кафедры истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО
10-00—11-15 Пленарное заседание
11-15—11-40 Перерыв
11-40—14-00 Работа секций
14-00—14-20 Подведение итогов конференции (актовый зал, руководители секций)

 

Регламент выступлений:

доклады на пленарном заседании — 15 мин.
сообщения на секциях — 8 - 10 мин.
участие в прениях, обсуждении — 2 мин.

 

Программа конференции

Пленарное заседание
(актовый зал ГБОУ ДПО НИРО, 1-й этаж учебного корпуса)

Открытие конференции
Приветственное слово: Калинкина Елена Георгиевна, первый проректор ГБОУ ДПО НИРО, кандидат педагогических наук, доцент

Доклады:
1. УМК «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» и формирование базовых национальных ценностей учащихся. - Романовский Вячеслав Константинович, заведующий кафедрой истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО, доктор исторических наук, доцент
2. Нижегородское историческое краеведение: вехи становления, развития и современное состояние. - Селезнев Федор Александрович, заведующий Центром краеведческих исследований Института международных отношений и мировой истории ННГУ им. Н. И. Лобачевского, доктор исторических наук, профессор
3. Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся по изучению истории малой родины. - Толокина Светлана Сергеевна, заместитель директора Барминской средней школы Лысковского района

Награждение победителей и участников областного конкурса экскурсий учителей истории и обществознания «Нижегородские узоры любимой улицы моей» (к 800-летию основания Нижнего Новгорода)

Секционные заседания

Секция № 1
Историко-краеведческие исследования — школе
(актовый зал)

 

Руководители секции: Романовский Вячеслав Константинович, заведующий кафедрой истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИ-РО, доктор исторических наук; Ледров Сергей Михайлович, редактор редакционного отдела ГБОУ ДПО НИРО, кандидат исторических наук, доцент

1.      Интерактивная карта ярмарок Нижегородского края XVII—XX веков. - Ледров Сергей Михайлович, редактор редакционного отдела ГБОУ ДПО НИРО, кандидат исторических наук, доцент
2. Нижегородская ярмарка XIX—XX веков: этапы развития. -  Богородицкая Нина Алексеевна, кандидат исторических наук, доцент
3. Нижегородское купечество на Нижегородской ярмарке в первой половине XIX века. Иванов Максим Андреевич, аспирант кафедры зарубежного регионоведения и локальной истории ИМОМИ ННГУ им. Н. И. Лобачевского
4. Историко-краеведческие изыскания о селе Бармино: подходы и результаты. - Толокина Светлана Сергеевна, заместитель директора Барминской средней школы Лысковского района
5. История поселка Мухтолово (по материалам школьного музея). - Чапарина Ксения Валерьевна, преподаватель истории и обществознания Арзамасского техникума строительства и предпринимательства
6. Нравственный потенциал родословной семьи Гудковых. - Гудков Олег Дмитриевич, учитель истории и обществознания МБОУ средняя школа при ФКУ ИК-16 Лысковского района
7. Краеведческие материалы на страницах районной газеты. - Дюжаков Александр Михайлович, главный редактор «Воротынской Интернет-газеты»
8. О. С. Козырев и его вклад в социально-культурное развитие городского округа города Шахуньи. -Завьялова Светлана Владимировна, преподаватель филиала Самарского государственного университета путей сообщения в г. Нижнем Новгороде, кандидат исторических наук; Завьялова Александра Арефьевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Школа № 60» Нижнего Новгорода
9. Дважды лауреат Премии Нижнего Новгорода Леонид Александрович Рязанов и другие краеведы поселка Большое Козино. - Садовская Маргарита Вениаминовна, переводчик АО «ОКБМ Африкантов»
10. Бояре Стрешневы в истории Нижегородского края XVII века. - Варенцова Лариса Юрьевна, доцент кафедры теории и истории государства и права Нижегородской академии МВД России

 

Секция № 2
Современный урок по учебному курсу «История Нижегородского края»
(ауд. 205)

 

Руководители секции: Гончар Любовь Александровна, старший преподаватель кафедры истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО; Васильева Вера Михайловна, учитель истории и обществознания МБОУ Гимназия № 4 г. Кстово

1. Современные требования к уроку по истории родного края. - Гончар Любовь Александровна, старший преподаватель кафедры истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО
2. Формирование ключевых компетенций и гражданской идентичности учащихся через изучение курса «История Нижегородского края». - Шкилева Светлана Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ Исуповская средняя школа Гагинского района
3. Активные методы организации учебной деятельности учащихся на уроках исторического краеведения по новому УМК. - Васильева Вера Михайловна, учитель истории и обществознания МБОУ Гимназия № 4 г. Кстово
4. Методическая копилка учителя: формирование личностных УУД на уроках истории родного края. -Воробьева Марина Николаевна, учитель истории и обществознания МАОУ «Уренская средняя школа № 1»
5. Мастер-класс «Использование современных образовательных технологий и методик в преподавании региональной истории». - Александрова Екатерина Валерьевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя школа № 16» г. Павлово
6. Опыт использования методического приема «Исторические пятнашки» в преподавании истории Нижегородского края. - Малышева Ольга Владимировна, учитель истории МБОУ «Школа № 41» г.о.г. Нижнего Новгорода
7. Метапредметный подход в изучении истории Нижегородского края и воспитание патриотизма подрастающего поколения. - Бахшалиева Эльмира Эльдаровна, учитель истории и обществознания МБОУ «Сергачская средняя общеобразовательная школа № 5»
8. Опыт использования различных типов исторических источников в изучении истории возведения каменного Нижегородского кремля. - Якимова Лариса Юрьевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Школа № 140» г.о. г. Нижнего Новгорода
9. Воспитательный потенциал уроков по региональной истории. - Бухалова Надежда Нифантьевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Школа № 74 с углубленным изучением отдельных предметов» г.о.г. Нижнего Новгорода
10. Развитие базовых компетенций учащихся в процессе изучения истории и исторического краеведения. - Толстых Алексей Иванович, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 7 г. Н. Новгорода
11. Технология проектов в формировании ценностных ориентаций учеников на уроках истории, краеведения и во внеурочной деятельности в условиях сельской малокомплектной школы. - Атопшева Ирина Анатольевна, учитель истории и обществознания МБОУ Ушаковская СШ Гагинского района

 

Секция 3
Использование ИКТ-технологий, проектных и исследовательских методов
при изучении истории родного края
(ауд. 206)

 

Руководители секции: Гинзбург Борис Львович, доцент кафедры истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО, кандидат исторических наук; Фурсов Максим Викторович, учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия № 50» г.Н.Новгорода

1. Опыт использования современных образовательных технологий в преподавании региональной истории. - Желанина Татьяна Викторовна, учитель истории и обществознания МБОУ Сявская СОШ Шахунского района
2. Электронное обучение как средство формирования гражданственности и патриотизма. - Морозова Ольга Павловна, учитель истории и обществознания МБОУ «Вазьянская средняя школа им. З. И. Афониной» Спасского района
3. Возможности использования ИКТ-технологий на уроках учебного курса «История Нижегородского края». - Гинзбург Борис Львович, доцент кафедры истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО, кандидат исторических наук
4. Опыт использования современных образовательных технологий и методик в преподавании региональной истории. - Бодунова Светлана Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ «Красносельская средняя школа» Арзамасского района
5. Исследовательский проект «Ленинградские дети на Ветлужской земле». - Левашова Наталья Сергеевна, учитель истории МБОУ «Ветлужская школа № 2»
6. Проектная деятельность школьников по историческому краеведению с использованием информационных технологий. - Светлакова Галина Никандровна, учитель истории и обществознания МБОУ «Комаровская школа» Богородского района
7. Знать историю предков, или Приглашение на краеведческую конференцию. - Мухаметжанова Альфия Хайдяровна, учитель истории и обществознания МБОУ Большерыбушкинская СОШ имени А. С. Садекова Краснооктябрьского района
8. Использование краеведческого компонента на уроках ОПК (4-й класс) и ОДНКНР (5-й класс). - Серова Ольга Юрьевна, учитель ОПК и ОДНКНР МАОУ «Школа № 187» г. Н. Новгорода
9. Поисковая деятельность учащихся МБОУ «Гимназия № 50» г.Н. Новгорода при изучении истории родного края. - Фурсов Максим Викторович, учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия № 50» г. Н.Новгорода
10. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении истории родного края. -Урбезова Наталья Владиславовна, учитель истории и обществознания МБОУ «Верховская ООШ» Шахунского района
11. Использование дистанционных технологий при изучении истории Нижегородского края. - Седова Ирина Анатольевна, учитель истории и обществознания МБОУ № 1 г. Ворсма

 

Секция 4
Школьный музей как средство
познания истории родного края и воспитания личности
(ауд. 310 — зеленый класс)

 

Руководители секции: Ионова Лидия Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 58 Нижнего Новгорода; Гришин Вадим Васильевич, доцент кафедры истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО, кандидат философских наук

1.      Роль школьного краеведческого музея в воспитании гражданина и патриота. - Готовцева Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Ильино-Заборская основная школа» Семеновского района
2. Школьный музей и его роль в образовательном пространстве. - Оганина Наталья Борисовна, учитель истории и обществознания МБОУ СШ с. п. Селекционной станции Кстовского района
3. Музей «Нижегородская старина» как ресурсный центр преподавания региональной истории и формирования идентичности юных нижегородцев. - Шалаева Ольга Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ «Школа № 24» г. Нижнего Новгорода
4. Роль школьного музея в изучении истории Нижегородского края. - Ионова Лидия Александровна, учитель истории и обществознания МАОУ «Школа № 58» г. Нижнего Новгорода
5. Из опыта работы музея школы № 18 г. Нижнего Новгорода. - Малова Людмила Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Школа № 18» г. Нижнего Новгорода
6. Краеведческая работа в школе и ее роль в формировании гражданского и культурного воспитания сельского школьника. - Тюмина Антонина Михайловна, учитель истории и обществознания МБОУ Никольская СОШ Арзамасского района
7. «Три мира Добролюбовской усадьбы» и работа музея Н. А. Добролюбова по сохранению и передаче культурных усадебных традиций детям и молодежи. - Дмитриевская Галина Алексеевна, заместитель директора МБУК «Государственный литературно-мемориальный музей Н. А. Добролюбова»
8. Уроки в школьном музее — одна из форм изучения курса «История Нижегородского края» в 8-м классе. - Кульпина Ирина Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ Большетумановская ОШ Арзамасского района
9. Методические возможности школьного музея в изучении истории родного края. - Зуева Валентина Евгеньевна, Ладыгина Светлана Владимировна, учителя истории и обществознания МБОУ школа № 7 г. Кулебаки

 

Секция 5
Изучение региональной и локальной истории
через внеурочную деятельность
(ауд. 203)

 

Руководители секции: Иткин Эдуард Самуилович, старший научный сотрудник кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО; Панов Никита Андреевич, педагог-организатор МБУ ДО «Дворец детского творчества им. В. П. Чкалова» г. Нижнего Новгорода

1. Формы внеурочной деятельности по изучению истории Нижнего Новгорода и Нижегородской области. - Иткин Эдуард Самуилович, старший научный сотрудник кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО
2. Организация внешкольной деятельности по изучению краеведения в Ленинском районе Нижнего Новгорода. - Зеленцов Олег Викторович, педагог-организатор Центра детского творчества Ленинского района Нижнего Новгорода
3. Использование краеведческого материала в развитии гражданской идентичности обучающихся на примере деятельности детской общественной организации. - Кочетова Софья Ивановна, учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей № 87 имени Л. И. Новиковой» Нижнего Новгорода, кандидат политических наук
4. Опыт организации внеурочной деятельности историко-краеведческой направленности на примере кружка «История в лицах». - Коленченко Елена Миргасимовна, учитель истории и обществознания МАОУ СШ «Гимназии № 1» пос. Мулино Володарского района
5. Методика театрализации исторических сюжетов в городских краеведческих конкурсах как средство расширения знаний и развития интереса к региональной истории. - Панов Никита Андреевич, педагог-организатор МБУ ДО «Дворец детского творчества им. В. П. Чкалова» Нижнего Новгорода
6. Изучение героических биографий моряков-нижегородцев через деятельность Ассоциации детских морских объединений Нижнего Новгорода. - Михайлов Михаил Михайлович, учитель краеведения МАОУ «Школа № 44 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнего Новгорода
7. Кружок «Генеалогическая азбука» в начальной школе. - Халецкая Алина Романовна, член общества «Нижегородский краевед»
8. Эффективные практики организации внеурочной деятельности учащихся историко-краеведческой направленности. - Барышева Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Школа № 12» г. Сарова
9. Домашнее воспитание и формирование усадебной библиотеки Добролюбовых. - Моторная Лариса Ивановна, старший научный сотрудник МБУК «Государственный литературно-мемориальный музей Н. А. Добролюбова»
10. Квест как форма внеурочной деятельности при изучении истории родного края. - Гребнева Елена Анатольевна, учитель истории МБОУ «Шатовская СОШ» Арзамасского района
11. Экскурсия как эффективная форма изучения истории родного края. - Рыбакова Ольга Николаевна, Вяткина Юлия Сергеевна, учителя истории и обществознания МБОУ «Шарангская СОШ»
12. Внеурочная деятельность учащихся историко-краеведческой направленности. - Колчанова Ирина Васильевна, учитель истории МАОУ «Вахтанская средняя школа» Шахунского района
13. Из опыта краеведческой работы Васильсурской средней школы. - Алексеева Ирина Алексеевна, учитель истории МБОУ «Васильсурская средняя школа» Воротынского района

 

После конференции планируется издание сборника материалов конференции.

Контактная информация Оргкомитета: 603122, г.Нижний Новгород, ул. Ванеева 203.

ГБОУ ДПО НИРО, кафедра истории и обществоведческих дисциплин, административный корпус, ком.504-505. Т.(831) 417-52-17, е-mail: histniro@yandex.ru

Зав. кафедрой: Романовский Вячеслав Константинович;

Специалист кафедры: Зайцева Юлия Михайловна

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph