В нормативных документах по вопросам внедрения ФГОС под качеством образования понимается комплексная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Для получения объективной информации о состоянии качества образования учащихся в общеобразовательных учреждениях и системе муниципального образования в целом проводятся различные оценочные процедуры и мониторинговые исследования, принципы которых - объективность, прозрачность процедур оценки, открытость результатов.
Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебных достижений учащихся необходимо не только для повышения качества образования. Именно грамотный анализ результатов позволяет выявить существующие проблемы и спроектировать условия достижения образовательных результатов и эффективное использование средств обучения.
Результаты выполнения оценочных процедур могут быть представлены по следующим показателям: успешность освоения учебной программы; достижение базового уровня; процент выполнения заданий повышенного уровня, сформированность метапредметных результатов.
Использование результатов оценочных процедур в деятельности кафедры начального образования проходят по следующим направлениям: в системе повышения квалификации педагогов начального образования; в процессе осуществления инновационной деятельности; в рамках процедуры аттестации учителей.
В системе повышения квалификации результаты оценочных процедур могут служить для создания входной и промежуточной диагностики педагогов, например: насколько учителя способны видеть достоинства и недостатки критериальной базы ВПР, соразмерность заданий, их соответствие достигнутому учащимися уровню освоения учебных программ и др. Также анализ результатов ВПР проводится на занятиях-практикумах.
В процессе осуществления инновационной деятельности результаты ВПР могут служить основой для самостоятельного создания педагогами или командами образовательных организаций собственных вариантов подобных работ. Так в рамках работы инновационных площадок по проблеме «Преемственность в формировании универсальных учебных действий учащихся начальной и основной школы в процессе письменно-речевой деятельности» командами школ были созданы задания по русскому языку для 3, 4 и 5 классов, построенные на основе единой критериальной базы.
В рамках процедуры аттестации учителей начальных классов на высшую категорию в содержание заданий компьютерного тестирования включаются задания, связанные с анализом результатов выполнения оценочных процедур младшими школьниками.
Детальный анализ контрольно-измерительных материалов особенно важен для разработки методических рекомендаций по оказанию индивидуальной поддержки детей, т.к. позволяет выявить их затруднения, определить типичные ошибки и способы их коррекции, а также дифференцировать учебный материал в соответствии с уровнем подготовки обучающихся.
Специалисты кафедры начального образования работают сегодня над тем, чтобы процедура подготовки к ВПР и анализа контрольно-измерительных материалов предоставляла возможность учителям начальных классов совершенствовать свой педагогический инструментарий с учетом требований ФГОС.
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть