Нижегородский институт развития образования

Актуальная тема

Новые подходы к повышению квалификации учителей «Новой школы».

Повышение квалификации

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утвержденная Президентом РФ Д.Медведевым, ставит как одну из важнейших задач совершенствование системы повышения квалификации учителей и директоров школ(СПК). Соответствующие программы должны гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, а значит - от образовательных потребностей детей.

Тенденции развития российского образования, формирование модели "новой школы" требуют соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников вызовам времени, быстрой реакции на происходящие изменения, умения верно определять те характеристики профессиональной деятельности, которые будут ключом к успеху в ближайшем будущем.

Возрастающие требования общества к качеству образования и педагогическому профессионализму обусловили приоритетную направленность процесса повышения квалификации педагогов на развитие профессиональных компетенций, на обеспечение условий для конструктивного решения проблем педагогической практики и реализации задач инновационного развития.

Обеспечение обозначенных приоритетов, в свою очередь, предполагает изменение содержания и форм повышения квалификации, формирование новой системы повышения квалификации. Становится очевидным, что эпизодическое повышение квалификации педагогов на квалификационных курсах раз в пять лет уже явно недостаточно - в условиях формирования информационного общества возникает задача обеспечения опережающего развития в процессе повышения квалификации и непрерывной методической поддержки в целях профессионального и личностного роста учителя.

Образовательная деятельность Нижегородского института развития образования учитывает весь комплекс изменений в образовании. В структуре учебной деятельности НИРО, наряду с традиционными квалификационными курсами (20%), существенную долю занимают квалификационные модульные курсы (38%), а также (более 40%) – разнообразные проблемно-тематические семинары, практикумы, педагогические мастерские, мастер-классы учителей-победителей приоритетного национального проекта «Образование», в том числе, на базе стажерских площадок – образовательных учреждений Нижегородской области, внедряющих инновационные образовательные программы развития.

Значительные возможности педагогам предоставляет принятая в нашем институте накопительная система повышения квалификации, при которой  учитель, выбирая необходимые ему модули, сам конструирует индивидуальный план повышения квалификации с учетом уровня квалификации и профессиональных потребностей, выстраивает индивидуальную траекторию обучения.

Рассмотрим пример формирования индивидуального образовательного маршрута одного из педагогов, зачисленного на обучение по накопительной системе повышения квалификации в НИРО в 2009 году сроком на 3 года (педагогический стаж  – 17 лет, высшая квалификационная категория, последнее прохождение квалификационных курсов – в 2007 году, подтверждение высшей категории планируется в 2011/2012 учебном году). В 2009 году педагогом выбраны учебные программы модулей "Актуальные проблемы новейшей истории России" (18 часов), "Проблемные вопросы исторического краеведения" (18 часов), "Проектная деятельность учителя истории и обществознания с использованием ИКТ" (18 часов); в 2010 году – "Интерактивные технологии в обучении. Интерактивная доска SMART BOARD /STAR BOARD" (18 часов),  "Методика оценки заданий с развернутым ответом (часть С) ЕГЭ по истории и обществознанию" (36 часов), в 2011 году - надпредметный инвариантный модуль "Общепрофессиональные дисциплины" (36 часов). Данный пример иллюстрирует специфику формирования индивидуальной образовательной программы повышения квалификации объемом 144 часа на 2009-2011 гг. как совокупности учебных программ для конкретного педагога. Выбор педагогом модуля по освоению интерактивной доски именно  в 2010 году обусловлен потребностью повысить уровень ИКТ-компетентности в области использования проектного метода, что было запланировано на 2009 год, а прохождение надпредметного инвариантного модуля именно в 2011 году обуславливается аттестацией педагога (подтверждением квалификационной категории).

Модули по различной проблематике открыты и доступны для всех категорий педагогических работников. В рамках накопительной системы повышения квалификации педагоги имеют возможность выбрать наиболее актуальные для них модули разной продолжительности (18, 24, 36, 72 часа).

Наиболее востребованными в 2010 году стали следующие модули:

Содержание модулей образовательных программ повышения квалификации, формируется  на основе следующих принципов:

Авторы-разработчики модулей включают в их содержание вопросы «выращивания» нового на основе инновационной деятельности в ее методологическом, теоретическом и технологическом проявлениях и передовой педагогической практики.

Актуальны в контексте реализации образовательной инициативы "Наша новая школа"

дистанционные образовательные технологии. В рамках деятельности Центра дистанционного обучения ГОУ ДПО НИРО разработано 19 авторских программ дистанционных курсов повышения квалификации, подготовлено более 30 тьюторов дистанционного обучения, расширяется сеть опорных площадок дистанционного обучения (сегодня они функционируют в 23 районах области). Реализуется 3 модели дистанционного обучения сетевая дистанционная, индивидуализированная, очно-дистанционная. Курсы дистанционного обучения НИРО востребованы у педагогических работников Нижегородской области, поступают заявки на обучение от педагогов других регионов, например, Чувашской республики, Санкт-Петербурга, Новосибирской области и др.

Эффективной формой повышения квалификации руководителей образовательных учреждений стали курсы по программе "Современный образовательный менеджмент" в рамках федерального проекта апробации многовекторной системы непрерывного образования (совместно с АПКиППРО, Москва). В 2009 году по современной модульной программе обучение прошли 300 руководителей ОУ, в 2010 году - еще 325 человек. Анализ результатов анкетирования участников обучения показывает высокий уровень (99%) удовлетворенности слушателей полученной на курсах содержательной информацией. Как результат курсов 80% слушателей отметили у себя изменения в профессиональных взглядах на проблему совершенствования управленческой деятельности.

Модульные курсы предоставляют  возможность активного взаимодействия различных категорий слушателей в процессе обучения, консультирования и обмена опытом;

Внедряются в практику курсов повышения квалификации в НИРО разнообразные активные формы обучения: тренинги, организационно-деятельностные игры, дискуссии, а также современные мобильные технологии с использованием сетевых сервисов Beб 2.0.

Развивается каскадная модель повышения квалификации, предполагающая подготовку на базе НИРО по ряду образовательных программ педагогов-тьюторов, которые после прохождения обучения, выступают в качестве тьюторов, обучая своих коллег на районном и школьном уровне.

Эффективность каскадной модели повышения квалификации подтверждает деятельность МОУ СОШ №3 г. Кулебаки. Школа реализует модель  школы-сетевой опорной площадки. Педагоги этой школы, прошедшие подготовку на курсах тьюторов на базе НИРО и получившие соответствующий сертификат, помогают своим коллегам на месте, экономя время и ресурсы, осваивать ИКТ-технологии.

Информационно-образовательная среда и ИКТ-инфраструктура системы повышения квалификации в институте  включает в себя Интранет, электронный каталог и библиотеку электронных образовательных ресурсов ГОУ ДПО НИРО; электронные банки данных, электронную образовательную карту, электронный документооборот, видеоконференции, скайп-чаты и др. Так, электронный каталог библиотеки насчитывает более 6 тыс. документов, 582 электронных образовательных ресурса. В образовательном процессе  задействовано  93 персональных компьютера, 20 ноутбуков, 10 нетбуков, 15 мультимедиа проекторов, 7 интерактивных досок, лингафонный кабинет, 10 Интернет-серверов. Это позволяет реализовать и такие инновационные образовательные программы, как:  «Обучение для будущего», «Путь к успеху», «Учимся с Intel» (базовый курс и ТЕО2), обучение по которым прошли в 2009 году 1200 педагогов, использовать мобильные технологий и реализовать модель обучения "1 ученик - 1 компьютер" ("Каждому ученику по своему компьютеру"), эффективность которых убедительно подтвердило мониторинговое исследование «Влияние электронной среды обучения на качество образования младших школьников», проведенное совместно с корпорацией Microsoft.

Возможность горизонтального (слушатель – слушатель) и проблемно-ситуационного сотрудничества наряду  с существовавшим ранее вертикальным (преподаватель – слушатель)  взаимодействием предоставляет  организация работы сетевых социально-педагогических сообществ как формы непрерывного методического сопровождения и профессионального развития педагогов.

В рамках проекта "Создание и развитие сетевых педагогических сообществ в сети Интернет" в Нижегородской области создано более 20 сетевых педагогических сообществ, в числе которых "Руководители образования On-line", "Виртуальный методический кабинет",  "Клуб Историки В Интернете", "Сообщество православных педагогов", "Дошкольное образование", "Сообщество педагогов-психологов Нижегородской области" и др.

Сетевые профессиональные сообщества открывают для педагогов и руководителей образования такие возможности:

Важно отметить, что реализация новых подходов в системе повышения квалификации способствует трансформации функций преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования: происходит переход от репродуктивных способов деятельности к совместному со слушателями планированию обучения, определению его содержания и форм в целях успешного профессионального развития каждого педагога. Среди новых ролей преподавателя  в условиях функционирования новой системы повышения квалификации можно выделить следующие: тьютор, фасилитатор, консультант, сетевой педагог, проектировщик образовательных информационных сред  и др.

Реализация новых подходов в повышении квалификации педагогических работников позволяет обеспечить:

Реализуемая в ГОУ ДПО НИРО модель повышения квалификации педагогических работников создает предпосылки для более полного удовлетворения образовательных запросов учителей,  учета особенностей развития образования в каждом конкретном районе области, способствует индивидуализации и дифференциации постдипломного образования педагогов.

Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit

Копировать | Печать | Закрыть