Семинар Мобильное электронное образование. Матрица возможностей
День патриотических  акций, посвященный Дню защитника Отечества в школе № 52
региональная научно-практическая конференция «Формирование функциональной грамотности у младших школьников в учебной и внеурочной деятельности»
Вход для пользователей
Подразделения

Дизайн-площадка «Возрастно-нормативная модель развития как способ формирования Человека Возможного»

Дизайн-площадка

 «Возрастно-нормативная модель развития как способ формирования Человека Возможного»

 

Педагогическая профессия сегодня как никогда актуализирует идеи гуманизации и гуманитаризации образования, призывая молодых и опытных педагогов осуществлять свою деятельность в рамках антропологического подхода, выращивая «человеческое в человеке». Согласно высказыванию В.И. Слободчикова: «…Деятельность в принципе возможна только в определенных условиях выращивания Человека возможного, если она считается гуманитарной, если она возможна лишь как утонченная технология законного, а не беззаконного и разрушительного вмешательства в жизнедеятельность другого человека…».

В данном контексте 4 февраля 2019 года на кафедре педагогики и андрагогике, курирующей направление программы профессиональной переподготовки «Педагогика», была организована встреча педагогов, обучающихся по данной программе с д.п.н., профессором Г.А. Игнатьевой, выступившей в качестве опытного наставника, обозначившего важные деятельностные ориентиры, необходимые смыслы будущим учителям как потенциальным профессионалам своего большого дела.

Примененная в рамках встречи образовательная технология «дизайн-площадки» как один из современных форматов образования взрослых, ориентированная на построение порядка действий, имеющее целью изменение существующих ситуаций в предпочтительные, была выбрана не случайно. Болевой точкой современной системы образования, обозначенной Г.А. Игнатьевой слушателям переподготовки, сегодня, к сожалению, становится возникновение значительного числа конфликтных противостояний между педагогами и обучающимися, которые в последнее время довольно часто демонстрируются СМИ и социальными сетями. В ходе дискуссий участники встречи пришли к убеждению, что данная ситуация связана, прежде всего с незнанием и/или игнорированием педагогами особенностей развития детей, норм, кризисов и ситуаций развития, возрастных портретов, возрастной периодизации ведущих форм сотрудничества ребенка и взрослого, и возрастно-нормативной модели развития обучающихся целом.

Именно способность педагога к проектированию педагогической деятельности сообразной с деятельностью обучающегося, умение педагога выступить в качестве консультанта развития, эксперта по «образу будущего» ребенка и знание возрастно-нормативной модели как матрицы, построенной на знании законов развития ребенка, позволяет найти необходимые ответы на часто возникающие вопросы и выстроить между взрослыми (педагогами и родителями) и детьми доверительные отношения, основанные на взаимопонимании и взаимоуважении друг к другу.

Технология педагогического дизайн-проектирования может быть названа технологией «активного делания» - формирования функциональной позиции педагога-дизайнера. В рамках встречи участникам удалось пройти по алгоритму педагогического дизайна и выполнить ряд заданий, связанных с конструированием возрастно-нормативной модели развития вручную, анализом педагогических гипотез недоразвития и гипертрофированного развития возрастных новообразований, и т.д.

Важным итогом данной встречи стало вживание педагогов в принципиально новую для них профессиональную позицию антропотехника. Владение этой позицией позволяет учителю на основе знания об особенностях развития каждого участника образовательного процесса организовывать микроситуации учения/обучения, учить детей открывать эффективные способы действия, мышления, мыслекоммуникации в детско-взрослой общности и осуществлять совместно с ребенком их проблематизацию и преодоление. Таким образом педагоги смогут избежать фатальных ошибок в их профессиональной деятельности и действительно стать источником формирования Человека Возможного.  

 

 

 

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph