Термин «функциональная грамотность» (от греч. grammata – чтение и письмо) был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО в 1957 году и предполагал совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
Долгое время основное назначение функциональной грамотности ограничивалось идеей формирования элементарных знаний и умений, ценных в основном для человека, для его адаптации к окружающему миру. По мере усиления потребностей человека участвовать в экономической, политической, культурной сферах жизни общества функциональная грамотность гражданина становится ценной не только для человека, но и для общества.
Современный уровень развития человека должен соответствовать требованиям, предъявляемым ему со стороны государства, социальных институтов и быстро изменяющейся информационной среды. Сегодня и российские, и западные специалисты признают необходимость нового содержательного наполнения понятия «функциональная грамотность», пересмотра ее компонентов. Решением этой задачи в России занимается коллектив Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».
На основе требований ФГОС НОО и анализа результатов международных мониторинговых исследований качества школьного образования разработана обновленная характеристика функциональной грамотности младшего школьника.
Выпускник начальной школы должен обладать:
Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.
Каково состояние решение проблемы формирования функциональной грамотности у младших школьников на сегодняшний день? Анализ результатов ВПР в 4 классе и результатов участия российских школьников в международных исследованиях (PIRLS, TIMS) выявил основные недостатки в достижении младших школьников:
Главная причина такого положения кроется в том, что задания на уроке по-прежнему в основном носят репродуктивный характер. Недостаточное внимание педагоги уделяют построению поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроке, формированию у них навыков самостоятельной организации своей деятельности.
Кафедрой начального образования НИРО в течение ряда лет обеспечивается научно-методическое сопровождение процесса формирования функциональной грамотности обучающихся.
В период введения и реализации ФГОС НОО проведены научные исследования по проблемам «Развитие коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования», «Формирование информационной культуры участников образовательных отношений в соответствии с требованиями ФГОС НОО», «Создание и апробация модели квалитологической компетентности педагога начальной школы». «Развитие читательской компетентности младших школьников», «Формирование регулятивных УУД у младших школьников в процессе их речевого развития», «Преемственность в формировании универсальных учебных действий учащихся начальной и основной школы в процессе письменно-речевой деятельности» и др.
Результаты научно-исследовательской деятельности представлены для педагогической общественности в виде научных публикаций (монографий, статей в журналах «Нижегородское образование», «Начальная школа», в сборниках материалов НПК международного и Всероссийского уровней) и методических пособий. В помощь для учителей начальных классов созданы методические пособия «Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС» (Москва, 2013), «Организация внеурочной деятельности младших школьников» (Москва, 2013), «Формирование основ гражданской идентичности» (Н.Новгород, 2014), «Речевое развитие младших школьников: коммуникативно-деятельностный подход» (Н.Новгород, 2011).
В программах различных форм повышения квалификации педагогов начальных классов рассматриваются как предметные, так и интегративные компоненты функциональной грамотности. Особое внимание уделяется формированию метапредметных УУД в процессе изучения учебных предметов, умения работать с информацией, навыкам смыслового чтения. Учителя овладевают личностно ориентированными педагогическими технологиями, способствующими формированию функциональной грамотности на уроке и во внеурочной деятельности: проблемно-диалоговое обучение, проектно-исследовательская деятельность, критическое мышление через чтение и письмо, уровневая дифференциация обучения, ИКТ-технологии и др.
С целью формирования информационной грамотности обучающихся в 2016-18 гг. был реализован сетевой проект «Развитие информационной культуры участников образовательных отношений в начальной школе».
2 апреля 2019 года кафедра начального образования проводит региональную научно-практическую конференцию «Формирование функциональной грамотности у младших школьников в учебной и внеурочной деятельности», где будет представлен опыт инновационной деятельности педагогов ОО Нижегородской области по использованию эффективных технологий, методов, форм обучения и воспитания, способствующих формированию функциональной грамотности у младших школьников и определены новые направления профессиональной деятельности педагогов начальной школы Нижегородского региона.
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть