Умение владеть собой, держать себя в руках – одно из самых необходимых умений, от которого зависят и успех деятельности педагога, и его здоровье. Неумение правильно тормозить ежедневные и ежечасные возбуждения, неумение владеть ситуациями – вот что прежде всего издергивает сердце, изматывает нервную систему учителя. Учителю предоставляется более длительный по сравнению с представителями других профессий отпуск. От того, как педагог проведет свой отпуск, зависит его дальнейшее самочувствие и работоспособность. Отдыхать во время отпуска нужно хотеть и уметь. Важно знать, как спланировать и организовать свободное время.
Итальянский учитель Чезаре Ката из школы Polo Scolastico Paritario Don Bosco в приморском городке Фермо на Адриатике дал своим ученикам домашнее задание на лето из пятнадцати пунктов. И, пожалуй, это лучшее, что он мог для них сделать.Домашнее задание от Чезаре Ката собрало десятки тысяч лайков в сети, и вполне заслуженно - вот что значит любить свою работу и заботиться о детях. Его рекомендации могут быть предназначены не только для детей, но и для всех педагогов.
15 пунктов на лето от Чезаре Ката:
1. Гуляйте по утрам вдоль берега моря, или реки, озера, ручейка в полном одиночестве, смотрите на блики солнца на воде и думайте о том, что делает Вас счастливыми.
2. Старайтесь использовать новые слова, которые выучили в этом году. Чем больше Вы сможете сказать, тем интереснее вы сможете думать, а чем больше у вас будет мыслей, тем свободнее вы будете.
3. Читайте! Много, сколько сможете. Но не потому, что Вы обязаны это делать. Читайте, потому что лето вдохновляет на мечты и приключения, а чтение — это как полет. Читайте, потому что это лучшая форма бунта.
4. Избегайте всего, что приносит Вам негатив и ощущение пустоты (вещей, ситуаций и людей). Ищите вдохновение и друзей, которые Вас обогащают, которые понимают вас и ценят такими, как вы есть.
5. Если Вы чувствуете грусть и страх, не волнуйтесь: лето, как и любая другая прекрасная вещь в жизни, может привести душу в смятение. Ведите дневник, описывайте то, как чувствуете себя (а в сентябре, если захотите, почитаете вместе с коллегами, друзьями, учениками).
6. Танцуйте и не стесняйтесь ничего. Везде, где угодно: хоть на танц-поле, хоть в своей комнате в одиночестве. Лето — это танец, и глупо не принимать в этом участия.
7. Хотя бы один раз сходите встретить рассвет. Стойте молча и глубоко дышите. Закройте глаза и почувствуйте благодарность.
8. Побольше занимайтесь спортом.
9. Если Вы встретили кого-то, кто вам очень понравился, скажите это ей или ему так красиво и убедительно, как только сможете. Не бойтесь быть непонятым. Если ничего не выйдет — значит, не судьба, а если вас поймут и ответят, то лето Вы проведете вместе, и это будет золотым временем. (В случае неудачи возвращайтесь к пункту 8.)
10. Перечитайте конспекты уроков: сравните все с тем, что происходит в Вашей жизни.
11. Будьте такими же счастливыми, как солнечный свет, и такими же свободными и неприручаемыми, как море.
12. Пожалуйста, не ругайтесь. Будьте вежливыми и добрыми.
13. Смотрите хорошие фильмы с глубокими эмоциональными диалогами (если можете, по-английски), чтобы одновременно улучшить свой английский и развить способность чувствовать и мечтать. Пусть кино не заканчивается для Вас вместе с финальными титрами, проживайте его снова и снова, включайте его в опыт этого лета.
14. Лето — это магия. В искрящемся солнечном свете утра и жаркими летними вечерами мечтайте о том, какой может и должна быть жизнь. Сделайте все от Вас зависящее, чтобы никогда не сдаваться на пути к мечте.
15. Будьте хорошими.
Для начала следует определиться, какой вид отдыха именно Ваш. Выбор невероятно широк – это может быть и поездка на дачу, и поход в лес, и отдых на море, и даже спокойное пребывание в стенах своей уютной квартиры. Главное - отказаться от всего, чем Вы занимаетесь во время работы. Забудьте на время о ней. Нужно помнить: новые силы приходят с новыми делами.
Откажитесь от всех привычных дел. Слушайте совершенно другую музыку, читайте новые книги, купите вкусный чай или кофе, который никогда не пробовали, смените обстановку. В том случае, если вы выбрали для отдыха собственную квартиру, – затейте небольшую перестановку, рискуйте, проявите креативность, сломайте, наконец, привычную систему распорядка дня.
Некоторые решают в отпуске заниматься крупными домашними делами, например, делают ремонт. Естественно, что это и быстрее, и удобнее, не нужно прерываться на работу, можно все успеть за небольшие сроки. Но такой подход негативно сказывается на здоровье. Ведь отпуск для того и создан, чтобы расслабляться, уделять внимание себе. В это время нужно путешествовать, ходить на выставки, посетить города, о которых вы всегда мечтали, а не клеить обои. Многие опытные учителя, проработавшие в школе
30- 40 и больше лет, рассказывают, что выдержку, самообладание воспитывает у них, в частности и в особенности, длительное общение с природой, в котором физическое напряжение сочетается с мыслью, наблюдениями.
Не забудьте взять с собой фотоаппарат, чтобы запечатлеть всё на камеру. Растворитесь в природе, слушайте ветер, пение птиц. Свежий воздух, здоровое питание, спокойствие и умиротворение – это то, о чем вы мечтали весь год. Будьте не только слушателем, потребителем музыки природы, лета, но и ее творцом – композитором. Создавайте светлые, жизнерадостные мелодии, от которых зависит ваше здоровье, сила вашего духа, состояние вашего сердца. Ваша нотная тетрадь, где вы пишете музыку лета, ваша дирижерская палочка, которая повелевает мелодиями, - это очень простая и в то же время очень сложная вещь – оптимизм. Оптимизм, вера в человека – неисчерпаемый источник творческой энергии, нервных сил, здоровья как педагога, так и ученика.
Спутников для отпуска тоже нужно выбирать, не все друзья имеют покладистый характер. Если вы не хотите слушать жалобы или недовольство весь отпуск, то нужно продумать компанию.
Отпуск – это долгожданное событие, но бывает, что и он надоедает, и начинаешь считать дни до выхода на работу. Причем такая проблема, как считают психологи, проявляется у многих людей. Психологи часто пишут о так называемом постотпускном синдроме, связанном с трудностями вхождения в рабочий ритм. Сложно ожидать, что человек, отсутствовавший на работе два месяца, сразу же примется за все дела усердно и с воодушевлением, но уже через небольшой промежуток времени все придет в норму. Заранее нужно настроиться на то, что первые дни после отпуска будет больше работы и значительно меньше желания ее выполнять. Так уж устроен человек, что ему нужно некоторое время, чтобы переключиться с отпускного состояния на рабочий лад. Эта перестройка идет и на физиологическом уровне (акклиматизация, смена режима, типа питания), и на уровне психологическом. Главное, не хандрить, не раздражаться, а начинать планировать отпуск на следующий год. Это легче сделать тому, кто поставил перед собой на новый учебный год стратегическую цель и выстроил систему задач для её достижения, например, такие:
1. Хочу освоить новую педагогическую технологию.
Начинаю искать публикации, примеры. Примеряю под себя технологические приёмы. Занимаюсь их апробацией.
2. Хочу стать победителем ПНПО, учителем года.
Изучаю документы. Выявляю свои слабые места. Работаю над их устранением.
3. Хочу создать ученическое сообщество по интересам (научно-исследовательское общество, кружок, секцию, клуб).
Продумываю задачи, как получить одобрение руководства и как увлечь ребят. Продумываю план работы на год. Чтобы интерес к новому делу не пропал ни у меня, ни у детей.
Главное – видеть цель. И быть оптимистом.
Попробуйте прожить лето по-новому! Действуйте!
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть