Указ Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» ставит перед системой образования задачу войти в 10 ведущих стран мира по качеству образования. Эта цель не может быть достигнута, если не будет решена проблема обеспечения качества в школах, стабильно демонстрирующих низкие образовательные результаты. Согласно федеральной статистике, 87% российских школьников с низкими баллами ЕГЭ концентрируются в 18% школ, в которых практически нет ни одного ученика с высокими баллами ЕГЭ. В Нижегородской области 13 школ три года подряд показывают низкие средние баллы ЕГЭ по основным предметам, 14 общеобразовательных организаций попали в этот список 2 раза за три года.
В мае 2018 года в Нижегородской области был запущен проект по формированию практикоориентированной модели повышения качества образования в школах, имеющих стабильно низкие образовательные результаты. Разработку и апробацию диагностического портфеля для школ со стабильно низкими результатами обучения осуществила лаборатория информационно-методического обеспечения выравнивания образовательных результатов ГБОУ ДПО НИРО.
Задачи проекта по формированию практикоориентированной модели повышения качества образования в школах, имеющих стабильно низкие образовательные результаты:
1.Разработать и апробировать портфель методик диагностики причин низких образовательных результатов
2.Разработать и апробировать внутришкольные системы повышения качества образования
3.Разработать и апробировать муниципальные программы поддержки школ с низкими образовательными результатами
4.Разработать и апробировать систему информационного, организационно-методического и координационного обеспечения реализации практикоориентированной модели повышения качества образования в школах, имеющих стабильно низкие образовательные результаты
Участниками проекта стали 2 муниципальных образования Нижегородской области и 2 района г.о.г. Н.Новгорода, 6 устойчиво неуспешных и 4 устойчиво успешных школ. Внутрирайонную координацию между школами выполняют муниципальные координаторы, методическое сопровождение, обеспечение необходимыми методическими материалами, обучение участников проекта осуществляется силами ГБОУ ДПО НИРО.
Устойчиво неуспешные школы — это школы, которые в течение продолжительного периода демонстрируют по определенным критериям учебные результаты хуже, чем другие ОО. Устойчиво успешные школы, наоборот, имеют лучшие результаты, чем у других школ. Хотя в число неуспешных школ чаще попадают удаленные сельские школы с малой наполняемостью классов, которые, как правило, не имеют необходимого потенциала (в первую очередь, управленческого и педагогического) для обеспечения высоких образовательных результатов, выделяется группа школ, находящихся в тех же самых социальных контекстах, обучающиеся которых демонстрируют устойчиво высокие образовательные результаты. Логично предположить, что причины данного противоречия не внешние по отношению к ОО, а находятся внутри самих школ.
На организационном этапе проекта был разработан диагностический портфель для определения причин низких образовательных результатов. Содержание портфеля определено теми факторами, которые, на наш взгляд, оказывают влияние на формирование образовательных результатов. К этим факторам мы относим:
Структура диагностического портфеля определяется используемыми социологическими и психологическими методами (способами сбора, обработки или анализа информации), а также разработанными и апробированными авторскими методиками. В качестве респондентов выступают администрация ОО, педагогические работники, обучающиеся и их родители. Применение этих методов позволило получить массив первичных данных об образовательной организации, а простой количественный анализ первичных данных выявил комплекс проблем, приводящих к низким образовательным результатам.
Учители и администраторы школ с низкими результатами достаточно часто говорят, что причина неуспешности заключается в детях, дескать, «у нас такие дети!» Какие же дети обучаются в этих классах? Мы продиагностировали учащихся 10-х классов 4-х школ, учащихся 8-х классов двух школ с низкими образовательными результатами.
В результате диагностики личностных особенностей обучающихся определено, что примерно 64% обучающихся требуют специально организованного психолого-педагогического сопровождения. Эти дети для школы составляют группу «риска», так как их личностные психологические особенности (высокий уровень тревожности, низкий порог стрессоустойчивости, мотивированность на неудачу и неопределенность профессиональной ориентированности) могут сказаться в процессе государственной итоговой аттестации и помешать ребенку получить хороший результат. 94% обучающихся из этой группы профессионально не определены, хотя в старших классах именно сформированность профессионального выбора определяет их мотивацию к дальнейшему обучению. На следующем этапе проекта, мы продиагностировали еще и уровень сформированности когнитивных функций у этих детей. Вывод: они вполне способны получать среднее образование, а некоторые и высшее профессиональное образование.
При этом выявлено, что100% обучающихся 10 (8) классов школ-участниц проекта имеют дефициты в предметном содержании русского языка и математики. Из всех изученных предметных тем 40% не освоено большинством (более 50% )обучающихся, еще 48 % тем не освоено группами обучающихся, включающих от 10 до 50% класса. Очевидно, что проблема заключается не только в детях.
Второй причиной низких результатов учителя этих школ называли неучастие родителей в образовании своих детей. Так ли это?
Особенности образовательного запроса родителей определяются его качественными характеристиками:
сформированность или несформированность образовательного запроса (определенность требований родителей к возможностям ребенка и ОО);
осознанность или неосознанность образовательного запроса (продуманность целей, опора на адекватное представление о возможностях семьи и ОО );
адекватность или неадекватность образовательного запроса (уровень представления о реальности выполнения их требований в ОО);
внутрисемейная согласованность целей и ожиданий между родителями и детьми;
качество включенности родителей в образовательную деятельность их детей и возможность положительного влияния на этот процесс.
Несформированность образовательного запроса определяет вхождение родителей в группу риска и специальной организации со стороны школы их психолого-педагогического сопровождения. Родителей, имеющих несформированный образовательный запрос, всего 28% от общего количества опрошенных родителей.
Так, возможно, что в низких образовательных результатах виноваты не только сами дети и их родители, но и школа?
Диагностика организационно-управленческих условий в школах, имеющих стабильно низкие образовательные результаты, показала, что действительно есть проблемы и дефициты отдельных структурных компонентов системы обеспечения качества образовательных результатов в школе. В дефиците находится ориентированность управленческих условий образовательной организации на получение высоких образовательных результатов, существует несоответствие используемых методов дифференциации требованиям к образовательным результатам, школьный компонент учебного плана и система психолого-педагогического сопровождения недостаточно ориентированы на получение обучающимися высоких образовательных результатов, методическая работа в школе проводится достаточно хаотично и не системно. Бесспорно, что качество педагогических условий определяет образовательную успешность обучающихся. При этом 81% опрошенных педагогов имеет те или иные дефициты, 62% выявленных дефицитов носит групповой характер. Среди выявленных дефицитов на первом месте стоит умение обосновать, почему применяется то или иное средство обучения. Этот дефицит тесно связан с тем, что в процессе обучения не используется информация об индивидуальных психологических особенностях обучающихся. Таким образом, учителя все-таки не очень хорошо знают своих учеников, а если и знают, то не умеют эту информацию использовать.
Системность дефицитов, являющаяся причиной низких образовательные результатов, проявляется в их взаимосвязанности и взаимообусловленности:
57% организационно-управленческих и 62% педагогических дефицитов носят системный характер, и они оказывают непосредственное влияние на наличие коллективных и групповых предметных дефицитов обучающихся. Выявление системных дефицитов позволило определить пути их преодоления, выявить приоритетные направления действий по их преодолению.
В октябре-декабре 2018 года лабораторией информационно-методического обеспечения выравнивания образовательных результатов были проведены совместные с кафедрой теории и практики управления образованием курсы повышения квалификации, в рамках которых проектные команды школ проектировали дорожные карты изменений в своих ОО на основе результатов диагностики. В дорожных картах четко определены ожидаемые результаты и индикаторы их достижения. С января текущего года идет реализация изменений согласно дорожным картам. На основании дорожных карт в муниципалитетах разработаны программы поддержки этих школ. Лабораторией информационно-методического обеспечения выравнивания образовательных результатов ГБОУ ДПО НИРО совместно с кафедрой теории и практики управления образованием и кафедрой педагогики и андрагогики разработан ряд методических рекомендаций, программы повышения квалификации как проектных команд этих школ, так и целых коллективов.
Таким образом, сложилась следующая модель поддержки школ с низкими образовательными результатами:
В полном объеме данная модель была реализована в Уренском муниципальном районе, где МБОУ СОШ №1 является действительно ресурсом для школ с низкими результатами. Поддержка этих школ основана на двусторонних договорах между школами, в рамках этих договоров психолог школы № 1 оказывает тренинговую и консультативную помощь как педагогам, так детям сельских школ, в которых, к сожалению, по штатному расписанию нет должности психолога. Эти школы проводят совместные семинары, педагоги МБОУ СОШ № 1 разрабатывали диагностические работы для организации мониторинга ликвидации предметных дефицитов обучающихся школ с низкими образовательными результатами. В других районах школы-«доноры» выполнили ряд необходимых мероприятий, но, к сожалению, их помощь оказалась недостаточной.
В течение прошлого учебного года были проведены в общей сложности три диагностические работы. Результаты: по русскому языку коллективные дефициты уменьшились с 48 % тем в сентябре, до 15 % в апреле, по математике - с 52 % до 29%. Для этих школ – это большое достижение.
Таким образом, в рамках проекта были достигнуты неплохие промежуточные результаты. Внедрить полученный опыт в другие школы можно при условии заинтересованности со стороны разного уровня органов, осуществляющих управление в области образования, что определяет заинтересованность школы-«донора» в этом взаимодействии. При отсутствии таковой возникает необходимость в создании регионального сетевого сообщества. Соответственно заинтересованность педагогического сообщества определяет необходимость работы ГБОУ ДПО НИРО в этом направлении. Мы готовы к сотрудничеству!
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть