Учитель был и остается главной фигурой в школе. Все слова о росте качества образования так и останутся словами, если у учителя не будет стимула к развитию. Федеральный проект «Учитель будущего» ориентирует на создание в образовательной среде точек роста для профессионального и карьерного лифта педагогов. Как заявила заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова, «предлагается создать центры непрерывного повышения педагогического мастерства, которые будут обеспечивать повышение квалификации в постоянном режиме, прийти к независимой и добровольной системе оценки квалификации педагогов». Нижегородская область вошла в число 11 регионов, ставших в 2019 году по результатам конкурсного отбора получателями федеральной субсидии на создание сети центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. В работу по созданию в Нижегородской области уникального пространства непрерывного педагогического образования включены ведущие образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего и дополнительного профессионального образования: ГБОУ ДПО НИРО, ННИУ им. Н.И. Лобачевского, НГТУ им. Р.Е. Алексеева, Мининский университет, НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, НГИЭУ. Организационно-деятельностный план создания сети центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Нижегородской области был представлен 25 сентября 2019 года на стратегической сессии, организованной Департаментом стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования Министерства просвещения РФ.
Комплекс мер и мероприятий в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» направлен на распространение модели дополнительного профессионального образования педагогических работников, согласно которой непрерывное развитие профессионального мастерства осуществляется по индивидуальным образовательным маршрутам с учетом выявленных образовательных потребностей педагогических работников на основе оценочных процедур.
Ключевая задача деятельности центров непрерывного повышения профессионального мастерства - предложить педагогам современный контент и актуальные методики его внедрения. Главное в этой деятельности - методическая поддержка, сопровождение учительского роста, включающее стажировки, деятельное знакомство с передовыми практиками, интерактивные, кейсовые наборы приемов и решений имеющихся у учителя профессиональных затруднений. Педагогу нужно предоставить индивидуальную траекторию развития, чтобы он четко понимал, как этот или иной профессиональный дефицит можно восполнить.
Национальная система учительского роста и Национальная система профессионального роста педагогических работников, формирование которой является одной из важнейших задач проекта «Учитель будущего», – это две взаимодействующие системы, развивающие такую структуру повышения квалификации, где функционируют и традиционные институты, осуществляющие научно-исследовательскую деятельность, проводящие профессиональную переподготовку и реализующие массовые программы, которые в профессиональной среде называются плановым повышением квалификации, и ресурсные центры, которые берут на себя функции анализа результатов диагностики профессиональных компетенций педагогических работников, оказывают им помощь в построении индивидуальных образовательных маршрутов.
Одной из тем, наиболее заинтересованно обсуждаемых сегодня в профессиональном сообществе в рамках внедрения национальной системы учительского роста, стало так называемое горизонтальное обучение педагогических работников – система P2P (с англ. peer-to-peer – равный равному). На самом деле, организация обучения внутри профессиональных сообществ педагогов не менее эффективна в сравнении с традиционными формами обучения. К тому же модель обучения по системе Р2Р формирует еще и соответствующую вызовам времени профессиональную среду.
Функционирование центров непрерывного повышения профессионального мастерства как единой сети предполагает использование единых принципов оценки педагогических кадров, реализацию модульных программ повышения квалификации и переподготовки педагогов под конкретные педагогические задачи. Задача таких центров - обучить учителя тому, чему он больше нигде не сможет научиться. Например, из каких учебных модулей сконструировать рабочую программу по своему предмету, как работать с детьми на грани кризиса... При этом новые программы не должны быть написаны один раз и тиражироваться из года в год, необходима их постоянная актуализация. Только тогда они будут востребованы педагогами, а обучение действительно будет проходить на добровольной основе.
Исследовательская составляющая в рамках деятельности центров непрерывного повышения профессионального мастерства тоже очень важна и заключается в поисках современных и перспективных путей внедрения новых образовательных технологий и разработке педагогических профессий будущего: модератор, разработчик образовательных траекторий, тьютор, организатор проектного обучения, координатор образовательной онлайн-платформы, ментор стартапов, игромастер, игропедагог, тренер по майнд-фитнесу, разработчик инструментов обучения состояниям сознания.
Важным результатом регионального проекта «Учитель будущего» станет также создание центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, через который к 2024 году должны пройти 10 % педагогов Нижегородской области. А это не просто оценка учителя - это его ориентир для выбора траектории профессионального поиска и совершенствования.
На Нижегородскую область как на один из пилотных регионов федерального проекта «Учитель будущего» возложена очень ответственная задача. Ведь тот опыт, модели, возможные корректировки действий, которые мы сумеем наработать, – все это должно стать достоянием всей страны. Ресурс, который создается в регионе это не только новый стимул или новое профессиональное качество, это еще и интересный учитель, у которого хочется учиться.
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть