Одна из поправок, предложенных в новом варианте Конституции РФ, касается темы экологии. Главная цель дополнения — сохранение экологически чистой среды для потомков. В новый вариант Конституции внесен пункт об экологическом образовании, которое должно лежать в основе всех экологических мер. Уровень экологической культуры определяется по тому, насколько каждый человек способен пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Сегодня, в ситуации пандемии коронавируса, особенно важно, чтобы экологические ценности были усвоены каждым членом цивилизованного общества. Экологическое образование – это в течение всей жизни: до школы, в школе, вне школы. На образовательные организации возложена большая ответственность. Кафедрой естественнонаучного образования ГБОУ ДПО НИРО подготовлены рабочая программа и тематическое планирование по предметам «Биологическое краеведение» и «Географическое краеведение», которые в качестве регионального компонента включены в учебные планы школ Нижегородского региона. Актуальны также такие формы экологического образования, как ежегодные областные междисциплинарная биолого-экологическая дистанционная олимпиада школьников и очно-заочная научно-практическая конференция по экологии «Человек и окружающая среда», которые кафедра проводит уже десять лет.
Экологические знания и умения являются основой для формирования экологической культуры и носят не только когнитивный, но и воспитательный характер. Областная междисциплинарная биолого-экологическая дистанционная олимпиада для обучающихся 5—11-х классов и очно-заочная областная научно-практическая конференция по экологии для обучающихся общеобразовательных организаций - та форма экологического образования, которая позволяет реализовать все направления формирования экологической культуры. Здесь органично сочетаются инновационные модели организации олимпиадного движения, проектной деятельности в виде дистанционного обучения и традиционная модель проведения предметной олимпиады и конференции. Работа, которую осуществляют школьники в процессе подготовки к олимпиаде и к конференции, способствует формированию у них представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем; умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ; умения оценивать информацию о физических объектах и процессах с позиций научности, экологической безопасности; собственной позиции по отношению к глобальным экологическим проблемам и путям их решения, убежденности в необходимости соблюдения этических норм и экологических требований при проведении биологических исследований.
Процессы обучения и воспитания неразрывны и в плане формирования экологического стиля мышления. Все большую популярность в учебном процессе приобретают уроки-размышления экологической направленности, тематика которых ставит школьников в ситуацию оценки и выбора, нравственной дилеммы: «Ввоз отработанного ядерного топлива в Россию: аргументы “за” и “против”», «ГМО и экологическая безопасность». Именно на этих занятиях учителя-предметники должны формировать у обучающихся представления о ноосфере как о «сфера разумности», коэволюции человека и природы, рассматривать пути решения экологических проблем с позиции центризма.
Для педагогов региона изданы «Методические рекомендации для учителей химии «Элективные курсы химико-экологической направленности». Автор – доцент кафедры Горбенко Н.В. В издательстве «Русское слово-учебник» вышел УМК для профильной школы авторского коллектива - Н.В.Горбенко, С.Б.Шустова и Л.В.Шустова «Химические аспекты экологии» для учащихся 11 класса общеобразовательных организаций. Он включает в себя программу курса по выбору, учебное пособие, рабочую тетрадь и методические рекомендации для учителя.
Кафедра в рамках курсов повышения квалификации педагогических работников проводит лекционные и практические занятия по экологизации образовательной области «Естествознание». Разработаны отдельные курсы экологической направленности для учителей, ведущих различные предметы. Примером такого курса является дистанционный курс «Современные тенденции развития школьного экологического образования» (куратор Н.В.Горбенко).
Для реализации дошкольного, школьного и внешкольного экологического образования нужны квалифицированные педагогические кадры, обладающие экологической компетентностью. Необходимость включения экологического материала в общий цикл лекций на курсах повышения квалификации педагогических кадров различного уровня обусловлена актуальностью формирования у педагогов, а через них и у учащихся, всех компонентов экологической культуры.
В рамках квалификационных курсов для учителей естественнонаучного цикла отдельно присутствует экологический блок, в котором представлена общая система минимальных экологических знаний и содержательные аспекты экологии, реализуемые в предметах образовательной области «Естественные науки». Популяризация современных педагогических методик и технологий в деятельности образовательных учреждений в экологическом направлении, расширение и углубление знаний, приобретение умений и навыков по экологии, методам защиты природы будет способствовать экологическому образованию, расширению и развитию профессиональных навыков в данной области.
Экологическое образование школьников должно стать непрерывным и целенаправленным процессом и реализовываться в различных формах по образовательным программам, обеспечивающим преемственность содержания, как между ступенями общего образования, так и между общим и дополнительным образованием. Безусловно, формированию экологической культуры особое место уделяется при изучении предметов естественнонаучного цикла – физики, химии, биологии, экологии, естествознания. Но достижение обучающимися личностных результатов освоения ООП реализуется через содержание всех учебных предметов. Аксиологический, нормативный и поведенческий компоненты экологической культуры, формирование чувства здоровой тревожности за состояние планеты через создание эмоционально-экспрессивных ситуаций должны быть реализованы на уроках предметов гуманитарного цикла – истории и литературы, основ безопасности жизнедеятельности. Только совместная деятельность всех педагогов-предметников, интегративный подход в изложении предметного содержания позволит достичь личностных результатов в области формирования экологического сознания каждого выпускника школы.
Сегодня важно поддержать внесение поправок в Конституцию РФ. Если мы с вами все вместе не сохраним нашу природу, нечего будет передавать будущему поколению.
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть