Нижегородский институт развития образования

Актуальная тема

На пути к введению добровольной независимой оценки квалификации педагогических работников


Уже не первый год тема профессионального стандарта «Педагог» - одна из самых обсуждаемых в профессиональном педагогическом сообществе. Введение добровольной независимой оценки профессиональной квалификации педагогических работников – это и одна из сущностных задач федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование». Региональный Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников предлагает всем представителям такого социально значимого вида профессиональной деятельности как педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании принять участие в масштабном обсуждении наименований квалификаций и требований к ним в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог». Проекты наименования квалификаций и требований к квалификациям, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации педагогов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, размещены на официальном сайте Российского общества «Знание» (базовой организации Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования). Там же размещена форма для сбора экспертных мнений.

Предлагаемые к обсуждению проекты вносят важные дополнения в содержание профстандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". Профессиональный стандарт предъявляет одинаковые требования к квалификации педагога начального общего образования (учитель), основного и среднего общего образования (учитель) без разделения на трудовые функции и трудовые действия. Организация независимой оценки профессиональных компетенций педагогов требует также внести соответствующие изменения в систему непрерывного профессионального образования, которые способствовали бы мотивации каждого участника к профессиональному росту и решали актуальную задачу по научно-методологическому обоснованию и созданию условий для выстраивания индивидуальных путей (траекторий) профессионального развития педагогов.

Эффективность введения процедуры независимой оценки профессиональных компетенций педагогов предполагает наличие трех сущностных элементов: концептуально-методологического обоснования оценки профессиональных компетенций педагогов, модели профессионального экзамена и модели проектирования индивидуальных образовательных программ повышения квалификации педагогов по результатам профессионального экзамена.

Согласно положению о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации (утверждено приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 декабря 2016 г. № 726н), обязательным этапом разработки является проведение обсуждения проекта квалификаций с представителями организаций, в которых реализуется вид профессиональной деятельности или его отдельная трудовая функция, а также с представителями других общероссийских профессиональных союзов и других организаций, заинтересованных в реализации и развитии вида профессиональной деятельности.

Однако для оценки качества профессиональной педагогической деятельности, что предполагает и независимая оценка квалификаций, необходима дифференциация квалификационных требований к педагогам и выстраивание системы квалификационных уровней, включающей:

- разные уровни квалификации (5 и 6) в содержании обобщенных трудовых функций: педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования (код А); педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ (код В);

- внесение корректировок в содержание трудовых функций, позволяющих выстроить шкалу критериальных отличий в деятельности педагога, работающего на 5 и на 6 квалификационных уровнях.

- уточнение квалификационных требований, с учетом задач привлечения в профессию лиц, не имеющих опыта педагогической деятельности.

Процедура добровольной независимой оценки квалификации работника на соответствие профстандарту предусмотрена Федеральным законом от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации", постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 "Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена". К 2024 году не менее 10 процентов педагогических работников систем общего образования и дополнительного образования детей должны будут пройти эту процедуру на базе специально созданного в 2019 году Центра оценки и развития квалификаций педагогов. Данные учреждения функционируют в субъектах РФ под руководством АНО «Национальное агентство развития квалификаций» для осуществления независимой оценки квалификации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit

Копировать | Печать | Закрыть