Доцент кафедры педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО А.С. Мольков. стал обладателем Диплома II степени и специального приза Профсоюза работников народного образования и науки РФ За профессионализм на международном конкурсе Педагогическое начало
Проект Tempus
Областной конкурс общеобразовательных программ дополнительного образования.Фото: министерство образования Нижегородской области
Вход для пользователей
Подразделения

Кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования

Нормативные документы

  • Конвенция ООН «О правах ребёнка»

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012

  • Федеральный государственный образовательный стандарт

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013 г.)

  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ред. от 02.07.2013 г.)

  • Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ред. от 02.07.2013 г.)

  • Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125 – ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

  • Федеральный закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ «Семейный кодекс Российской Федерации» (действующая редакция от 01.09.2013 г.)

  • Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"

  • Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 июня 2013 г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей"

  • Федеральный закон от 04.03.2013 N 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 07.06.2013 N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ"

  • Закон РФ "Об общественных объединениях"

  • Федеральный Закон РФ от 28.06.1995 №98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных общественных объединений»

  • Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. N 14-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних"

  • Федеральный государственный образовательный стандарт

  • Указ "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг."

  • Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов+комплекс мер (2012 г.)

  • Концепция духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России

  • Концепция развития дополнительного образования детей // Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»

  • Государственная Закон Нижегородской области № 141-Фз от 31.10.2012 г. «О профилактике алкогольной зависимости у несовершеннолетних в Нижегородской области»

  • Приказ Министерства образования Нижегородской области и Министерства здравоохранения Нижегородской области от 16 сентября 2013 г. N 2076/2284 "Об организации межведомственной работы с обучающимися по профилактике употребления психоактивных веществ в муниципальных и государственных образовательных организациях Нижегородской области"

  • Приказ минобразования и минздрава Нижегородской области от 20.11.2013 N 2588/2851 "Об организации добровольного анонимного социально-психологического и иммунохроматографического тестирования обучающихся образовательных организаций Нижегородской области на предмет немедицинского потребления наркотиков и других токсических веществ"

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации о Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях / № ИР-352/09 от 13.05.2013.

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации 09-879 от 12.07.2013 Рекомендации по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе

  • Письмо Министерства образования Нижегородской области № 316-01-100-2597/14 от 25 августа 2014 года "Об opгaнизации воспитательной работы в образовательных организациях Нижегородской области в 2014-2015 учебном году"

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам // Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 N 30468)

  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей // Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014

Основная рекомендуемая литература

  • Гаврилин А.В. Развитие отечественных гуманистических воспитательных систем. Владимир: «Владимирская школа», 1998.
  • Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие, М.: Новая школа, 2001.
  • Дети группы риска: психологическая помощь и преемственность в воспитании / Л. А. Долгова, Е. Г. Еделева, Е. С. Усова, С. А. Фадеева. – Н. Новгород: НГЦ, 2006.
  • Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Под ред. О.Е. Лебедева.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.
  • Дополнительное образование детей: словарь-справочник/ авт-сост. Д.Е.Яковлев. – М.: Аркти, 2002.
  • Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов. М.: Академия, 2008.
  • Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М., Просвещение, 1990.
  • Кабуш В.Т. Гуманистическое воспитание школьников: теория и методика // Мн.: АПО, 2005.
  • Караковский В.А. Воспитание. Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем // М.: Педагогическое общество России, 2000
  • Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / [сост.: Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина]. – М.: Сфера, 2002.
  • Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах // М.: Владос, 2004
  • Рожков М.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие // М.: Владос, 2004
  • Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / [под ред. Н. Л. Селивановой]. – М.: Пед. общество России. 2001.
  • Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. Учебно-методическое пособие, Москва, ТЦ Сфера, 2004 г.
  • Степанов Е.Н. Воспитание индивидуальности, Москва, ТЦ Сфера, 2006.
  • Степанов П.В. Как создать воспитательную систему школы: возможный вариант. М.: Пед. общество России, 2006.
  • Фадеева С.А. Мониторинг воспитания: содержание и организация// Н.Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2006.
  • Фадеева С.А. Мониторинг в УДОД// Н.Новгород, «Поволжье», 2010.

Литература для воспитателей ГПД

  • 1. Болтенко, Е. Н. Алгоритм построения конкурсно-игровой программы / Е. Н. Болтенко, Е. А. Ципляева // Начальная школа: плюс – минус. – 2008. – № 4. – С. 86-88.

    2. Брагуца, А. В. Организация воспитательного процесса младших школьников во внеурочной деятельности / А. В. Боагуца // Начальная школа: плюс – минус. – 2009. – № 10. – С. 76-79.

    3. Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа.- 2011.- №6.-С.53-55

    4. Будилова, Т. Б. Родительское собрание на тему «Как научить ребенка читать книгу?» / Т. Б. Будилова // Начальная школа. – 2010. – №2. – С. 61.

    5. Вакуленко, А. В. Группа продленного дня. СD диск / А. В. Вакуленко. – М.: Учитель, 2010. Поставщик: «ВЕК Развития»

    6. Воротилина, И. М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе / И. М. Воротилина // Начальная школа: плюс – минус. - 2005. - № 4. - С. 72-76.

    7. Г.И. Куценко, И.Ф.Коротков Режим дня школьника.
    С.А. Шмаков Уроки детского досуга. Игры-шутки, игры-минутки.

    8. Группа продленного дня: Сборник нормативных документов и инструктивно-методических писем. М., 1984.

    9. Журнал группы продленного дня. – М.: Экстремум, 2007. – 14 с.

    10. Занятия в группе продленного дня. 1-4 классы: конспекты, занимательные материалы, рекомендации. – М. : ТЦ «Учитель», 2011. – 251 с.

    11. Иванова, Н. Б. Дневник воспитателя группы продленного дня / Н. Б. Иванова, О. В. Дюкина. – М.: Вако, 2008. – 160 с.

    12. Исаева, С. А. Организация и содержание работы в группе продленного дня: начальная школа / С. А. Исаева, И. Н. Попова. – М. : Айрис-Пресс, 2006.- 144с.

    13. Касаткина, Н. А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня: 1-4 классы: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации: Выпуск 1 / Н. А. Касаткина. – М.: Учитель, 2005. – 253

    14. Кукушин, В. С. Педагогика начального образования: учеб.пособие для студ.пед.вузов / В. С. Кукушин, А. В. Болдырева-Вараксина – М.: ИКЦ «МАРТ», 2005. – 592 с.

    15. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Режим доступа:[http://www.openclass.ru/pages/221595]

    16. Модель организации внеурочной деятельности на ступени начального общего образования. Режим доступа:[http://sks.shatki.info/index.php/2011-04-19-07-55-28/85-2011-10-19-17-08-09.html]

    17. Планирование воспитательной роботы в классе: Методическое пособие / Под ред. Е.Н.Степанова. М., 2000.

    18. Продленный день в школе: режим и организация досуга. М., 1991.

    19. Сабельникова, С. И. Организация внеурочной деятельности обучающихся / С.И. Сабельникова // Управление начальной школой.- 2011.- №3.-С.4-22

    20. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве. «Начальная школа» №2 2007г

    21. Созонова, В. П. Примерная программа школьников во внеурочной деятельности в начальной школе / В.П. Созонова // Завуч начальной школы.- 2011.- №5.-С.64-77

    22. Степанов, Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов / Е.Н. Степанов // Завуч начальной школы.- 2011.- №6.-С.36-48

    23. Строй, С. Н. Родительское собрание на тему «О воспитанности...» / С. Н. Строй // Начальная школа. – 2010. – №2. – С. 57.

    24. Фортуна Е. Б. Нетрадиционные методы и приемы работы в группе продленного дня / Е. Б. Фортуна // Начальная школа: плюс – минус. – 2008. – № 6. – С. 94-96.

    25. Холина, З. Н. Родительское собрание «Поговорим о любви и дружбе» / З. Н. Холина // Начальная школа. – 2010. – №1. – С. 98.

    26. Цели, задачи, содержание и принципы внеурочной деятельности школьников, осуществляемой с использованием информационных технологий.Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/534738/]

    27. Шмалькова, Л.В. Планирование и анализ реализаций внеурочной деятельности / Л.В. Шмалькова // Управление начальной школой.- 2011.- №12.-С.5-12

    Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

    для воспитателей ГПД

    28. http://festival.1september.ru/ - педагогический форум Фестиваль педагогических идей «открытый урок»

    29. http://pervoklassnik.resobr.ru/ электронный журнал «Управление начальной школой»

    30. http://n-shkola.ru/ - журнал «Начальная школа»

    31. http://www.school2100.ru/izdaniya/magazine/ - журнал «Начальная школа плюс до и после»:

    32. http://festival.1september.ru/ - педагогический форум Фестиваль педагогических идей «открытый урок»

    33. http://n-shkola.ru/ - журнал «Начальная школа»

    34. http://pervoklassnik.resobr.ru/ электронный журнал «Управление начальной школой»

    35. http://www.school2100.ru/izdaniya/magazine/ - журнал «Начальная школа плюс до и после»:

    36. Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной деятельности младших школьников в режиме продленного дня http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00176208_0.html

    37. Внеклассное занятие в группе продленного дня в 1-м классе на тему: «Дорогами сказок Х.К. Андерсена» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // http://festival.1september.ru/articles/567276/

    38. Воспитателю группы продлённого дня. Пакет документов. Самоподготовка. Информация для родителей // http://maria-vidomir.narod.ru/kopia_word.htm

    39. Группа продленного дня // http://www.proshkolu.ru/org/cheboksary-57/folder/46032

    40. Группа продлённого дня для детей младшего школьного возраста // http://yug-business.ru/prismotr

    41. Гулидов, П. В. Правовые аспекты организации групп продленного дня / П. В. Гулидов // Управление начальной школой. – 2009. – № 9. // http://pervoklassnik.resobr.ru/archive/year/articles/4396/

    42. Должностная инструкция воспитателя ГПД http://nsc.1september.ru/articlef.php?ID=200500109

    43. Игры на воздухе и экскурсии в группе продленного дня // http://www.shkolnymir.info/content/view/170/53/

    44. Примерная схема психологического обоснования проведения воспитательного мероприятия и анализа его // http://www.shkolnymir.info/content/view/171/53/

    45. Садовникова, Г. В. Группа продленного дня. Организация свободного времени учащихся в группе продленного дня / Г. В. Садовникова // http://brestschool7.iatp.by/metod_gpd.htm

    46. Самоподготовка в ГПД // http://www.shkolnymir.info/content/category/6/70/56/ Группы продленного дня // http://sch590.zao.mskobr.ru/conditions/

    47. Фомичёва, О. Н. Преемственность в работе учителя начальной школы и воспитателя группы продленного дня //Фестиваль педагогических идей «открытый урок» // http://festival.1september.ru/articles/572862/

    48. Циклограмма работы воспитателя в группе продленного дня // http://schz1138.svao.mskobr.ru/conditions/index.php?ELEMENT_ID=182

Дополнительная литература для воспитателей общежитий

  • 1. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СП 2.1.2.2844-11)

    2. Стратегия государственной молодежной политики Нижегородской области до 2020 года

    3. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009.

Литература для социального педагога

  • · Агафонцева Л.В., Баринова М.Г., Боровская Е.В., Дождикова Г.Н., Неверова Л.В., Сироткина Е.С., Фадеева С.А. Воспитание школьников в условиях новых образовательных стандартов: методические рекомендации (методические рекомендации) /Под общей редакцией С.А. Фадеевой. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013. – 257 с. ISBN 978-5-7565-0577-1

    · Басов, Н.В. Социальная педагогика: Введение в профессию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко. – М.: Издательский дом «Академия», 2006. – 256 с. ISBN 5-7695-2313-1

    · Василькова Т.А. Социальная педагогика / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. – 240 с.

    · Клейберг, Ю.А., Ганченко И.О. Основы психологии социальной работы с девиантными подростками. – Краснодар: Краснодар.ун-т МВД России, 2007. – 416 с.

    · Косарецкая С.В., Косарецкий С.Г., Синягина Н.Ю. Неформальные объединения молодежи: Профилактика асоциального поведения. – СПб.: КАРО, 2006. – 400 с.

    · Луков, В.А. Социальное проектирование: Учебное пособие. – М.: Социум, 2000. – 224 с.

    · Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс / Мардахаев Л. В. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 797 с.

    · Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. Изд. 3-е, испр. , доп. – М.: 2008. - 256 с. - ISBN 978-5-7695-4130-8

    · Профилактика девиантного поведения детей и подростков / А.В. Митькина, С.А. Фадеева, Г.Н. Дождикова, М.Г. Баринова; Нижегородский институт развития образования. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 92 с.

    · Развитие гуманистических воспитательных систем в образовательном пространстве Нижегородской области (монография)/ М.Г. Баринова, Е.В. Боровская Г.Н. Дождикова, Е.С. Сироткина, С.А. Фадеева, / гос.бюдж.обр.учр.доп.проф.обр-я «Нижегородский институт развития образования». – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2011. – 251 с. – ISBN 978-5-7565-049-8

    · Саралиева З.Х., Егорова Н.Ю., Кутявина Е.Е., Мигунова А.В., Петрова И.Э., Сизова И.Л., Судьин С.А. Социальное взаимодействие в системе социальной работы: Учебник / Под общ. ред. З.Х. Саралиевой. – Н.Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2011. – 410 с.

    · Титова, С.В. Дети группы риска в общеобразовательной школе. С-Пб.: Питер, 2008. – 240 с. - ISBN: 978-5-91180-456-5

    · Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога: 5-11 классы. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2009. – 336 с. ISBN 978-5-94665-920-8

    · Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей. – М.: Дрофа, 2007. – 256 с. - ISBN978-5-358-02643-8

Литература для старшего вожатого

  • 1. Детские и молодежные общественные объединения России: Справочник. М., 1995; Теория, история, методика детского движения. Вып. 4. М., 1998.

    2. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. — М., 1990.

    3. Как вести за собой: Большая книга вожатого. — М., 2004.

    4. Крупская Н.К. О вожатом и его работе с пионерами. — М., 1982.

    5. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. — М., 1986.

    6. Мудрик А.В. Общение в процессе воспита­ния. — М., 2001.

    7. Методические рекомендации МО РФ во исполнение решения коллегии от 28.09.1999 №19 «О расширении деятельности детских и молодёжных общественных в образовательных учреждениях» - Вестник образования, №9/2000

    8. Коджаспирова Г.М. Педагогика: программы, методические материалы и рекомендации. – М.: ТЦ «Сфера», 2002

    9. Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора. Метод пособие для организаторов детского движения. – М., 1996

    10. Социальное проектирование. – Н.Новгород: Педагогические технологии, 2004

    11. Тебе, вожатый! Выпуск 1. – Н.Новгород: Педагогические технологии, 2003

    12. Тебе, вожатый! Выпуск 2. – Н.Новгород: Педагогические технологии, 2004

Литература для педагогов и руководителей образовательных организаций дополнительного образования (ОО ДО)

  • 1. Апшева А.М. Психолого-педагогическое сопровождение дополнительного образования детей. Опыт и практические рекомендации. М: МД ЭБЦ, 2011. - 180 с.

    2. Буйлова Л.Н. Исторический контекст становления и пути развития дополнительного образования детей в современной России. М.: ООО «Новое образование», 2013. - 104 с.

    3. Горский В.А. Живое образование. М, 2011. - 120 с.

    4. Иванченко В.Н. Инновации в образовании. Общее и дополнительное образование детей Феникс, 2011. - 352 с. (Серия «Сердце отдаю детям)

    5. Кабкова Е. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей. М: Просвещение, 2011. - 176 с.

    6. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей. М: Владос, 2011. - 216 с. (Серия «Воспитание и дополнительное образование)

    7. Методические рекомендации по разработке образовательной программы образовательной организации дополнительного образования (ОО ДО) // Письмо Министерства образования Нижегородской области № 316-01-100-1674 / 14 от 30 мая 2014 года

    8. Моргун Д. В., Орлова Л.М. Дополнительное образование детей в вопросах и ответах. ЭкоПресс, 2012. - 140 с.

    9. Рябченко А.М., Иванченко В.Н. Настольная книга директора учреждения дополнительного образования детей. Феникс, 2011. - 352 с. (Серия «Сердце отдаю детям)

    10. Сборник методических материалов для преподавателей учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства. НМЦ ГОУ СПО МО «Колледж искусств», 2011. - 90 с.

Интернет-ресурсы для педагогов и руководителей образовательных организаций дополнительного образования (ОО ДО)

  • 1. http://dopedu.ru/ Информационный портал системы дополнительного образования детей

    2. http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=54 Российский общеобразовательный портал / Раздел «дополнительное образование и воспитание»

    3. http://dop-obrazovanie.com/ Внешкольник // Сайт о дополнительном внешкольном образовании

    4. http://www.labdopobr.ru/ Сайт лаборатории дополнительного образования

    5. http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/obuchenie/moduli/dopolnitelnoe-obrazovanie Учебно-методический комплект для руководителей и замечтителей руководителей образовательных организаций дополнительного образования // сайт Высшей школы экономики: 273-фз.рф

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph